МААМ-картинки

Кружковая работа как активизация коррекционной деятельности обучающихся

Ирина Семенчук
Кружковая работа как активизация коррекционной деятельности обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное образовательное автономное учреждение Амурской области

«Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Опыт работы по теме :

«Кружковая работа как активизация коррекционной деятельности обучающихся»

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Семенчук И. П.

«Кружковая работа как активизация коррекционной деятельности обучающихся»

Цель: Создание условий для максимально эффективного,

Публикация «Кружковая работа как активизация коррекционной деятельности обучающихся» размещена в разделах

целостного развития личности ребенка с проблемами в развитии.

Задачи:

- Изучить особенности развития творческих способностей у детей с ОВЗ;

- Организовать деятельность разнообразных форм кружковой работы;

- Развивать у детей способности к разным видам деятельности.

«Способность понимать умом и сердцем

наиболее успешно развивается тогда,

когда ребенок активно создает

художественные образы в своем воображении,

одновременно участвуя в доступных

ему формах художественной деятельности».

А. В. Запорожец

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь, познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно-эстетического освоения мира. Это играет существенную роль в формировании художественной культуры ребенка с особенностями в развитии. Оно заключает в себе художественно-эстетическое, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.

Задача педагогического коллектива – не только гарантировать определенный уровень образования, воспитания и социальной защиты воспитаннику, но и предоставить ему шанс на успех в будущем.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с которыми формы физкультурно-оздоровительного художественно-эстетического и духовно-нравственного освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывают на них лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции здоровья.

Все формы детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире, они помогают детям развиваться и жить.

Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку обеспечивает развитие мелкой моторики, координацию движений рук, зрительный контроль, умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом, развивает внимание, воображение, сенсорику.

В школе-интернате создано целостное образовательное пространство, в котором базовое и дополнительное образование выступают как равноправные, взаимодополняющие друг друга компоненты.

Приоритетными направлениями кружковой работы в нашей школе стали : - Духовно-нравственное

- Художественно-эстетическое

- Физкультурно-оздоровительное

Данные направления сформировались исходя из педагогических и творческих умений и возможностей нашего коллектива.

В нашей школе-интернате работает клуб выходного дня, где воспитатели ведут кружки по интересам.

Эстетическая деятельность учащихся организована в объединениях по интересам педагогами дополнительного образования

«Страна мастеров» - Синичук Е. А. Кашина Т. П. ; «Весёлая кисть»- ГарьковаИ. В. ;

«Музыкальный», - руководитель Коротков А. Е,; «Художественная мастерская» -руководитель Суркова В. И. ; «Марья искусница» - руководитель Кравченко Л. А. ; «Русская изба» - Ашиток Е. Д. - руководитель школьного музея;

«Спортивный: шашки, настольный теннис, легкая атлетика, волейбол» - руководитель Радионов В. В. – учитель по физкультуре;

«Любознатели» - Корнева А. А. Пазникова Н. В; «Помоги себе сам» - Симаковс Л. Б. ;

«Театральная гостиная»-Ваненкова Л. А.

«Обереги своими руками» - Семенчук И. П.

ЗНАЧЕНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.

Практика работы с детьми с особыми образовательными потребностями показывает, что рациональная организация внутри школьной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию детей, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.

Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей 4-8 классов, так как они уже в определенной мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих детей более четко определились интересы и наклонности.

Всё свободное время воспитанников заполнено разнообразной досуговой деятельностью. Именно дополнительное образование в школе-интернате органически сочетает все виды досуга с различными формами деятельности, решая проблему занятости детей.

В нашей школе-интернате нет детей неспособных и неуспевающих, даже если у ребенка есть какие-то проблемы в учебе, то в сфере творчества, куда он приходит добровольно, его встречают добрые увлеченные люди, помогающие раскрыть природные задатки. Здесь каждый может найти себе дело по душе, его способности, хоть самые малые, найдут достойное воплощение, а сам он обретет статус успешного человека в глазах сверстников, педагогов и родителей. Каждое, даже незначительное, достижение любого ребенка в школе всегда отмечается, развивая тем самым чувство уверенности в своих силах и способностях.

Изучая на занятиях кружков русское искусство : живопись, литературу, музыку и танцы, дети с удовольствием поют и танцуют, читают стихи, выполняют декоративные панно, аппликации, рисуют, знакомятся со славянской орнаментальной символикой и ее историей, изучают народные промыслы, их истоки и современное развитие. Декоративно-прикладное творчество наиболее прочно связано с бытом и повседневной жизнью каждого человека, именно поэтому эстетическое воспитание школьников на примере декоративно-прикладного искусства имеет огромное значение для формирования культуры быта и труда, культуры человеческих отношений в целом.

Работы детей : панно из природного материала, токарные изделия, картины, вышитые крестиком, гладью, салфетки и подушки-думочки с причудливым рисунком из атласной ленты - никого не оставляют равнодушными.

Ребят необходимо учить чувствовать, понимать, ценить и, самое главное, создавать красоту своими руками. Если дети сделали что-то своими руками, они будут беречь это и гордиться своей работой, легче входить в жизнь и принимать условия жизни.

На занятиях кружка “Марья - Искусница ” девочки изготавливают необходимые для школы-интерната в повседневном быту вещи: фартуки и косынки для работников школьной столовой и прачечной, скатерти, салфетки. Выпускницы шьют себе наряды для школьного бала. На занятиях кружков изготавливаются несложные костюмы для школьных праздников и танцевального ансамбля “ Очарование ”.

В настоящее время широкую популярность приобрела работа с природными материалами, так называемая флористика. Работа с этими материалами доступна, а общение с природой увлекательно, интересно и полезно. Оно развивает творческое мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус, Аппликативные панно, подсвечники, декоративные бутылки из природного материала являются чудесным украшением интерьеров школы, служат необычными сувенирами.

Важное значение имеет краеведческая работа по изучению и творческому освоению истории родного города. Процесс освоения архитектурных образов и памятных мест города проходил на экскурсиях. На занятиях и праздниках происходит знакомство воспитанников с культурно – исторической жизнью нашей области и Родины в целом. Участвуя в подобных мероприятиях, дети приобщаются к культуре труду быту и духовному наследию нашей Родины.

На своем примере хочу рассказать о работе кружка

«Обереги своими руками».

На занятиях кружка ребята изготавливают обереги, знакомятся с обычаями и традициями русского народа.

Цель работы кружка – общее развитие детей с помощью специфических средств, присущих данному виду деятельности.

Идея работать с деревом, тканью, крупами, кожей, бумагой, сухостоем зародилась несколько лет назад. Имея в наличии литературу, необходимый материал, мне оставалось лишь разработать, спланировать занятия, определить их место и назначение в творческом процессе.

Во время занятий декоративно прикладным творчеством, учащиеся должны познакомиться с небольшим количеством материалов, узнать их свойства, научиться работать с разными инструментами и овладеть технологиями изготовления изделий из самых неожиданных материалов уметь использовать их, чтобы почувствовать материал, знать, с чем он может удачно сочетаться.

Ручной труд во время занятий кружка «Обереги своими руками» вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, тщательность в исполнении работы. Практическая деятельность кружковой работы позволяет мне как руководителю более разносторонне изучить индивидуальные особенности и личностные качества каждого ребенка, а самому ученику проявить те личностные свойства, которые не видны во время выполнения других видов деятельности.

Использование новых технологий позволяет реализовать поставленные задачи, разнообразить принципы деятельности и добиваться хороших результатов. Моя задача включить детей в трудовую деятельность. Стараюсь на занятиях вырабатывать умения, позволяющие учащимся развивать сообразительность и быстроту реакции при решении различных задач, связанных с практической деятельностью. Учитывая цели и задачи обучения творчеству, а также психологические особенности детей, пытаюсь сформулировать исходные принципы, ориентиры, которыми руководствуюсь при проектировании и организации занятий творчества.

Имеет большое значение, и организованная работа по комплектованию кружка. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагога, с тем, чтобы очень тактично помочь ученику или воспитаннику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу я провожу без всякого нажима, не вызывая чувства протеста, так, чтобы совет, который даю ученику, он воспринимал как свое собственное желание.

Конечно, есть дети, которые с упорством будут настаивать на том, чтобы заниматься в таком кружке, который им заведомо не по силам. В таких случаях не следует настаивать на своих рекомендациях, а записать ребенка в кружок. Практика показывает, что подобные ситуации не так уж часты. Вместе с тем пребывание детей в кружке вреда ему не принесет. В процессе работы ребенка можно привлечь к выполнению отдельных, более легких заданий, либо же через определенное время заинтересовать работой в другом кружке. В любом случае очень важно, чтобы дети почувствовали, что каждый из них вполне самостоятельно принял решение заниматься в таком кружке, в котором он хочет.

Индивидуальная работа с детьми с нарушением в развитии на занятиях кружка

Перед началом работы я провожу вводную беседу, рассказывая о целях и задачах предстоящего трудового задания. Дети в общих чертах проектируют образцы будущих работ, устанавливают их элементы, какие требуются для работы материалы и инструменты. Часть изделий дети выполняют из разных материалов, используют открытки, ткани, цветные нитки, крупы, собранные природные материалы, травы, злаки и так далее.

После выбора материала и инструмента приступаем к составлению композиции. Демонстрируя готовые работы вызываю тем самым у ребят интерес, творческое воображение, фантазию а главное желание творить самому или с помощью педагога.

Для индивидуальных поделок используются те же материалы, которые дети обрабатывают на занятиях – кружках. Но по содержанию, форме и отделке эти поделки не должны повторять друг друга.

Огромным потенциалом для развития творческих способностей детей с нарушением в развитии обладает кружковая работа, так как на этих занятиях у детей развиваются творческое воображение, фантазия, мелкая моторика, речь, мышление, память, наблюдательность и другие психические функции. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие – выступают в кружковой работе едино, органично связаны друг с другом.

Получение новой информации (показ готовой заранее выполненной работы или картинки на слайде) тесно переплетается с получением эстетического наслаждения от увиденного. Эстетическое переживание, удовлетворяя человеческую потребность в любовании красотой, порождает эмоцию радости, которая является объединяющей эмоцией.

Она даёт ребёнку ощущение своей связи, единения с окружающим миром, что особенно важно для детей с особенностями в развитии, формирует положительное отношение к людям, обществу, его духовным ценностям.

Анализируя свой опыт работы по организации кружка «Обереги своими руками», я сделала вывод, что процесс изготовления творческих работ не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, но и развивает мелкую моторику, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Работы наших учащихся неоднократно принимали участие и были призерами в областных(«Созвездие», «Мир моих увлечений») и городских (в доме музее им. П. Комарова) выставках декоративно прикладного творчества. Некоторые из работ вы можете увидеть на представленной выставке.

В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально – трудовой ориентировки.

Я, как руководитель кружка, ставлю своей целью научить детей доступным приёмам ручного труда, самостоятельно ориентироваться в задании, предварительно планировать ход работы над изделием, контролировать свою работу.

Кружок – это центр детского творчества. Именно в кружке возможно учитывать и максимально удовлетворять индивидуальные запросы учащихся, развивать личность, воспитывать любовь к искусству, творческому процессу.

Эффективность участия учащихся в творческих конкурсах

Участие в творческих конкурсах 2013-2014 2014-2015 2015-2016

Кол-во

участников

% Кол-во

участников

% Кол-во

участников

%

Областные

конкурсы 2 25 3 33,3 _ _

Городские

конкурсы 5 62,5 6 66,6 9 81,8

Школьные

конкурсы 8 100 9 100 10 90,9

Заключение

Из представленных данных в таблице можно сделать вывод о том, что занятия в кружке дают положительный результат. Ребята становятся трудолюбивее и работоспособнее и я надеюсь что мои занятия способствуют формированию духовно нравственных качеств моих учеников.

«В каждом человеке – солнце, Умейте его зажечь».

Сократ

Публикации по теме:

Фотоотчет «Мы танцуем и поём, очень весело живём!» — кружковая работа в ДОУФотоотчет «Мы танцуем и поём, очень весело живём!» — кружковая работа в ДОУ Уровень развития творческих способностей дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие – менее.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Кружковая работа по нетрадиционной технике рисования «Лев»Кружковая работа по нетрадиционной технике рисования «Лев» Тема: «Лев» (рисование пластиковой вилкой) Цель: 1. Продолжать знакомить с нетрадиционно техникой рисования. 2. Развивать мелкую моторику.

Кружковая работа по пластилинографии «Мой любимый пластилин» (вторая младшая группа)Кружковая работа по пластилинографии «Мой любимый пластилин» (вторая младшая группа) Пластилин я в руки взял, Мял, давил, крутил, слеплял. Перемазал им все руки, Своей воле покорял. Вроде бы всё так легко, Взял кусок,.

Кружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группеКружковая работа «Умелые ручки» во второй младшей группе В нашей второй младшей группе с детьми организована кружковая работа "Умелые ручки". Цели кружковой работы: развитие мелкой моторики рук;.

Кружковая работа по пластилинографии в старшей группе «Солнышко лучистое»Кружковая работа по пластилинографии в старшей группе «Солнышко лучистое» Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители и все посетители моей странички! В этом году в свой кружок "Маленькие волшебники" по лепке в.

Кружковая работа: «Волшебный мир Оригами»Кружковая работа: «Волшебный мир Оригами» Кружок: "Волшебный мир Оригами". Цель: развитие творческих способностей у дошкольников в процессе приобщения к искусству оригами. Задачи:.

Консультация «Кружковая работа в МБДОУ»Консультация «Кружковая работа в МБДОУ» Тема: «Дон Тихий, а берега песенные» (старший возраст) (доминантное занятие по пению) Разработала музыкальный руководитель: Галактионова.

Пальчиковый театр — развивает. Кружковая работаПальчиковый театр — развивает. Кружковая работа Пальчиковый театр – развивает. Кружковая работа. Развитие мелкой моторики у детей очень важно, особенно в раннем возрасте. В своей работе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа как активизация коррекционной деятельности обучающихся
Опубликовано: 8 декабря 2021 в 17:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кружковая работа как активизация коррекционной деятельности обучающихся» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Семенчук (УИ 1135339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД