Марина Еникеева
Речевая среда как фактор речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
В этом учебном году в нашем дошкольном учреждении проходил семинар для молодых педагогов района по теме "Актуальные методы обучения для развития речи детей". Я представила свой опыт работы по теме
Публикация «Речевая среда как фактор речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, Из опыта работы» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Старшая группа
- Темочки
"Речевая среда как фактор речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения"
(При разработке материала использовала методическую литературу и опыт коллег из интернет - ресурсов. Спасибо)
b]Слайд 1.[/b]
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию позвольте представить опыт работы по теме: «Речевая среда как фактор речевой компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения».
Слайд 2.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. С её помощью выражают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Речь – основное средство общения людей, одновременно необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, общение, абстракция и др.) развиваются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Слайд 3.
В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.
Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.
Речевая компетенция ребёнка предусматривает следующие составляющие, которые представлены на экране. Это и наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, способность уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
Это и приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм.
Это и развитие речевого слуха и овладение средствами звуковой выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, ударение).
Это и сформированность диалогических умений, разговорная речь. Понимание связного текста, умение отвечать на вопросы, поддерживать и начинать разговор, вести диалог.
Это и сформированность умения слушать и понимать тексты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов. Умение развёрнуто высказываться, рассказывать про события из личного опыта, по содержанию сюжетных картин, предложенную тему и выбранную самостоятельно (творческое рассказывание).
А также умение комплексно применять вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, позу и т. д.) способы с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуациях, умение ориентироваться в ситуации общения, оценивать его.
И среди основных направлений деятельности одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей, развития речи в тесной взаимосвязи с развитием мышления ребёнка, осознания себя и окружающего мира.
Речь - величайшее богатство, данная человеку, и её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
Слайд 4.
С 2010 года наш детский сад посещают дети с нарушениями зрения. В связи со зрительной недостаточностью у детей наблюдается и речевые нарушения. В 2010 – 2011 учебном году- 92% детей (из 13 детей – 12) нуждались в логопедической коррекционной работе, в 2011 -2012 учебном году – 90% (из 10 детей – 9, в этом году – 87% (из 8 детей – 7) нуждаются в коррекционной логопедической работе. В связи с этим была выделена проблема:
У детей с нарушениями зрения недоразвитие речи встречается гораздо чаще, чем у нормально видящих детей.
Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с нарушениями зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействие речевой и зрительной недостаточности.
Поэтому с нашими детьми работают учитель – дефектолог, учитель – логопед и воспитатели, а воспитательно – образовательный процесс строится на комплексно – тематическом принципе
Слайд 5.
Также была поставлена цель:
Создать в группе речевую развивающую среду, активизирующую процесс речевого развития детей с нарушениями зрения.
Так как это является одним из важнейших средств развития дошкольников.
В дошкольной педагогической науке под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Слайд 6.
И были поставлены следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме
2. Пополнить предметно – развивающую речевую среду
3. Организовать интегративный подход для решения задач по развитию речи детей
4. Использовать ИКТ для развития речи детей
Слайд 7.
Изучив литературу, выделила следующее: в качестве основных составляющих речевой развивающей среды являются такие компоненты, как…
1. Речь педагога – грамотная, правильная, логичная, чистая, выразительная, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, оказывает огромное влияние на все стороны речи.
2.Методы и приёмы руководства развитием разных сторон речи детей дошкольного возраста
В старшем возрасте они направлены на:
*Совершенствование речи как средства общения (знакомства с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, а также умения грамотно отстаивать свою точку зрения).
*Целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказывания в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения)
*Организация деятельности в «Уголке интересных вещей» (в пополнении уголка акцент делается на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира и организации восприятия с последующим обсуждением).
*Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребёнка (с целью стимулирования словесного творчества детей, повышения качества их речевых высказываний).
3.Специальное оборудование для каждой возрастной группы.
Слайд 8.
Важно, чтобы речевая развивающая среда была особым образом организована для наиболее эффективного влияния на развитие разных сторон речи каждого ребенка и отвечала следующим задачам:
*Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
*Обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
*Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребенка;
*Обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых реакций;
*Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.
Слайд 9.
Предметно – развивающая среда, конечно же, включает в себя специальное оборудование. Что же это?
Группа оформляется по сезонам, а так же в соответствии с лексической темой (как мы видим на фото)
Оформлен книжный уголок: в хорошо освещенном месте, содержание соответствует возрасту детей, в наличии имеется энциклопедическая и справочная литература, художественная литература, подбор делается или несколько книг одного автора или книги разных издательств, обязательно иллюстрации по темам занятий, материалы о художниках – иллюстраторах. Каждую неделю содержание уголка пересматривается, сменяется.
Так же оборудован коррекционный логопедический уголок (наполняемость которого отметим далее, имеются дидактические игры, картотеки дидактического материала: стихотворения для заучивания с детьми, пальчиковые игры, предметные и сюжетные картинки, считалки, скороговорки, поговорки, словесные игры.
Большое внимание я уделяю оснащению игровых зон для сюжетно – ролевых игр и театрализованных игр.
Слайд 10.
Так же обязательна методическая литература по проблемам развития речи детей, пособия для занятий: раздаточный и демонстрационный материал, предметные и сюжетные картины и, конечно же, наглядная и доступная информация для родителей, так как результата в речевом развитии ребёнка можно достичь только при условии согласованных действий родителей, воспитателей, логопедов.
Слайд 11.
Для расширения речевой среды был создан коррекционный логопедический уголок, наполняемость которого наиболее эффективно помогает в решении речевых проблем наших детей…
Это
– артикуляционная гимнастика в картинках;
– мелкая моторика;
– дыхание;
– высшие психические функции;
– фонематический слух;
– звукопроизношение;
– лексика;
– грамматический строй речи;
– связная речь;
– грамота …
Хотя в группе дети старшего возраста, но для нас также важны игры на развитие:
*зрительного и слухового восприятия
и памяти, зрительного анализа и синтеза;
*пространственной ориентации,
оптико –пространственного анализа и синтеза
Занятие проводим во вторую половину дня по заданию логопеда индивидуально или с подгруппой детей. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках, составляются предложения и небольшие рассказы.
Слайд 12.
Использование оборудования логопедического уголка
- Артикуляционная гимнастика,
звукопроизношение
Также дети сами могут подойти сделать гимнастику для язычка перед зеркалом
Слайд 13.
- Игры на поддувание
Используют различные предметы для развития воздушной струи
Слайд 14.
-игры на развитие мелкой моторики
Самостоятельно берут обводки, шнуровки, мозаики, бусы, палочки, мелкие предметы и другие игры на развитие мелкой моторики
Слайд 15.
- Игры на развитие зрительного и слухового восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза;
на звуко – буквенный анализ
Слайд 16.
-игры на развитие психических процессов
В таких играх развивается внимание, память, умение анализировать, соотносить и т. д.
Слайд 17.
Упражнения на развитие мимики также важны, использование султанчика – игра под названием «Мешающая муха»
Используя картинки с изображением различных эмоций, интереснее играть в парах, один показывает, другой – отгадывает.
Слайд 18.
Настольный, пальчиковый, кукольный театр, игры – драматизации, инсценировки – всё это способствует развитию речи детей – диалог, монолог, общение детей друг с другом.
Слайд 19.
Речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. Необходимо стимулировать содержательное, продуктивное общение ребёнка со взрослым и другими детьми в различных видах деятельности. Организовывать ситуации вызывающие потребность речевого взаимодействия в игре, а так же в труде, продуктивной и бытовой деятельностях.
Слайд 20.
На следующих слайдах представлены небольшие наши достижения
Ежегодно, в конце учебного года в нашем детском саду проходит театральная неделя. Для детей других групп и родителей показываем сказки. Участвуют все дети группы, исполняют свои роли, что является результатом работы всех педагогов ДОУ.
Сказка «Скоро в школу»
Слайд 21.
Так же был проведен тематический вечер «Путешествие в сказы Бажова», на котором дети были слушателями, рассказчиками, пересказывали отрывки из сказов уральского писателя, а так же дети водили хоровод и были «уральскими мастерами», создавали коллаж по сказке «Серебряное копытце».
Слайд 22.
Решая задачу по использованию ИКТ для развития речи детей работа была построена следующим образом: с детьми рассматривались фото презентации, или видеосъёмки, а затем предлагалось озвучить, т. е. рассказать для младших детей или для родителей. Для детей очень важно что – то делать для кого- то, чувствовать свою значимость.
Предлагаю вашему вниманию небольшой сюжет – первый наш опыт. Чем хорошо озвучивание – это тем, что потом можно прослушать самим детям, услышать ошибки и их исправить, а так же родителям и педагогам ДОУ – определить перспективу работы.
(Включаю рассказ -(озвучивание детьми) сказки «Пожар в лесу»)
Слайд 22.
Созданная речевая среда в группе, использование коррекционного уголка позволило создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно.
А так же в процессе игры, дети легко и непринужденно развивали и совершенствовали свои речевые навыки.
грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении:
1. Создаёт благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности
2. Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей
3. Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыки в естественной обстановке живой разговорной речи.
Слайд 23.
Спасибо за внимание!