МААМ-картинки

Из опыта работы «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»

Ольга Гусева
Из опыта работы «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»

АННОТАЦИЯ

Опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста разработан воспитателем Гусевой О. В. МБДОУ детский сад №20 в процессе реализации одной из задач годового плана учреждения в 2017 – 2018 учебном году.

Гусева О. В. второй год работает с детьми раннего возраста по программе «От рождения до школы». Основной целью НОД по данному направлению является развитие всех сфер деятельности детей, формирование у детей различных способностей. Совместная деятельность проводится в игровой форме. Умело используются различные виды мотивации детской деятельности. В процессе проведения совместной деятельности педагог учитывает интеллектуальные возможности обучающихся (организованные формы обучения проводятся по подгруппам). Программные задачи по сенсорному развитию детей включаются в другие разделы программы.

Публикация «Из опыта работы „Сенсомоторное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах

Вносимый в совместную деятельность материал дети имеют возможность использовать в процессе свободной самостоятельной деятельности. Все организуемые и проводимые мероприятия дают неплохие результаты.

ВВЕДЕНИЕ

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Поэтому я выбрала тему: «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста».

Условия возникновения опыта:

Начала работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.

С. А. Козлова, Т. А. Куликова дают такое определение: «… сенсорное воспитание - целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия…»

По Поддъякову Н. Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом, оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления.

Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Определение Венгер Л. А. отличается от предыдущих понятий. Он указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т. е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе.

Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством. Таким образом, проанализировав и просинтезировав, указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

ОСНОВНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Мы работаем с детьми раннего возраста по программе «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС, используем новые технологии по сенсорному развитию детей.

Мы организуем работу по сенсорному развитию детей так:

создаем условия для развития самостоятельной познавательной активности;

• разрабатываем и используем наиболее эффективные средства

и методы сенсорного воспитания, внедряем инновации;

• расширяем кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения

• успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие детей.

Ведущими задачами является следующее:

*создание условий для обогащения чувственного опыта детей, их представление о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулирование развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.

*Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.

*Знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов, формирование умения сравнивать предметы по основным свойствам- цвету, форме, размеру.

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов. Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:

• непосредственно организованную деятельность «Предметный мир», «Помощники, которые всегда с тобой».

• Игры –экспериментирования

• Проектную деятельность

• Художественное творчество

• Наблюдение

• Дидактические игры

Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра - самая любимая и естественная деятельность детей раннего возраста, сенсорное развитие осуществляем через игровую деятельность.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны;

учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение;

развивается и познает мир.

Предлагаем детям цветные палочки, веселые шнурки для ловких рук, забавные прищепки; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками, щетками: «Укрась поляну», «Наряди елочку», «Накорми птиц», «Выросли цветочки», «Вот какие палочки», «Разноцветные вагончики» и т. д.

Знания, полученные во время игры, помогают детям и в жизни.

«Мы сейчас играем, но зато скоро мы сможем сами завязывать шнурочки на своих башмачках».

В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика.

Дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам.

С удовольствием включаются в деятельность экспериментирования, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность.

Способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия.

Умеют выполнять простейший сенсорный анализ.

Стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной и конструктивной деятельности.

Они любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

В ДОУ разработана система сенсорного развития воспитанников.

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана нестандартная предметно- развивающая среда.

Оформлен сенсорный уголок

Детский уголок экспериментирования

Для развития сенсорной культуры младших дошкольников использую дидактические игры, практическую предметную деятельность обследования и сравнения, а также разные виды детской деятельности, особенно рисование красками, карандашами, лепку, музыкальные и конструктивные игры, двигательную деятельность.

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.

Восприятие мира ребенка младшего возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Поэтому в русле инновационной работы я использую детское экспериментирование.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: сон, игру, прогулку, занятие, прием пищи. Ребенок сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности- экспериментированию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно отметить эффективность проводимой работы в ДОУ по сенсорному развитию с детьми раннего возраста.

Систематические организованные НОД и совместная деятельность по сенсорному развитию, организация предметно-развивающей среды позволяют решать задачи сенсорного развития детей раннего возраста, развивают умственную активность, самостоятельную речь детей, активность, любознательность, что способствует повышению эффективности и качества воспитательно -образовательной работы в целом.

В дальнейшем я планирую совершенствоваться в данном направлении (знакомство с новинками методической литературы, изучение опыта работы коллег, совершенствование предметно-развивающей среды).

В заключении хотелось бы отметить: как много надо сделать взрослым, чтобы помочь детям научиться понимать окружающий мир.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

• Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др. «Кроха»: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет, 2003.

• Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста, 2005.

• Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 1991.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Перспективный план

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Октябрь

«В стране фигурок человечков»- познакомить детей с кругом;

Д. и. «Найди такую же»- продолжать знакомство с кругом;

Д. и. «Построим башню»- познакомить со способами соотнесения предметов по величине (наложение и приложение, определение величины предмета по отношению к друг другу (большой- маленький);

«Раскрась человечков»- знакомство с основными цветами.

Аппликация: «Большие и маленькие яблочки на тарелке»-закреплять представления о различии предметов по величине;

Лепка «Колобок»- закрепить умение лепить округлые предметы;

Ноябрь

Д. и. «Спрячь мышку»- продолжать знакомство со цветом, соотношением цветов;

«Раскрась паровоз»- продолжать знакомство с понятием большой- маленький;

«Дорожки»- познакомить с понятием длинный- короткий;

«Раскрась карандаши»- продолжать знакомство с понятие длинный, короткий.

«В стране фигурок человечков»- познакомить с квадратом.

Рисование: «Красивые воздушные шары»- учить рисовать округлые предметы;

Аппликация на полосе: «Шарики и кубики»- учить сравнивать квадрат и круг, называть их различия;

«Прищепка»- развивать мелкую моторику рук;

Декабрь:

«Ручейки»- продолжать знакомить с понятие длинный- короткий;

«Раскрась круг, квадрат»- продолжать знакомство с кругом и квадратом;

Рисование: «Снежные комочки»- продолжать учить рисовать предметы круглой формы;

Лепка: «Лепёшки, большие и маленькие»- продолжать учить отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска глины;

Д. и. «Воздушные шарики»- учить привязывать нитку к шарики такого же цвета;

«Раскрась фартуки матрёшкам»- закреплять основные цвета;

«Пирамидки»- продолжать учить правильно собирать пирамидку, закреплять понятие большой и маленький;

«Елочка»- развивать мелкую моторику рук;

«Тёплый- холодный»- развивать тактильное восприятие.

Январь:

«Ленточки»- учить сравнивать два предмета по ширине, используя приём наложения и приложения;

«Тактильные мешочки»- развивать тактильные качества, мелкую моторику рук;

Лото: «Цвет»- развивать представления об основных цветах;

Д. и. «В стране фигурок человечков»- познакомить с фигурой треугольник;

Аппликация:«Ёлочка»- продолжать знакомство с треугольником, с понятием большой- маленький;

Рисование: «Снеговик»- продолжать учить рисовать круглые предметы;

Д. и. «Ромашка»- развитие мелкой моторики рук;

«Построим домик»- развитие представлений о геом. фигурах;

«Чудесный мешочек»- развивать тактильные умения, закреплять знание геом. фигур.

Февраль:

«Построим башенку»- познакомить с понятием высокий- низкий;

Д. и. «Лёгкий - тяжёлый»- предоставить возможность почувствовать мету тяжести знакомых предметов;

«Подбери фигуру»- закреплять представления о геом. фигурах;

«Тактильный мешочек»- развивать тактильные умения, мелкую моторику рук;

Аппликация: «Красивая тарелочка»- Учить располагать в определённом порядке круги и квадраты на круглой основе;

Д. и. «Узнай и сравни»- закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приёмом приложения;

Рисование: «Красивый поезд»- учить изображать предметы прямоугольной формы;

Д. и. «Цветные коллекции»- развивать зрительное восприятие цвета.

Март:

Д. и. «Отгадай, что звучит»- развивать слуховое восприятие;

Лепка: «Неваляшка»– учить лепить предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой по форме, но разной величины;

Д. и. «Гости»- познакомить со способом группировки по форме геом. фигур;

Аппликация: «Салфетка»- учить составлять узор из кружочков и квадратов на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата, а квадраты между ними;

Игры с мозаикой - развивать мелкую моторику рук;

Д. и. «Найди заплатку»- закреплять понятия цвет и форма;

Рисование: «Скворечник»- учить рисовать предмет, состоящий из прямоугольной формы, круга, прямой крыши;

«Сравни по высоте»- закреплять умение сравнивать предметы по высоте.

Апрель:

Аппликация: «Скворечник» - учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей, определять форму предмета (круглая, прямоугольная, треугольная»;

Лепка: «Миски трёх медведей»- учить лепить мисочки разного размера;

Д. и. «Геометрическое лото»- познакомить со способом соотнесения формы изображённого предмета с геометрической фигурой;

«Окрас воды»- познакомить с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями (светлый, тёмный, светлее, темнее);

Д. и. «Разноцветные комнаты»- развивать представления об основных цветах спектра;

Д. и. «Угадай на вкус»- обогащать вкусовые ощущения;

Игры с крышками- развивать мелкую моторику рук.

Май

Лепка: «Цыплята на лугу»- продолжать учить лепить круглые предметы;

Рисование: «Цыплята на лугу»- продолжать учить рисовать предметы округлой формы;

Д. и. «Найди такой же»- закреплять знание геом. форм;

«Раскрась рисунок»- учить раскрашивать геом. фигуры определённым цветом;

«Лабиринты»- развивать мелкую моторику рук;

Д. и. «Накормим мишек»- учить использовать способы соотнесения предметов по величине при установлении соотнесения между 2-3 предметными рядами;

«Сложи из палочек»- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику;

Д. и. «Продолжи ряд»- развивать зрительное восприятие, соотнесение цвета и формы.

Публикации по теме:

«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Из опыта работы С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к нашим детям. Объем знаний, который необходимо.

Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы)Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста (из опыта работы) «Игра – это искра, разжигающая огонёк пытливости и любознательности» /В. А. Сухомлинский/ Актуальность выбранной темы. В соответствии с ФГОС.

Консультация для родителей «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно.

Мастер-класс из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Мастер-класс из опыта работы «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» С развитием речи у малыша напрямую связана мелкая моторика ручек. Поэтому для того, чтобы малыш с пеленок уже готовился к ораторскому искусству,.

«Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы). Видео «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста» В этой методической разработке использована методика Марии Монтессори.

Распространение опыта работы «Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством подвижных игр» Распространение опыта работы по теме. «Развитие физических качеств детей дошкольного возраста по средством подвижных игр» Актуальность.

Развитие математических способностей детей раннего возраста. Из опыта работа Из любого ребенка можно вырастить талант! Если вовремя его «удобрить». Интересное высказывание! И самое главное, оно вселяет оптимизм и.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам изобразительной деятельности. Из опыта работыРазвитие творческих способностей у детей дошкольного возраста по средствам изобразительной деятельности. Из опыта работы Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности (из опыта работы) Слайд 2 Обучить.

Сенсомоторное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста «Каждое движение ребенка- это еще одна складочка в коре больших полушарий». М. Монтессори Сенсомоторное развитие включает: -Развитие восприятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 16 ноября 2019 в 19:29
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД