Получи документы

Опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

Наталья Шнайдер
Опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме проанализировала материально-технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела анкетирование детей. Свою деятельность я начала с обогащения развивающей среды. В моей групповой комнате оформлен «Уголок природы». В уголке природы находятся: комнатные растения, мини огород, аквариум, природный материал, художественная литература, календарь природы.

Публикация «Опыт работы по теме „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

«Исследовательский уголок» : в данном месте дети индивидуально занимаются с природным материалом: изготовляют поделки. В уголке есть жёлуди, разнообразные семечки (арбуза, дыни, семена подсолнечника, скорлупа грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки. Листья дети собирают сами и приносят в группу, засушивают их, а затем используют в своих творческих работах. В свободное от занятий время дети изготовляют из природного материала поделки. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка в результате экспериментирования с природным материалом.

Мини-музей «Подводное царство» создан для того, чтобы знакомить детей с разнообразием подводного мира, формировать навыки исследовательской деятельности.

Чтобы повысить эффективность экологического образования использую различные формы и методы: циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и участке, за трудом взрослых. Ведение календаря природы, занятия, целевые прогулки, экскурсии в природу, трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде. Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок. Экспериментирование. Дидактические и речевые логические задачи, сюжетно-ролевые, подвижные игры. Проведение музыкальных и спортивных развлечений. Оформление выставки детских работ.

Работая над темой «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста», я даю возможность детям познавать мир природы через игру. Чтобы реализовать посредством дидактической игры задачи экологического воспитания, я провожу тщательный отбор и анализ игрового материала, придерживаясь определенных требований - игры подбираю с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического воспитания, которые решаются на данном возрастном этапе.

Так, например, в дидактической игре «С какой ветки детки?» ставится

задача: закреплять знания детей о листьях и плодах деревьях и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. В игре «Когда это бывает?» задача: учить детей различать признаки времен года, с помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Игра «Звери, птицы, рыбы» дает возможность закрепить умение классифицировать животных, птиц, рыб.

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растёт?», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.).

В процессе постижения новых знаний у детей должно развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего. Как же развить в процессе ознакомления с природой такие мыслительные способности у дошкольников? Для этого я применяю один из самых эффективных способов – экспериментирование, в процессе которого дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями.

Занимательные опыты с воздухом, с водой, с песком, со статическим электричеством вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

На своих занятиях я широко использую художественную литературу – произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова.

В работе с детьми использую различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучат детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру. Например, если дождь идёт при солнышке значит, скоро прекратиться, ворона хохлится – к дождю, ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Для занятий использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. 30% моих занятий проходит с использованием мультимедийной аппаратуры. Разработала цикл наблюдений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста.

Для развития творческих способностей дошкольников использую метод проектов, что поддерживает повышенный интерес детей к занятиям, наполняет их опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями.

Мной разработаны такие проекты, как «Как зимуют птицы?», с помощью которого расширили знания детей о птицах родного края, учились узнавать по внешнему виду зимующих птиц, формировали представление о питании птиц зимой, с помощью родителей изготовили кормушки, организовали выставку детских рисунков и поделок.

Проект «Что растёт на городе?» : расширили представление детей об овощах, вырастили на окне лук, укроп, огурцы. Выяснили, что необходимо растениям для роста, дети получили представление о необходимости света, тепла, влаги, почвы.

Исследовательский проект «Магия кристаллов», целью которого было вырастить кристаллы солей в домашних условиях, развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей, развивать наблюдательность. Дети смогли ответить на вопросы: «Что такое кристаллы? Откуда берутся кристаллы? Какие бывают кристаллы? Какой формы бывают кристаллы?»

Проект «Насекомые», его цель углублять знания детей о насекомых : бабочках, муравьях, пчелах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях; формировать реалистическое представление о роли насекомых в жизни человека; воспитывать бережное отношение к насекомым.

Проект «Хлеб всему голова». В процессе исследовательской деятельности уточнили, конкретизировали и расширили знания детей о хлебе. Познакомила детей с зерновыми культурами, из которых делают муку, с разнообразием хлебобулочных изделий. Дети научиться замешивать тесто, испекли булку хлеба в хлебопечке.

Ежегодно я с детьми веду работу на земельном участке. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер. Дети трудились вместе с воспитателем, по подгруппам. В процессе труда дети наблюдали за ростом и развитием растений, определяли их зависимость от внешних факторов, от ухода и т. д., что способствует накоплению у них знаний о растениях, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

В своей группе я провожу выставки детских рисунков: «Времена года», «Как я провёл лето», «Осень», «Зимушка - зима». Или такие конкурсы: «Лучшая поделка из природного материала», «Зоопарк на огороде», «Осенние фантазии», «Столовая для птиц». Дети с удовольствием принимают в них участие, стараются дома привлечь своих родных в изготовление поделок. Осенью проводим конкурс на тему: «Чудо - урожай», «Чем я не помощник».

Проведение разнообразных конкурсов и выставок позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, дискуссии).

Ещё одна моя форма работы с семьёй — педагогические ширмы, в которых родителям даются четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом родители получают ответы на интересующие их вопросы.

В проделанной мною работе есть положительные результаты:

- оформлена развивающая среда в группе;

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной продуктивной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №261 г. о. Самара (слайд 1) Развитие творческих.

Моделирование в развитии речи детей старшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 января 2015 в 11:16
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД