Папки-передвижки

Опыт работы «Развитие грамматического строя речи в онтогенезе и при ОНР III уровня посредством игр с водой»

Елена Касьянова
Опыт работы «Развитие грамматического строя речи в онтогенезе и при ОНР III уровня посредством игр с водой»

«Развитие грамматического строя речи в онтогенезе и при ОНР III уровня посредством игр с водой»

Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Публикация «Опыт работы „Развитие грамматического строя речи в онтогенезе и при ОНР III уровня посредством игр с водой“» размещена в разделах

Развитие речи является одной из важнейших проблем в общей и специальной психологии. Развивающаяся речь выступает вначале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становиться орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. В. Лурия, Л. С. Цветкова, и др.)

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. «Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие». Наиболее распространенным нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР).

Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. При этом отмечается нарушение как смысловой, так и произносительной стороны речи. У детей 3 уровня ОНР, как отмечают Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина, преобладает недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, поэтому вопрос о методике развития грамматического строя становится одним из самых актуальных. Особенности нарушения грамматической стороны речи представлены в работах Н. Н. Трауготт, Р. Е. Левиной, Б. М. Гриншпуна, С. Н. Шаховской, Е. Ф. Соботович, В. А. Ковшикова.

Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. в своих работах выделяют два этапа формирования грамматического строя речи. Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье. На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей.

У нормально развивающихся детей овладение грамматическим строем речи происходит по тем же этапам, но в более ранние сроки и первый этап проходит короче, чем у детей с ОНР. Для формирования грамматического строя речи авторы предлагают разнообразные методы и приемы, такие, как:

• Игровые (дидактические, сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры и другие);

• Наблюдения;

• Практические действия с предметами и другие.

Современная психолого-педагогическая практика обращается к нетрадиционным подходам, одними из которых являются игры с песком и водой (Л. Б Баранова 2006; Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко, 2007; В. Н. Малышева, Л. А. Акуличева, 2009; Е. В. Баранова, 2009). Здесь создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому «перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в мини бассейн дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Играя с водой, педагог передает в занимательной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. Практически у всех детей с ОНР ограничен запас сведений о предметах и явлениях, их свойствах, беден словарный запас. Методы и приемы, которые направлены непосредственно на соотнесение речи с предметными действиями, на формирование грамматического строя речи.» Иными словами, использование воды в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект

Опыт обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи показывает, что они обладают довольно большим потенциалом и в результате правильного организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов (Т. В. Туманова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова).

Наша работа посвящена развитию грамматического строя речи в онтогенезе у дошкольников и преодолению общего недоразвития речи. При анализе психолого-педагогической литературы мы столкнулись со следующими противоречиями :

1. в исследованиях ряда авторов Н. С. Жуковой, Л. Ф. Спировой, Т. Б. Филичевой, Е. М. Мастюковой, А. В. Коротковой, А. Г. Зикеева достаточно полно предоставлен качественный и количественный анализ особенностей овладения грамматическими компонентами дошкольниками с ОНР, но, тем не менее, не выявлен самый эффективный путь преодоления данного нарушения;

2. в педагогической практике разработано большое количество разнообразных словесных игр и упражнений, направленных на развитие грамматического строя речи, но не рассматривалось использование нетрадиционных методов, таких как игры с водой.

Цель нашей работы :

Коррекция нарушения развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в игровых упражнениях с водой.

Задачи:

1. создание условий для развития грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня посредством игр с водой

2. разработка и апробация системы коррекционной работы по преодолению аграмматизмов у детей в играх с водой

3 разработка и использование форм и методов на занятиях по развитию грамматического строя речи у детей с ОНР

Публикации по теме:

Родительское собрание «Секреты общения с ребенком в семье» "Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество-верная дорога к сердцу ребенка. "- писал В. А. Сухомлинский. Вопрос к.

Анкета для родителей «Скороговорка в жизни детей» Уважаемые родители! Все мы знаем, что речь важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие грамматического строя речи в онтогенезе и при ОНР III уровня посредством игр с водой»
Опубликовано: 25 ноября 2014 в 14:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД