ирина парфенова
Опыт работы «Развитие музыкальных способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Темрюкский отдел народного образования
Тема:
Развитие музыкальных способностей
детей дошкольного возраста
Музыкальный руководитель
:
Парфенова Ирина Викторовна
п. Веселовка
ПЛАН
Публикация «Опыт работы „Развитие музыкальных способностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
II Опыт работы и приемы развития музыкальных способностей.
1)Диагностика музыкальных способностей
2)Индивидуальная работа с детьми
3)Работа с воспитателями, родителями
4)Развитие песенных навыков
5)Роль в развитии музыкально-игрового творчества
6)Развитие музыкально-сенсорных способностей
Главными критериями качества работы являются возрастающий из года в год уровень музыкального развития детей и их отношение к музыке и музыкальным занятиям.
Этот уровень выявляется в процессе проводимых индивидуальных диагностических обследований детей (раз в год и наблюдений за ними на занятиях.
Развитие музыкально-сенсорных способностей детей начала с первой младшей группы. Для этого еще раз ознакомилась с опытом работы Н. А. Метлова и М. А. Шмурак по данному вопросу.
На первом этапе поставила цель – подготовить голосовой аппарат ребенка к высокому звучанию. Для этого на занятиях использовала упражнения на развитие высокой речевой интонации, с усложнением в старших группах:
1. Показать большого петушка и спросить как кричит петушок. Дети подражают крику петушка на низких интонациях. Затем показать маленького петушка и спросить,а как кричит этот петушок. Малыши воспроизводят высокое звучание. Те же задания выполняются и с другими игрушками (курочкой, собачкой, кошкой). В старших группах добавить показ рукой звуковысотности, лесенку.
2. В гости к детям приходят игрушки. “Петушок поздоровался с малышами “Ку-ка-ре-ку”(на высокой интонации). И мы поздороваемся с петушком (дети повторяют, высоко интонируя). Кто хочет поздороваться с петушком?”. Можно задание выполнять индивидуально. В старших группах по подгруппам, отдельно мальчики и девочки по рядам. Это же задание ребенок может выполнять самостоятельно. Он ведет собачку и “Лает” высоким голосом, дети повторяют.
3. Ставится ширма, за которой спрятана игрушка. Воспитатель спрашивает детей, кто сейчас кричит за ширмой. (уточка, кошечка, козочка) Дети должны отгадать и повторить. Со средней группы загадывать могут и малыши, тогда один из них загадывает, а остальные отвечают.
4. Знакомя детей с новой песней, показать им игрушку или картинку, затем исполнить песню. На следующем занятии проиграть вступление к песне в разных регистрах, предложить узнать детям, кто лает, большая или маленькая собачка.
Так, если исполнялась песня “Лошадка”, то я давала звукоподражание. Дети кричали “но” большой и маленькой лошадке.
Перед пением песни “Корова” дети воспроизводили низкое и высокое звучание (большая корова и теленочек).
5. Проводила игру “Козлята и волк”. Козлята стоят в одном конце зала, в противоположном – волк. На музыку в высоком регистре козлята, согнув руки в локтях, легко бегают по залу. На музыку в низком регистре выбегает волк. Козлята убегают на свои места, чтобы волк их не поймал. В игре “Птицы и собака” спрашиваю у детей, кто будет ловить птичек, большая собака или щенок.
Одним из компонентов развития музыкальных способностей является обучение пению, а это в свою очередь развитие музыкального слуха, чувства ритма, певческих навыков.
Приступая к обучению детей пению, добиваемся правильного, естественного пения, работаем над внятным, осознанным произношением и пропеванием слов в песне. Во время пения обращаю внимание на осанку детей., для выработки правильного дыхания. В работе над песнями отрабатываем чистоту интонирования, выразительность исполнения. На занятиях ставится конкретные задачи к каждой разучиваемой песне, используя разнообразные методические приемы при переходе от одной песне к другой (узнать песню по мелодии, вступлению, ритму, картинке) Обучая детей пению опираюсь на ранее выученные песни, попевки, поем их подгруппами, без музыкального сопровождения, работаем над сольным пением. На занятиях уделяю внимание индивидуальной работе детьми, нечисто интонирующими, гудящими, показывая на примере как надо петь.
Обучая дошкольников музыкально-ритмическим движениям, при первом знакомстве с музыкой ставлю задачу целостного эмоционального восприятия детьми художественного образа музыки, при этом работая над развитием слухового внимания, сочетанием движений с характером музыки, ритмичностью, выразительностью, непринужденностью исполнения.
Особое внимание уделяется развитию творческих способностей в старшей и подготовительной группе. Рано и ярко проявляются музыкальные творческие способности детей.
Чтобы подвести детей к творчеству, я вначале учу их слушанию музыки, прививаю навыки правильного пения, провожу работу по развитию музыкального слуха и голоса детей.
Для этого развиваем с младшей группы у детей слуховую чувствительность, ощущение равномерной пульсации. Со средней группы стремлюсь к тому, чтобы воспроизведение движений отражало активное детское восприятие и содержало элемент творческой переработки. Постепенно к старшей группе ребята начали выделять отдельные, наиболее яркие средства выразительности : регистры, динамические, темповые нюансы, акценты, ритмическую фигурацию.
В подготовительной группе помогаю детям понять структуру произведения – мелодию, фразу, предложение. Я приучала детей вслушиваться в музыку на протяжении всего занятия, обращала внимание на средства музыкальной выразительности, на построение музыкального произведения, его жанр, характер. Постепенно усложняла задания, предлагала послушать музыку и самим придумать не только отдельные движения, соответствующие характеру мелодии, но и целые композиции и сюжеты.
Для активизации творческого процесса с младшей группы использую различные игровые приемы, игрушки.
Работа над ладовым слухом – одна из самых трудных и длительных. Она тесно связана с выработкой чистой интонации. Это не всегда зависит от наличия слуха. Дети часто не владеют своим голосом из-за отсутствия вокально-слуховой координации, а иногда из-за каких-то дефектов голосового аппарата.
Основой правильного,чистого интонирования является развитие музыкального слуха. Поэтому, начиная со старшей группы применяю метод относительной ладовой сольмизации, который подкрепляет звуковысотное восприятие музыки зрительным впечатлением и ручными знаками. Пение по ручным знакам является хорошей подготовкой к чтению нот и способствует развитию внутреннего слуха.
Развитию музыкальных способностей помогает танцевально- игровое творчество. Для работы в этом виде деятельности использую произведения из “Программы воспитания и обучения в детском саду”.
Например, для младшей группы- русские плясовые ‘Как у наших у ворот”, “Пойдуль я”, “Солнышко и дождик” М. Раухвергера, “Поезд” Н. Метлова, “Кошка и котята”, “Осеннюю песенку” Александрова.
Слушая эти пьесы с детьми, определяли характер музыки, темповые, динамические и регистровые изменения. Одновременно разучивали простейшие плясовые движения. Когда дети прибрели достаточно уверенные навыки, я приучала к более быстрой смене движений в соответствии с 2-х частной формой музыки. Вначале им требовалась в этом помощь воспитателя, а затем дети научились действовать самостоятельно.
Для развития музыкально-слуховых представлений используются игры на различение звуковысотности. Дети средней группы способны различать октавы, септимы, сексты, дети старшей группы – кварты, терции, октавы, примы, дети подготовительной группы- мажорное трезвучие, полный звукоряд.
Музыкально-дидактические игры моделируют отношение звуков по высоте, направление движения мелодии, используя показ картинок, музыкальные лесенки, выкладывание на карточках с нотным станом кружочков, соответствующих высоте звуков мелодии. Например, “Лесенка”, “Спите,кукелы”, “Бубенчики”, “Музыкальное лото”.
Для развития чувства ритма используем пособия, моделирующие эти отношения звуков. Дети средней группы учатся различакть выразительность звучания простых ритмических рисунков.
Динамический слух детей развивается с помощью игр на различение динамики. Например, “Громко-тихо”,”Охотники и зайцы”,”Кто самый внимательный?”,”Колобок”.
Развитию тембрового слуха способствуют игры на восприятие тембра. Дети средней группы могут различать звучание инструментов- колокольчик, дудочка, пианино, старшей группы – маракасы, ксилофоны, пианино, подготовительной группы – триолы, аккордеона, барабана, цитры. Например, “Узнай по голосу”, “ Как оркестр”, “ Определи инструмент”.