Татьяна Коняхина
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста «Шаги в мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы
«Шаги в мир профессий»
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений, становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.
Публикация «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста „Шаги в мир профессий“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» ноябрь 2021
Закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду. Основная масса выпускников школ не имеет примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания учебного заведения. Профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок может не найти себя в нужной ему профессии и не реализовать свои мечты.
Современный мир диктует свои условия по профориентации детей. Развитие компьютерных технологий породила целые ряд новых требований к человеку, спрос на специалистов, работающих в IT-сфере, неуклонно растёт; возникают и совсем новые профессии. Поэтому профориетирование надо начинать с раннего возраста.
Работа с детьми может проходить как через совместную деятельность педагога с детьми, так и самостоятельную деятельность, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
В своей работе по данной проблеме мы используем разнообразные формы и методы.
Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. Именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий.
Детям старшего возраста интересны игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Также игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, актера, врача, полицейского, шофера). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Детям очень нравится участвовать в играх. Вот несколько примеров, как проходят игры в нашей группе.
Сюжетно-ролевая игра «Мы строители»
Цель: уточнение представлений детей о рабочем – строителе, воспитание у детей интереса и уважения к труду взрослых, формирование детского коллектива, на развитие творческих способностей учить самостоятельно организовывать игру.
Оборудование: шлемы, жилетки, строительные инструменты, лего.
Роли: строитель, каменщик, грузчик.
Игровые действия: выбор объекта строительства, выбор строительного материала, способа его доставки на строительную площадку, сдача объекта.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают
строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми. Строители строят дом.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» .
Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты»,
вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу.
Оборудование: зеркало, набор расчесок, ножницы, фен для сушки,, детская косметика, халаты, пелеринки.
Роли: парикмахер, кассир, клиенты.
Игровые действия: парикмахер моет волосы, причесывает, делает стрижки, красит волосы.
Ход игры:
На работы приходят администратор и парикмахеры. Здороваются друг с другом. Начинают готовить каждый своё рабочее место. Приходит клиент. Выбор прически, обсуждение. По окончанию работы подводится итог.
Сюжетно-ролевая игра «Космическое приключение».
Цель: развивать умение отражать в игре полученные представления о профессии космонавта, побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания о планетах солнечной системы, космических кораблях.
Оборудование: модель космического корабля, карта звездного неба.
Ход игры: объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер.
Сюжетно-ролевая игра «Театральное представление.
Цель: развивать диалогическую речь, воображение, творчество, выразительность исполнения роли, нравственно-этические нормы поведения в общественных местах.
Игры-инсценировка: «Заюшкина избушка»
Оборудование: костюмы героев, дом, коса.
Сюжетно-ролевая игра «Цирк». Цель: формировать представления детей о профессиях людей, работающих в цирке.
Оборудование: нос клоуна, парики, очки, шляпки, маски, костюмы для цирковых артистов.
Обыгрывание игровых ситуаций: «Цирк», «Цирковое представление».
Знакомство дошкольников с профессиями, формирует у них элементарный профессиональных опыт, способствует профессиональной ранней ориентации. Дети сознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность. Мы надеемся, что наша работа поможет их дальнейшему успешному обучению в школе. А в будущем наши дети проявят инициативу в выборе профессии и станут профессионалами своего дела.