Оксана Халеева
Проект по профориентации дошкольников старшего возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия — военный лётчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта:
Авторы проекта - старший воспитатель Халеева Оксана Ивановна и воспитатель Губина Ирина Николаевна. Тип проекта: познавательно – творческий, игровой. Срок реализации 04.02.21г. – 05.04.21г. Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатель, ст. воспитатель, родители воспитанников, социальные партнёры. Образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность». Проект был реализован в МБДОУ д/с №20 «Ласточка».
Публикация «Проект по профориентации дошкольников старшего возраста „Первые шаги в мире профессий, Профессия — военный лётчик“» размещена в разделах
- Военные профессии, военная техника
- Военные профессии, техника. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2021
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Наши подрастающие мальчишки не хотят идти в армию, находят множество предлогов, чтобы не выполнять свой долг по защите Отчизны, падает престиж нашей армии. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины священным долгом. Они не знают наши исторические корни и доблестных героев, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Дети нашего детского сада живут в военном гарнизоне, их родители служат Родине каждый день. Практически каждая семья связана с военными профессиями. Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Взаимодействие с ними способствует бережному отношению к традициям, возрождению семейных династий. Мальчики должны гордиться своими отцами и их профессиями, такой как военный лётчик. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста посредством профориентационной работы, ознакомление их с профессией военный лётчик.
Этот проект является отличной возможностью воспитать у детей чувство гордости за свой народ, за армию, Родину, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны, повысить престиж профессии военный лётчик. Ранняя профориентация дошкольников – первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений. Знакомство дошкольников с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств.
Актуальность проекта заключается в поиске наиболее эффективных условий и средств ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых, выявления условий, при которых возможно развитие у ребенка профессиональных устремлений, построения профессиональной составляющей.
.
Началом работы по формированию первоначальных представлений о мире профессий, о профессии военный лётчик в частности, стал анализ уровня сформированности воспитанников в данном направлении.
С целью выявления уровня представлений детей о труде взрослых, было проведено диагностическое обследование по определению уровня знаний и представлений о труде взрослых на основе методики Г. А. Урунтаевой и Т. И. Гризик «Представления о труде взрослых».
Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников касающихся:
• уровня сформированности знаний о значимости труда людей в ходе профессиональной деятельности, представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества);
• уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки;
• уровня знаний и умений отражать трудовую деятельность взрослых в практической повседневной деятельности.
Выявлено, что большая часть воспитанников проявляет незначительный интерес к игре, знания сформированы частично, 60% воспитанников бегло рассматривают орудия и изображения профессий. Частично используют образные сравнения при рассматривании предметов. При выражении собственного мнения испытывает затруднения, имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, не знают, кем работают, и каким делом заняты их родители.
Уровень сформированности представлений у воспитанников о многообразном мире профессий.
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
февраль 2021 15% 72,5% 13,5%
Опрос родителей показал, что 80% из них напрямую не рассказывают детям о своих профессиях и сфере деятельности, 5% брали их с собой на работу, 15% родителей сообщили о том, что в косвенных сообщениях рассказывали детям о своей профессии. 35% обсуждали с детьми их будущую профессию.
Таким образом, появилась идея разработки проекта по ранней профориентации для воспитанников старшего дошкольного возраста «Первые шаги в мире профессий. Профессия – военный лётчик».
Цель: Расширение знаний о профессии военный лётчик, формирование у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию. Формирование у воспитанников первоначальных представлений о мире профессий через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи:
1. Формировать восприятие целостной картины мира, обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, расширять представления детей о труде взрослых.
2. Систематизировать и обобщать знания о Российской армии, родах войск, военной технике.
3. Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного села (гарнизона). Расширять знания о почётной обязанности защищать Родину.
4. Воспитывать уважение к защитникам Родины, развивать у детей интерес к истории родного Отечества.
5. Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
6. Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
7. Приобщать родителей к патриотическому воспитанию своих детей, участию в жизни детского сада.
8. Воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
9. Привить детям желание стать профессионалами в своём деле.
Содержание проекта
Проект призван формировать познавательные мотивы дошкольников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала проекта формировать целостное знание, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на дошкольной ступени образования.
Организация ранней профориентации целесообразна методом «погружения» ребенка в различные группы профессий (в том числе военные, выстраивая, таким образом модель ближайшего профессионального окружения дошкольника, в которой он учится выстраивать социальные связи и отношения и приобретает первичный опыт различных видов труда.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению взрослых, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда и группами профессий. Даже знакомство с конкретной группой профессий (военный лётчик, учитель, продавец, пожарный, библиотекарь) должно предполагать расширение кругозора детей, удовлетворять индивидуальные интересы каждого ребенка. Чем шире опыт ребенка в различных видах труда, чем больше разных умений и навыков приобретет он в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям:
1. Работа с воспитанниками.
2. Сотрудничество с семьями воспитанников.
3. Взаимодействие с социумом.
План - график реализации проекта.
1 этап. Организационный (подготовительный)
- составление паспорта проекта;
- первичная диагностика;
- составление плана мероприятий;
- подбор детской художественной литературы для чтения детям, заучивания;
- работа с методической, научно - популярной литературой по данной теме;
- создание РППС в группе;
- разработка проекта и приложений к нему;
- реализация плана – графика проекта, оформление результатов, организация обратной связи с участниками образовательного процесса;
- итоговая диагностика.
2 этап. Практический (выполнение проекта)
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность.
Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса, а так же за его пределами:
- проведение с детьми бесед «Защитники Отечества», «Вооружённые силы России», «Профессия моего папы»; творческое рассказывание детей по темам: «Я хочу быть сильным», «Если папа военный»;
- НОД «Военные профессии», наблюдения;
- встречи с интересными людьми (знакомство с военным лётчиком);
- просмотр презентаций «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Первые шаги в мире профессий. Профессия – военный лётчик» с целью актуализации знаний детей о военных профессиях; закрепление знаний воспитанников о родах войск; расширение представлений детей о воинах, которые охраняют нашу Родину;
- изготовление дидактических игр: «Кто кем работает?», «Определи по предмету профессию», «Кому что нужно для работы?», «Какие ошибки допустил художник?», «Собери картинку (пазлы «Самолёты»);
проведение познавательно – игровой программы «Экскурсия в мир профессий»;
- проведение маршрутной игры «Все профессии нужны, все профессии важны»
4750, 342
- проведение подвижных игр «Сильны, ловкий, быстрый», «Эстафеты»; дидактических игр «Военные профессии», «Разложи и назови правильно», «Знаешь ли ты?», «Собери самолёт», лото «Военная техника»; сюжетно-ролевых игр «Полёт», «Служба в армии», «Папа - военный», «Госпиталь».
- чтение художественной литературы детям о семье, Родине, армии: В. Степанов «Моя Родина Россия», З. Александрова «Родина», Е. Трутнев «За мир, за детей», заучивание стихов, загадывание, загадок по теме, рассматривание иллюстраций, оформление выставки книг в книжном уголке;
- оформление уголка по нравственно-патриотическому воспитанию «История авиации», «Ими гордится страна»;
- разучивание песен о лётчиках «Наша Родина» (автор А. Филиппенко, прослушивание гимна России, песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского);
- оформление стенгазеты «Скоро в армии родной будет пополнение!», выполнение коллажа «Калейдоскоп профессий»;
- продуктивные виды детской деятельности: конструирование «Военный самолёт», аппликация «Подарок для папы», рисование, изготовление атрибутов к играм;
- оформление выставок рисунков «Военная техника», «Военные профессии»;
Работа с родителями
• Проведение комплекса мероприятий на взаимодействие семьи и ДОУ («Папы разные нужны, папы всякие важны», «Семейный альбом»).
• Консультирование родителей по теме проекта.
• «Встречи с интересными людьми» Приглашение папы – авиатора для ознакомления детей с профессией – военный лётчик.
• Совместное оформление групповых помещений.
• Помощь в сборе фотоматериала.
3 этап. Заключительный (результаты)
Проведение анализа и обобщение результатов работы.
Ожидаемые результаты:
Дошкольники имеют представление о разных профессиях, об истории их возникновения и развития.
Знают где и кем работают родители и в чем ценность их труда.
Соотносят результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии.
Имеют обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимают взаимосвязь между компонентами трудовой деятельности.
Способы оценки результативности реализации проекта
Педагогическое наблюдение результативности реализации данного проекта заключалось в выявлении качественных изменений уровня сформированности представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста о многообразном мире профессий.
Для определения уровня сформированности представлений о роли труда в жизни человека и общества, о трудовой и профессиональной деятельности взрослых использовались такие методы, как: метод индивидуальных бесед, ситуаций – выбора, педагогического наблюдения.
Сравнительный анализ уровня сформированности представлений у воспитанников о многообразном мире профессий.
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
февраль 2021 15% 72,5% 13,5%
апрель 2021 6,5% 47,5% 46%
По результатам диагностического обследования можно сделать вывод о
том, что воспитанники имеют четкие представления о труде взрослых, содержательно и последовательно характеризуют процесс организации их труда. Понимают значимость труда людей. Имеют представления о структуре трудового процесса (название профессии, место работы, материал для труда, орудия труда, трудовые действия, результаты труда, пользу труда для общества). Испытывают чувство уважения и благодарности к труду взрослых. Проявляют стремление получать знания о труде взрослых.
Реализация проекта способствует формированию первоначальных представлений о роли труда в жизни человека и общества, о трудовой и профессиональной деятельности взрослых людей, ознакомлению с миром профессий. Включению воспитанников в доступную трудовую деятельность в детском саду и семье, приобретению до профессиональных способностей (планировать деятельность, выполнять простейшие трудовые операции по плану, по алгоритму, прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца, взаимодействовать с партнерами, оказывать помощь, ценить результаты своего и чужого труда).
В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к профессии военный лётчик. Данный проект помог раскрыть тему на примере профессиональной деятельности родителей воспитанников. Повысилось духовно - нравственное и патриотическое воспитание детей, стремление их к совершенствованию физических качеств, к укреплению здоровья.
Цель и задачи проекта выполнены, так как воспитанники отражают свои впечатления в игровой и продуктивной деятельности.
Итог проекта:
Дети познакомились с различными профессиями. Данный проект помог раскрыть тему «Профессия военный лётчик» на примере профессиональной деятельности родителей воспитанников, собрать и систематизировать тематический материал. Повысилось духовно - нравственное и патриотическое воспитание детей.