Людмила Тарасова
Опыт работы «Театрализованная деятельность в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему именно театрализованная деятельность?
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Значение театрализованной деятельности
Все виды детского театра помогают :
- Сформировать правильную модель поведения в современном мире;
Публикация «Опыт работы „Театрализованная деятельность в детском саду“» размещена в разделах
- Повысить общую культуру ребёнка, приобщать к духовным ценностям;
- Познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- Совершенствовать навык воплощать в игре определённые переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению;
- Способствуют развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относится к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми, развитию сценического творчества, музыкальных и артистических способностей детей;
- Развивают навыки публичного выступления и творческого содружества.
В процессе работы в этом направлении выяснилось, что у многих детей занижена самооценка, проявляющаяся в неуверенности в себе и в своих возможностях. Также у многих детей наблюдается боязнь сцены, неумение импровизировать в театрализованной деятельности.
Поэтому основной нашей идеей стало сделать театрализованную деятельность средством воздействия на развитие творчества детей, давая каждому дошкольнику возможность для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возможностей и способностей.
Цель: Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи: 1. Познакомить детей с различными видами театра.
2. Сформировать устойчивый интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе со сверстниками на сцене.
3. Научить преодолевать сценическое волнение и держаться естественно при выступлении.
4. Учить передавать выразительность образов и развивать творчество.
За многие годы работы в этом направлении мы поставили музыкальные сказки, спектакли, театрализованные представления и мюзиклы: «Баранкин, будь человеком», «Золотая антилопа», «Волшебник изумрудного города», «Снежная королева», «Двенадцать месяцев», «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Путешествие по сказками А. С. Пушкина», «Гуси - лебеди», «Летучий корабль», «Три бабочки», «Вовка в тридевятом царстве», «Тараканище», «Муха - Цокотуха», «Дюймовочка», «Золушка», «Приключения Буратино», «Бременские музыканты», «Кошкин дом».
Принципы реализации:
1. Создание непринужденной обстановки, в которой ребёнок будет чувствовать себя комфортно и раскрепощено;
2. Целостный подход, подразумевающий обогащение детей
музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски,
музицирование и воплощение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
3. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.
4. Принцип последовательности – постепенного усложнения усваемого материала (от простого к сложному)
Механизм реализации
Предполагаемые формы занятий:
- фронтальные,
- групповые,
- индивидуальные.
Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. Приступая к организации работы с одарё нными детьми я оказалась перед рядом проблем:
- выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;
- подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;
- актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.
Что же такое музыкальность и музыкальные способности?
Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого её вида, в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности я считаю эмоциональную отзывчивость на музыку. Наряду с этой способностью, признаком музыкальности становится музыкальный слух и чувство ритма.
Три основные музыкальные способности:
1. Ладовое чувство, т. е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
2. Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
3. Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то сразу все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей, дан совет о дополнительных посещениях кружков и музыкальной школы, танцевального коллектива «Задоринка» и хорового пения в младшем составе ансамбля «Зеркало». Это предполагает в дальнейшем:
-участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
- подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.
У других ребят способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно её интонируя, или подбирать её по слуху на музыкальном инструменте.
Нужны постоянные наблюдения за детьми, что позволяет судить о развитии каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
В нашем дошкольном образовательном учреждении приоритетным направлением является театрализованная деятельность, что позволяет организовать работу с музыкально одаренными детьми и выявить менее эмоциональных детей. А самым эффективным способом эмоционального раскрепощения ребёнка как раз и является театрализованная деятельность. Она учит детей чувствовать, фантазировать, сочинять и воплощать свои фантазии в изображаемых образах.
Для выявления музыкально одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.
Выраженное стремление к музыкальной деятельности :
1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано;
2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене;
3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.
Театрализованная деятельность всегда сопровождается атмосферой праздника, делая жизнь ребёнка ярче и разнообразнее, обогащая его социальным опытом. Во время исполнения роли у ребёнка появляется возможность выступать со сцены и сразу получать положительную оценку своих достижений в виде аплодисментов и признания зрителей.