Анжелика Игоревна Варламова
«Развитие мелкой моторики рук у детей средствами нетрадиционных техник рисования». Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание опыта
1 слайд - тема
2 слайд - кто подготовил
3 слайд – эпиграф
4 слайд – вступление
5 слайд – что такое мелкая моторика рук
6 слайд – значение мелкой моторики рук
7 слайд – технологии и направления
8 слайд – принципы
9 слайд – условия
10 слайд – идея и база опыта
11 слайд – новизна и адресность
12 слайд – трудоёмкость и трудности
13 слайд – предполагаемый результат
14 слайд – методические рекомендации
15 слайд – н/т/р
с 16 слайда – 24 слайд н/т
Публикация «„Развитие мелкой моторики рук у детей средствами нетрадиционных техник рисования“, Опыт работы» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
25 слайд – заключение
26 слайд - спасибо за внимание!
Актуальность выбранной темы
Проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста всегда является актуальной, так как мелкая моторика благоприятно влияет на развитие всех психических процессов ребёнка. Анализ развития мелкой моторики рук у детей показывает, что количество детей, имеющих речевые нарушения, неуклонно растёт, а это, в первую очередь, связано с нарушениями моторных функций, со слабо развитыми мелкими мышцами рук. Следовательно, дети, у которых недостаточно развита мелкая моторика, зачастую, попадают в категорию «неуспевающих». Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, приводит к нарушению эмоционально – психического состояния. Чтобы избежать этого, необходимо готовить руку ребёнка задолго до поступления в школу. Исходя из вышесказанного, данная тема является в настоящее время очень актуальной и дает педагогу возможность для творчества. Именно это и определило выбор моего основного направления моей работы. Цель моей работы направлена на то, чтобы способствовать развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования. Для достижения своей цели я поставила следующие задачи:
1. Развить и укрепить мелкую моторику у детей дошкольного возраста;
2. Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
3. Научить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа;
4. Создать предметно - развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности;
5. Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности;
6. Сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, познакомить их с играми и упражнениями, многообразием нетрадиционных техник рисования, предоставить практические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начала в 2017г., в средней группе и продолжаю её на сегодняшний день, но уже в старшей группе. Организуя работу по данной теме, вначале изучила методическую литературу по проблеме развития мелкой моторики детей. Разработала перспективные планы по развитию у дошкольников мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования, которые включают в себя: беседы, наблюдения за окружающей действительностью, игры (игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, пальчиковые игры и упражнения, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д., рассматривание репродукции картин, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов, восприятие художественной литературы, использование художественного слова, продуктивная деятельность – рисование в нетрадиционных техниках.
В ходе работы составила и провела ряд занятий с использованием нетрадиционных техник рисования. В группе оформила предметно – развивающую среду, которая постоянно пополняется в соответствии с возрастом детей. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игры и пособия для этого вида деятельности. Оформила:
Уголок художественного творчества (инструменты и материалы для не-традиционных техник рисования)
Картотеки пальчиковых игр, самомассаж и массаж рук
Игры и пособия для развития мелкой моторики
Наглядно – иллюстративный материал
Папка с образцами рисунков выполненных в нетрадиционных техниках
Консультации для родителей
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. В работе использовала игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не забывала про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность, улучшить развитие мелкой моторики рук.
Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
За короткое время мы достигли следующих результатов: улучшилась мелкая моторика рук, повысился уровень развития зрительно - моторной координации, мышления, внимания, усидчивости, развивается фантазия и воображение, снизилась утомляемость и сохраняется высокая активность и работоспособность, улучшилась речь детей.
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Подводя итоги всей моей проделанной работы, нужно отметить эмоциональный подъем у детей, проявление самостоятельности в выборе материала и техники для рисования в свободное время. Ощутимо проявляется стремление детей экспериментировать в сочетании техник нетрадиционного рисования доступного материала. У меня появляются новые идеи и желания пополнить мир детей чем - то интересным и увлекательным. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Список нетрадиционных видов рисования можно и дальше продолжить. Самое главное - полет фантазии, нельзя ограничиваться обычным рисованием карандашами или кисточкой.
Практическая значимость опыта работы состоит в том, что любой творческий педагог может использовать в своей работе, адаптировав содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом. Поэтому я предлагаю использовать в работе с дошкольниками помимо стандартных и нетрадиционные техники изобразительного искусства. Таким образом, занятия с использованием нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями. В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме. У меня всё, спасибо за внимание!