Марина Анчутина
Создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку.
Меняются времена, программы, методики, но формирование привычки к ЗОЖ остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. И формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования, как в детском саду, так и в семье.
Публикация «Создание и накопление в детском коллективе традиций и обычаев здорового образа жизни» размещена в разделах
Создание традиций - это долговременный процесс, важно не только накапливать знания, но и находить им практическое и постоянное применение на уровне естественных потребностей, привычек, привязанностей.
Основная цель нашей работы – создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний.
Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики.
Одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание пространственной предметно — развивающей среды в группе.
В нашей группе создан физкультурный уголок «Здоровичок», в котором располагается различный спортивный инвентарь, дидактические пособия, различные картотеки и т. д. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений.
Для того, чтобы управлять организмом, нужно, прежде всего, знать, как он устроен, как работает, что и почему для него полезно, а что вредно. В дошкольном возрасте важно помочь детям «заглянуть» внутрь собственного тела и задуматься о том, хорошо ли ты заботишься о своём здоровье. В ходе работы проводим разнообразные беседы, минутки общения, ситуативные разговоры на темы: «Наши помощники», «Кто день начинает с зарядки, у того дела в порядке», «Как устроено тело человека», «Полезные вещества – что это?»,«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!» в ходе которых знакомим детей с частями тела и органами чувств, формируем представление о значении их для жизни и здоровья человека, о способах ухода за своим организмом, расширяем представления о роли гигиены и режима дня для здоровья, о месте человека в природе.
Для усвоения гигиенических навыков используем дидактические игры и сюжетно – ролевые игры, как «Лекарственные растения», «Кукла Маша принимает гостей», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», также знакомила с предметами личной гигиены через игры. Игры помогают повышать знания ребенка в вопросах по уходу за собой. Также во время умывания использовала художественное слово, заучивала потешки «Водичка - водичка», «Расти коса до пояса».
Знакомим детей с видами спорта, организовав в группе тематическую выставку «Спорт рядом с нами». Заучиваем с детьми стихотворения и пословицы о здоровье. Также оформили выставки детских рисунков на темы : «Мы любим спорт», «Витамины на грядках» и т. д. отгадывали загадки, рисовали, лепили овощи и фрукты, составили коллаж «Витаминная семья».
Дошколятам читаем художественные произведения: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», В. Берестов «Больная кукла», Е. Крылов «Как лечили петуха», В. Драгунский «Что полезно для здоровья, пословицы, загадки, энциклопедии для детей «Почемучка», были проведены разнообразные дидактические игры : «Что полезно, а что вредно для здоровья», «Что было бы, если бы…», «Угадай вид спорта». «Четвертый лишний»,«Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты», «Режим дня», «Чудесный мешочек»,«Кому что нужно». Ребята с удовольствием играют в сюжетно ролевые игры «Магазин», «Больница», «Аптека».
Особое место отводим прогулкам, ведь благодаря прогулкам совершенствуется физическое развитие ребенка, каждая прогулка сопровождается двигательной активностью дошкольников. Во время подвижных игр происходит тренировка различных групп мышц, развивается координация движений, а также быстрота реакции, сила, выносливость, воля к победе. Правильно организованная прогулка обеспечит здоровье и гармоничное развитие детей
Так, шаг за шагом наши воспитанники накапливают опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевают соответствующей компетентностью.
Так же в своей работе используем наглядную информацию, для ознакомления родителей с работой детского сада, о формах и методах работы с дошкольниками, о достижениях детей (фотогалерея «Наши достижения, «Как мы закаляемся в детском саду», «Полезная прогулка»). Это дает возможность родителям понять, чем занимается ребенок в детском саду, в какие игры играет, получить советы, консультации, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, фотоколлажей «Мама, папа, я – спортивная семья», «Спортивный досуг в семье!», «Здоровая семья – счастливый ребенок», «Правила здорового образа жизни» говорит о том, что данные формы работы являются востребованными, и это дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.
Очень важно, когда родители принимают активное участие в жизни ребенка, участвуя в различных мероприятиях всей семьей. Это делает семью крепче, а родителей и детей ближе друг к другу, возникает доверие и понимание. Родители нашей группы охотно откликаются на такие мероприятия, стараются быть примером своим детям. Очень ярко и эмоционально проходят спортивные развлечения «Веселые старты», «Мама, папа я –спортивная семья», Квесты, «Гимнастика вместе с мамой и папой».
Разработанные нами осознанное отношение к своему здоровью в детском коллективе традиции и обычаев здорового образа жизни обеспечивают постепенное повышение двигательной активности дошкольников, способствует коррекции телосложения, закаливанию организма, направленному на хорошее сопротивление простудным и инфекционным заболеваниям, осознанное отношение к своему здоровью.
Дети овладели простейшими навыками самооздоровления.
Всё это позволило нам достичь значительного снижения уровня заболеваемости детей.
Хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, ловкими.