Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием методики Монтессори

Ольга Лабазина
Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием методики Монтессори

Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием методики Монтессори

«Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием элементов методики Марии Монтессори»

(из опыта работы)

«Помоги мне сделать это самому»

(М. Монтессори)

О чём всё чаще беспокоятся молодые мамы, склоняясь над колыбелью новорождённого? В первые дни – чтобы спал спокойно, чуть позже – чтобы рос здоровым, не отставал в развитии от сверстников.

Публикация «Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием методики Монтессори» размещена в разделах

Дело в том, что сразу после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развивается зрение, слух, обоняние, вкус, осязание: ребёнку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребёнка является необходимостью. Его мозг всё время работает: учится сравнивать, делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые. Для этого и существуют методики раннего развития, которые помогают справиться с этой нелегкой задачей.

Сенсомоторное развитие является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, занимая одно из центральных мест в работе уже с детьми раннего возраста, так как в начале второго года жизни ребенок начинает ходить, получив относительную независимость, пытаясь «взять весь мир в свои руки».

Можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Проблема сенсомоторного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

В работе с детьми своей группы (группы раннего возраста) я использовала элементы методики Марии Монтессори – итальянского педагога и философа. Она накопила и обобщила огромный опыт работы с маленькими детьми, создав систему дошкольного воспитания, которой успешно пользуются уже более ста лет. На сегодняшний день педагогика Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребёнка. Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой самостоятельного развития ребёнка в дидактически подготовленной среде.

«Мы должны создать такую среду для ребенка, чтобы ребенок мог с ней взаимодействовать, среду, в которой он может заниматься без постоянного участия взрослых. Своего рода детский мир, МИР, сделанный для Ребенка….» (Мария Монтессори)

Суть метода в уникальной системе САМОвоспитания и САМОразвития маленьких детей.

Главный принцип системы Монтессори – «Помоги мне сделать это самому!» Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой.

Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или, в крайнем случае, помощника, воспитатель передает всю активность ребенку. Чем свободнее ребенок, тем больше самостоятельности вырабатывается в нем. Основной принцип в работе с детьми: ребенок должен прийти к пониманию явления сам.

Данный принцип я стараюсь донести до родителей наших малышей, т. к. система Монтессори ставит в центр деятельности ребенка, а семья – это самая важная составляющая его развития.

Так, работая с детьми раннего возраста, особое внимание уделяю формированию сенсомоторных способностей, ставя перед собой задачу: дать одинаковые стартовые возможности в развитии всем детям посещающим группу.

Мною создана групповая мини лаборатория, в которой собран материал практической направленности для развития мелкой моторики, ручной умелости у детей раннего возраста по методике М. Монтессори, который не только обучает, но и радует их.

Здесь не должно быть случайных или лишних предметов, а значит необходимо продумать всю развивающую предметно-пространственную среду.

Предлагаю познакомиться лишь с малой частью упражнений, с которыми можно также ознакомиться в приложении. Необходимо отметить, что сменяемость игрового материала в группе происходит еженедельно в соответствии с ФГОС ДО (см. Приложение).

Сенсомоторное развитие ребенка происходит в ходе организации специальных игр-упражнений подгрупповых и индивидуальных.

Любое упражнение с дидактическим Монтессори-материалом имеет две цели – прямую и косвенную. Первая способствует актуальному развитию ребёнка (расстегивание и застегивание пуговиц и др., а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений и мн. др.)

Занятия по методике Монтессори основаны на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку и предполагает развитие самостоятельности малыша. Ребёнка не надо заставлять, его необходимо заинтересовать, чтобы он сам выбрал материал и продолжительность занятий, и работал с удовольствием.

Доступность абсолютно всех пособий побуждает детей искать ключ к познанию окружающего мира.

Метод Монтессори для раннего возраста сосредоточен на развитие мелкой и крупной моторики рук, сенсорных эталонов, концентрации внимания, координации движения и усидчивости. Именно мелкая моторика кистей рук способствует развитию речевых центров, так как в кончиках пальцев ребёнка располагаются нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга.

Занятия по системе Монтессори дают возможность развиваться всем способностям малыша, что в конечном итоге формирует уровень интеллекта на всю жизнь.

Меня заинтересовал метод Монтессори для работы с детьми раннего возраста. Я охотно применяю элементы методики Монтессори как в непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободной игровой деятельности, используя различные игры и упражнения. Такие как: «Рамки-вкладыши», «Прищепки», «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», массажные мячики, «Бусы», «Игры с пальчиками», «Пересыпание фасоли», «Рисование на манке», «Переливание воды» и многое другое.

Для взаимодействия с семьями воспитанников я разработала программу детско-родительского клуба «Малышковая академия», на заседаниях которого знакомлю родителей с развивающими играми и упражнениями по развитию у детей раннего возраста мелкой моторики и сенсорных эталонов с использованием элементов методики М. Монтессори.

Клуб является дополнительным компонентом воспитательно-образовательного процесса, где родители и дети могут получить знания и развивать свои умения, чтобы в дальнейшем можно было детям легко адаптироваться в детском саду, а родителям объединить свои усилия и обеспечить малышу эмоциональный комфорт, интерес и содержательную жизнь в детском саду и дома.

Подводя итог, применение в работе с детьми раннего возраста игровых упражнений и пособий с использованием элементов методики Марии Монтессори даёт положительную динамику в развитии у них сенсомоторных способностей.

Стремление видеть в каждом ребенке неповторимую индивидуальность с персональными формами и сроками освоения окружающего мира, является отличительной особенностью данной методики.

Использование элементов системы Монтессори отвечает требованиям времени при переходе на Федеральные Государственные образовательные стандарты (ФГОС) и дает возможность строить педагогический процесс с учетом специфики дошкольного образования.

Список литературы:

1. Е. А. Дивина. Обучающие занятия для детей дошкольного возраста с элементами методики Монтессори: метод. Пособие. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». – 2013. – 64 С.»

2. В. Г. Дмитриева. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет / В. Г. Дмитриева. – М. : Эскимо, 2014. – 224 с. – (Популярные развивающие методики).

3. Академия раннего развития. Методика Марии Монтессори, или Помоги мне сделать это самому/ В. Г. Дмитриева. – М. : АСТ; СПб. : Сова, 2007. – 96 с. : ил. – (Маленькие гении).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Групповая мини-лаборатория

«Переливалочки»

Цель: развитие ручной умелости, скоординированных движений кистей и пальцев рук, мышления, концентрации внимания.

«Переливалочки ложкой»

Цель: развитие ручной умелости, скоординированных движений кистей рук, прослеживающей функции глаза.

«Пересыпаем фасоль»

Цель: развитие ручной умелости, скоординированных движений кистей и пальцев рук, прослеживающей функции глаз

«Сухой бассейн»

Цель: развитие мелкой моторики, скоординированных движений кистей и пальцев рук, мышления, тактильных ощущений.

«Рисование на манке»

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

«Прокати шарик»

Цель: формирование умения понимать и выполнять словесную инструкцию педагога; развитие сенсорных эталонов, мелкой моторики пальцев рук, прослеживающей функции глаза.

«Подбери шарик к палочке»

Цель: формирование ручной умелости, понимания словесной инструкции, развитие сенсорных эталонов.

«Бусы» / «Геометрические бусы»

Цель: развитие ручной умелости, чувства цвета, концентрации внимания, воображения.

«Сенсорик»

Цель: развитие сенсорных эталонов, мышления, умения соотносить плоскостное изображение и его контур.

«Выбивалочки»

Цель: развитие ручной умелости, координации, сенсорных эталонов, мышления.

«Геометрические вкладыши»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, сенсорных эталонов, умения соотносить плоскостное изображение и его контур.

«Части и целое» / «Дроби»

Цель: развитие ручной умелости, концентрации внимания.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук, как средство речевого развития у детей раннего возраста Все нервные окончания отвечающие за речь, мышление, память, воображение, письмо расположены на кончиках пальцев рук. Поэтому важно развивать.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в ДОУ Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие.

Дидактические игры, направленные на развитие сенсорных способностей и мелкой моторики у детей раннего возраста Введение Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных.

Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе физического воспитания Формирование сенсорных эталонов у детей раннего возраста в процессе физического воспитания. Усвоение детьми сенсорных эталонов – длительный.

Из опыта работы «Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов» Развитие восприятия у детей раннего возраста с помощью сенсорных эталонов. Сухарева Ольга Борисовна, воспитатель В рамках сенсорного развития.

Мастер-класс для педагогов «Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие детей младшего дошкольного возраста» Добрый день, уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию выступление на тему: «Влияние освоения сенсорных эталонов на умственное развитие.

Конспект НОД по формированию сенсорных эталонов «В гости к бабушке Метелице» для детей раннего возраста Цель: Познакомить детей с сенсорными эталонами Задачи: Продолжать учить различать цвета (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть.

Пособие на развитие мелкой моторики рук и цветовосприятия у детей раннего возраста «Озорные пальчики»Пособие на развитие мелкой моторики рук и цветовосприятия у детей раннего возраста «Озорные пальчики» Пособие на развитие мелкой моторики рук и цветовосприятия у детей раннего возраста «Озорные пальчики" Все знают, что развитие мелкой моторики играет.

Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Влияние развития мелкой моторики на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Мамедова Е. В., заместитель заведующего по.

Выступление на родительском собрании «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста Что такое мелкая моторика? Это движения мелких мышц кистей рук. Очень важно развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов у детей раннего возраста с использованием методики Монтессори
Опубликовано: 4 марта 2018 в 13:11
+48Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД