Папки-передвижки

Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня психологической готовности ребенка к школе

Нина Булахова
Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня психологической готовности ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Развивающая и коррекционная программа по формированию готовности детей к школе

Психологическая готовность к школьному обучению – одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся в начальных классах.

Публикация «Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня психологической готовности ребенка к школе» размещена в разделах

После проведения констатирующего этапа диагностического исследования на предмет уровня развития психологической готовности к обучению в школе мы выяснили, что уровень готовности оставляет желать лучшего: только три ребенка показали высокий уровень, тогда как остальные – низкий и средний.

Отметим, что все дети уникальны по своему, и, хотя существуют возрастные закономерности развития, конкретный ребенок может чем-то не вписываться в научную схему. В таком случае психологу и педагогу необходимо искать такие условия развития, при которых в полной мере проявится индивидуальность ребенка.

Первый путь – это путь коррекционной работы с детьми, когда взрослый имеет некий эталон среднего развития, к которому он хочет приблизить ребенка. Второй путь – это развивающая работа. В этом случае психолог ориентируется на средневозрастные нормы для создания условий развития, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Причем этот уровень может быть ниже или выше среднестатистического.

Термин «коррекция» в переводе с латинского означает «исправление», развитие же подразумевает реализацию возможностей, заложенных в человеке. Таким образом, даже на терминологическом уровне проявляется один из основных принципов работы, а именно: отношение к ребенку должно быть субъектным, а не объектным. Объект мы можем исправлять, но субъекта исправить нельзя, можно лишь предоставить ему возможность для самоизменения. В этом одно из коренных отличий развивающей работы с ребенком от коррекционной. Только добившись того, что маленький человек станет союзником взрослого и сам пожелает научиться тому, что ему предлагают, можно решить поставленные задачи.

На формирующем этапе нашего эксперимента мы выделили группу развития, в которую вошли дети, имеющие низкий и средний уровень готовности. С этой группой детей проводились занятия, направленные на подготовку детей к успешному школьному обучению.

Цель: коррекция неполноценного развития отдельных компонентов готовности и формирование высокого уровня школьной зрелости.

Задачи:

1. Формирование положительного отношения к школе, учебных мотивов.

2. Развитие познавательных процессов и интеллекта дошкольников.

3. Формирование навыков общения и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Основная задача, стоящая перед нами – организовать деятельность детей так, чтобы они стали активными субъектами учебных занятий, наплавленных на подготовку к школе.

Это возможно только при соблюдении следующих методологических принципов ведения группы развития:

развитие отдельных психических процессов через перестройку и развитие мотивационной сферы ребенка;

субъектное отношение к ребенку;

развивающая работа должна строиться на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребенка;

занятия должны проходить в игровой форме и вызывать у участников группы живой интерес;

отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимы менторская позиция и порицание за неуспех;

ребенок должен иметь право на ошибку;

успех должен переживаться ребятами как радость; этому способствует положительная эмоциональная оценка любого достижения учащегося со стороны ведущего группу;

большое внимание на занятиях должно уделяться развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.

Подчеркнем, что психолог, ведущий занятия, должен заражать детей своей эмоциональностью. Он как бы переливает в ребят свою энергию, стараясь расшевелить их и зажечь в них интерес к предлагаемым заданиям. Образно можно сказать, что ведущий группу является эмоциональным донором для ее участников. Эмоциональный фон, на котором проходят занятия, очень важен еще и потому, что он способствует усвоению информации, идущей от взрослого. Чем разнообразнее поведение последнего (мимика, жесты, интонация речи и т. д., тем легче и быстрее усваивается передаваемая им информация, поскольку фон, на котором преподносится некоторое содержание, постоянно вызывает ориентировочную реакцию у слушателей. Ведущего группу можно сравнить с актером, который на протяжении всего спектакля держит зрителей в напряжении [24].

Главное – это формирование познавательной мотивации и на ее основе развитие детей в целом. В итоге у ребенка появляется учебная мотивация, рассматриваемая как критерий психологической готовности к школьному обучению. В том случае, когда у ребенка появляется познавательная и учебная мотивация, можно надеяться, что он и в дальнейшем в школе будет учиться с удовольствием.

Для формирования положительного отношения к школе мы использовали следующие упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов».

Отдельного внимания требует развитие познавательной сферы детей и их интеллектуальных способностей. С этой целью используются развивающие игры, среди которых обязательно должны быть следующие:

игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;

логические игры;

игры, развивающие фонематический слух;

игры, развивающие внимание и память;

игры, развивающие мелкую и крупную моторику ребенка [24].

Для развития памяти, внимания, мышления, воображения нами использовались: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки», «Бывает – не бывает».

Несомненно, важным показателем социальной готовности являются коммуникативные навыки детей. Навыки общения и совместной деятельности в нашей развивающей программе предполагается формировать посредством использования следующих упражнений: «Бип», «Маленькие обезьянки», «Путаница», «Зеркало».

Подчеркнем, что коррекционно-развивающая работа с детьми проводилась в форме игры. Игровая форма была выбрана в связи с учетом особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре, в привычной обстановке дети легче усваивают навыки и знания.

Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и др. Содержание игр и заданий, используемых нами при проведении коррекционно-развивающих занятий представлено в приложении 6.

Продолжительность одного занятия 25-30 минут. Занятия были организованы на базе детского сада и проводились 3 раза в неделю в течение трех месяцев.

Следует отметить, что одним из важных психолого-педагогических условий формирования высокого уровня готовности ребенка к школьному обучению является организация и контроль совместной деятельности родителей и детей по подготовке к школе.

Для того, чтобы привлечь родителей к решению задачи более тщательной подготовки детей к школе, нами были проведены родительские собрания, целью которых являлось – дать развернутую информацию о важности развития всех компонентов готовности ребенка к школе, о способах психологической поддержки и общения с детьми, о методах домашней работы с ребенком, направленных на формирование мотивационной и интеллектуальной готовности. Фрагмент содержания родительского собрания представлен

Публикации по теме:

Презентация «Компоненты готовности к обучению в школе» Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное.

Взаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школеВзаимодействие психолога ДОУ с педагогами и родителями по результатам обследования готовности детей к школе Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем педагогической психологии. Психологическая готовность формируется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня психологической готовности ребенка к школе
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 18:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальное исследование по выявлению уровня психологической готовности ребенка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Нина Булахова (УИ 221308) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД