Получи документы

Опытно-экспериментальная деятельность «Капелька-Снежинка» в подготовительной группе

Валентина Филкова
Опытно-экспериментальная деятельность «Капелька-Снежинка» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для детей дошкольного возраста, поэтому в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Конспект НОД "Капелька-Снежинка" в подготовительной группе.

Цель: Развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды.

Педагогические задачи:

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Капелька-Снежинка“ в подготовительной группе» размещена в разделах

• Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности детей;

• Побуждать любознательность детей;

• Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

• Формировать навыки коммуникативного общения;

• Создавать условия и возможности для поисковой деятельности.

• Выявлять в ходе экспериментирования свойства воды;

• Развивать и расширять представления детей о свойствах и видах воды;

• Формировать бережное отношение к воде.

Задачи для детей:

• Закрепить свои знания о свойствах воды;

• Продолжать учиться проводить простейшие опыты с водой;

• Относиться бережно к воде и её обитателям;

• Развивать образное мышление, воображение, фантазию, активную речь, творческие способности.

Используемые приемы, методы технологии: словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту); наглядные (рассматривание лабораторного оборудования); практические (элементарные опыты с использованием лабораторного оборудования).

Предварительная работа:

• Цикл НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в течение года.

Беседы о роли воды в жизни растений животных и человека: «Поможем природе», «Растения просят помощи».

Беседа: «Правила поведения на воде».

• Наблюдения за водой, снегом, льдом на прогулках, в группе, дома (личный опыт наблюдений с родителями).

Дидактическая игра: «Кому нужна вода?» (карточки профессий, «Вода - хорошо, вода -плохо» (игра рассуждение).

Познавательная игра: «Где, какая вода бывает.

Чтение сказок: «Капитошка», «Путешествие воды», «Путешествие капельки».

Учение рассказа: «Как люди речку обидели».

• Проведение опытов с водой :

Структура проведения экспериментов:

• постановка проблемы;

• поиск путей решения проблемы;

• проведение наблюдения;

• обсуждение увиденных результатов;

• формулировка выводов.

Опыт 1 Вода – растворитель.

Материал: стаканы с водой, соль, сахар, ложечки. Дети размешивают в воде соль, сахар. Они растворились в воде.

Вывод: вода – растворитель.

Опыт 2 Вода не имеет вкуса.

Материал: стакан с водой, стакан с соком, трубочки. Дети пробуют на вкус воду и сок.

Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 3 Рассматривание капли воды под лупой.

Материал: лупы, пипетки, вода, пластины. Дети капали пипеткой воду на пластинку. Рассматривали каплю воды под лупой.

Вывод: дети увидели в увеличенном виде каплю воды.

Опыт 4 Вода – растворитель.

Материал: речной песок, стакан с водой, ложечка. Дети сыпали песок в стакан и размешивали.

Вывод: не все вещества растворяются в воде.

Опыт 5 Способность воды отражать предметы.

Материал: таз с водой. Дети смотрят в таз и видят своё отражение.

Вывод: спокойная вода отражает предметы как зеркало.

Опыт 6 Вода даёт жизнь растениям.

Материал: срезанные веточки тополя. Одна веточка ставится в пустой стакан, вторая – в стакан с водой. При наблюдении веточка в воде распустила листочки.

Вывод: вода дает жизненную силу растениям

Опыт 7. Очистим воду.

Материал: стаканы, воронки, пипетки, ложечки, вода, масло, салфетки. Дети добавляют в воду масло. Делают фильтр из воронки и салфетки. Переливают масляную воду через фильтр в пустой стакан.

Вывод: с помощью фильтра можно очистить загрязнённую воду.

Ход НОД: Вхождение в тему

Воспитатель: - Ребята, я вам загадаю загадку, и вы узнаете о чём мы с вами будем говорить.

Загадка:

ВСЕ ЕЁ КОНЕЧНО ЗНАЮТ

И ЗАГАДКУ РАЗГОДАЮТ

КАЖДЫЙ СРАЗУ НАЗОВЁТ

ЧТО ОДНО - И ПАР, И ЛЁД,

А ТАКЖЕ ХОЛОДНОЙ,

ПРОЗРАЧНОЙ И ЧИСТОЙ,

МОРСКОЙ, И БОЛОТНЫЙ

ИЗ КРАНА СТРУИТСЯ

И ДАЖЕ ЛЕЧЕБНОЙ БЫВАЕТ ОНА

ВЫ ВСЕ ДОГОДАЛИСЬ? КОНЕЧНО (ВОДА)

Воспитатель: Да, это вода. Мы много говорим и знаем о воде, знаем все свойства воды и даже стихи о воде. Давайте вспомним, я начну:

- Вы слыхали о воде говорят она везде.

- В луже, в море, в океане. И в водопроводном кране.

- Как сосулька замерзает в дом туманом к нам вползает

- Ледником в горах, зовётся лентой серебристой вьётся.

- Средь высоких стройных елей рушится потоком селей

- На плите у нас кипит паром чайник зашипит

- Растворяем сахар в чае мы её не замечаем

Мы привыкли что вода наша спутница всегда

- Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться

- Смею вам я доложить без неё нам не прожить

- В озере меня найдёте и в сыром лесном болоте

- Путешествует всегда наша спутница вода.

Воспитатель: - Мы знаем не только стихи о воде, но и пословицы.

Давайте расскажем: Вода всегда путь найдёт; Вода и камень точит; Где вода, там и саду цвесть; Была бы водица, а зелень народиться; Роса да туманом живут по утрам; Экономим воду спасаем природу.

Воспитатель: - Молодцы!

- Ребята, а воду можно не только увидеть, но и услышать.

Давайте послушаем. (Шум моря, идёт дождик, звенит ручеёк и т. д.)

– Что вы услышали? (ответы детей)

Воспитатель: - Ребята, а кому нужна вода?

Дети: - Вода нужна человеку, растениям и животным.

Воспитатель: - Скажите для чего нужна вода человеку? (ответы детей)

- А для чего нужна вода растениям?

Дети: -Чтобы растения росли. (Да)

Воспитатель: - Мы с вами проводили опыт, где наблюдали за двумя растениями. -Что с ними случилось? (ответ детей)

- Может ли растение и человек без воды? (ответ детей)

Вывод: Растения и человек без воды не могут.

Воспитатель: Сегодня на моём окне появилась не обычная гостья. А кто это, вы догадаетесь сами.

Загадка:

БЫСТРОКРЫЛЫ И ЛЕГКИ,

СКАЗОЧНОЙ ЗИМОЙ

ЧТО ЗА ЧУДО МОТЫЛЬКИ

КРУЖАТ НАД ТОБОЙ (Снежинка)

- Да, это снежинка, но не обычная. Её зовут Капелька-Снежинка.

- А хотите узнать почему её так звали?

Сказка: Всю ночь в лесу шёл дождь. Тихий, тёплый, густой. Утром взошло солнышко, и каждая веточка в лесу засияла, засмеялась. Потому что все они были усыпаны серебряными, сверкающими капельками. Веточки покачивались, и капельки покачивались – всем было очень весело. Особенно одной, самой маленькой Капельке, самой первой иголочке на макушке самой высокой ели. Веселее всех ей было потому, что все называли её Зелёной Капелькой. Ребята, почему все называли Капельку Зелёной? (ответы детей) Правильно. Иголочка-то была зелёной, оттого и Капелька казалась зелёной. – «Так и буду теперь сидеть на этой иголке, и все будут думать, что я зелёная, а на самом деле она, какая? (ответы детей) …прозрачная»

Воспитатель: - А если Капелька упала бы на жёлтый цветок? – Она казалась бы жёлтой. Почему? (ответы детей) Радостная Капелька зовёт нас путешествовать. А куда она нас зовёт? Идём за ней. Она привела нас в лабораторию. Что будем делать в лаборатории? (ответ детей опыты – эксперименты)

Опыт 1 При закрашивании вода становится непрозрачной

Материал: стаканы с чистой водой, кисточки, гуашь. Дети рассматривают прозрачность воды, затем закрашивают воду гуашью.

Ход: - Ребята, мы говорили, что Капелька какая? Прозрачная. Что, надо сделать, что Капелька стала не прозрачной. (ответы детей) Как использовать цветную воду? ( ответы детей: залить в формочки- заморозить, покрасить постройки.

Вывод: При закрашивании вода становится непрозрачной, а принимает цвет такой, акая краска была опущена в воду.

Опыт 2. Вода меняет форму.

Материал: разные сосуды.

Ход: Воду надо налить в разные сосуды.

Вывод: Вода принимает ту форму, куда её наливаем.

Воспитатель: - Капелька зовёт нас дальше послушать любопытную историю : - Но вдруг налетел ветер – сердитый, даже злющий. Подхватил капельку и забросил её на тучку, которая неизвестно откуда появилась над лесом. И капелька из зелёной стала какой? (ответ детей - серой).

Воспитатель: -А давайте вспомним танец про злую тучку. (Танец детей «ТУЧКА»)

Воспитатель: - Капелька была такой любопытной, она осталась сидеть на тучке, которая поднималась всё выше и выше. Капельке становилась холодно. Скоро она совсем замёрзла, побелела и превратилась, как вы думаете в кого? В Снежинку. Такую лёгкую, что совсем не чувствовала своего веса. И тут она всё-таки спрыгнула с тучи и полетела вниз. Летела медленно, медленно, словно плыла. Вокруг неё кружились другие капельки-снежинки. Белые-белые, красивые, как цветы. Их было так много, что они покрыли землю белым снежным покрывалом. Наступила зима.

Воспитатель: НАС СНЕЖИНКА ОПЯТЬ ЗОВЁТ В МИНИ-ЛАБОРОТОРИЮ

Опыт 3. Свойство воды: замерзать при низких температурах. Сравнение снега и льда.

Материал: снег, лёд, баночки.

Ход: в каком состоянии находится вода в банке? (жидком) Посмотрите на лёд и скажите в каком состоянии находится вода (твёрдом). А теперь давайте сравним снег и лё д: по цвету (лёд – прозрачный, снег – белый). Возьмите в руки снег и лёд. Что вы можете сказать о них? (холодные, тают в руках; лёд твёрдый, снег – рыхлый). Если стукнуть по льду, что произойдёт? (он расколется) Значит у льда есть ещё одно свойство. Какое? Он хрупкий. Как вы думаете, лёд легче воды или тяжелее? (ответы детей) А мы сейчас проверим. Возьмите лёд и положите его в стакан с водой и понаблюдайте утонет или нет. Дети проделывают опыт. Лёд не утонул. Что это значит. Лёд легче воды. А если бы лёд был бы тяжелее воды, он бы утонул. Что бы тогда произошло с реками и озёрами? Всё живое в реках и озёрах погибло. Потому что реки и озёра промёрзли до дна. Лёд бы утонул сверху вода опять бы замерзла и так, заполнила всё пространство. Значит лёд их защищает. Это ещё одно свойства льда – защита.

Вывод: Вода имеет свойство замерзать, находится в разном состоянии в жидок – вода, в твёрдом – лёд, в кристальном – снежинки. Свойства льда: хрупкий, защищает водоёмы от промерзания.

Воспитатель: - Сегодня мы познакомились ещё с одним свойством льда, он хрупкий и защищает водоёмы от промерзания, так как легче воды. Но скоро наступит Весна и Снежинка превратится в капельку и продолжит своё путешествие. Капельке-Снежинке понравилось у нас в гостях. Она узнала о себе много интересного. Она важна для всех. Без неё не будет снега, дождя и жизни на земле. Она хочет вам подарить своих подружек снежинок и сладкие снежки.

Публикации по теме:

Создание условий по развитию экспериментальной деятельности в группе. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей.

Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду В конце ХХ века на одно из первых по знаменитости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность «Капелька-Снежинка» в подготовительной группе
Опубликовано: 27 января 2015 в 13:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опытно-экспериментальная деятельность «Капелька-Снежинка» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Филкова (УИ 303400) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД