Ирина Полякова
«Почва». Опытно-экспериментальная деятельность для детей подготовительного к школе возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Почва. Как устроена волшебная кладовая.
Программное содержание:
Формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей); расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Публикация «„Почва“, Опытно-экспериментальная деятельность для детей подготовительного к школе возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Почва. Исследуем почву
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Инструменты:
Лопата, ведерко, совок, пакеты, лупа, стеклянная банка, жестяная банка, пластиковые стаканы, семена гороха, дождевые черви, стеклышко, вода, песок, немного огородной земли.
Ход работы:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию в парк. Но мы не просто будем гулять, и любоваться природой, мы продолжим с вами изучение мира природы. Это вещество знакомо вам с раннего детства. Называют его по разному: земля, глина, песок а то и просто «грязь». А как правильно называют это вещество?
Дети: Почва. Это верхний, плодородный слой, который питает, кормит растения.
Воспитатель: Абсолютно верно Растениям, как и нам с вами. Нужна пища. Пищу растения получают из почвы. И готовит ее волшебница - природа. Сегодня мы с вами, посмотрим, из каких слоев состоит почва. Для этого мы свами пройдем к небольшому склону и при помощи лопаты срежем небольшой слой почвы.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, чес отличается один слой от другого? В каком слое находятся корни травянистых растений?
Дети: В самом нижнем слое лежат камешки, потом глина, песок - на самом верху почва.
Воспитатель: Для того чтобы полученные нами сведения лучше запомнить,
сделаем с вами макет.
Изготовление макета:
На дно стеклянной банки положим мелкие камешки, на них - глину, сверху - песок. И, на самый верх - почву.
Воспитатель: Вы увидели подземную кладовую, в которой хранятся несметные богатства. И могут они превратиться в румяную булочку, нарядное платье, прекрасный цветок… Но происходит это не само собой. Для нормального роста и развития растения, кроме воды и воздуха, нужна почва, которую обрабатывают умелые руки человека.
Почва вместе с дождем и воздухом обеспечивает нормальные условия для жизни растений. Семена в почве прорастают и становятся деревьями, цветами, травой… Пищей для всего живого.
Воспитатель: Скажите, ребята. А могут ли семена прорасти на камнях или песке?
Дети: Нет, не могут.
Воспитатель: Для того чтобы найти ответ на этот вопрос мы проведем с вами опыт с разными породами.
Опыт №2: Возьмем три одинаковые пластиковые бутылки из-под воды, обрежем их и нагретым гвоздем проткнем 2-3 отверстия. Наполним одну емкость почвой, вторую-песком, третью-мелкими камешками. В каждую посадим равное количество семян. Польем водой и поставим емкость на окно. Остается ждать всходов.
Воспитатель: А чтобы окончательно узнать, что же это за вещество почва, из чего она состоит. Давайте рассмотрим ее под лупой. Что вы смогли увидеть, ребята?
Дети: Корешки, крылышки, сухие травинки, склеенные комочки.
Воспитатель: Это все? А не спрятался ли здесь воздух-невидимка? Призовем на помощь опыт.
Опыт№3: Нальем в банку немного воды и аккуратно опусти туда комочек почвы.
Воспитатель: Что вы наблюдаете, ребята?
Дети: На комочке появились прозрачные пузырьки и побежали вверх.
Воспитатель: Это и есть воздух. Вода проникла внутрь комочка и вытеснила его. Но кроме воздуха в почве содержится и вода.
Опыт №4: В чистую, сухую жестяную банку из-под консервов положим комочек почвы и поставим ее на слабый огонь. Как только почва начнет согреваться. Подержим стеклышко над жестянкой и посмотрим, что произошло.
Дети: На стеклышке появились капельки воды.
Воспитатель: Верно. Вода появилась при нагревании. Давайте промокнем капли бумажной салфеткой. Под действием нагревания вода превратилась в пар, пар встретил на своем пути стекло – и снова стал водой. Если продолжить нагревание почвы то вскоре увидим сероватый дым, по запаху напоминающий дым костра, в котором осенью жгут сухие листья и траву. Это сходство не случайно: в почве перегнивают остатки растений. Называются они так «перегной. От слова «гнить». «перегнивать». Перегной черного цвета. А вы знаете, что происходит в почве с погибшими растениями.
Дети: Их уничтожают микроорганизмы, но они очень маленькие и их можно увидеть только в микроскоп.
Воспитатель: Да, но есть и еще одни почвостроители за работой которых можно наблюдать. Это дождевые черви, или земляные черви. После дождя, когда в почве много воды, червям становится душно, и они выползают на поверхность. За это их еще называют выползками. Можно попытаться увидеть собственными глазами, как дождевые черви создают почву, плодородный слой земли.
Опыт №5: В трехлитровую банку насыпьте немного просеянной огородной земли, слой чистого речного песка и сухие прошлогодние листья. Опустите в банку 3-5 дождевых червя. Слегка польем содержимое банки водой и поставим в темное место. Через два-три дня посмотрим, что же там произошло. Черви. Поедая растительные остатки будут перемешивать слои, образуя перегной.
Воспитатель: Для того чтобы появилась почва, на которой могут расти и развиваться растения, должны пройти тысячи лет.
Заключение:
Воспитатель: Наши эксперименты подошли к концу. Сегодня мы узнали, из каких слоев состоит земля. Убедились, что в состав почвы входят: вода, воздух, перегной. Выяснили, как образуется перегной, и как дождевые черви создают почву. Но это еще далеко не все, и в следующий раз мы рассмотрим какие, еще секреты таит в себе кладовая почвы.
(детям за отличные ответы и участие в экспериментах раздаются поощрительные медали «Профессор почвы»)