МААМ-картинки

Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница водица»

ирина павлова
Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница водица»

Цель: прививать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.

Задачи.

Познавательные: формирование навыков постановки элементарных опытов и умение делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие: развивать стремление к поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами; развивать мыслительную деятельность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; стимулировать желание экспериментировать.

Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Волшебница водица“» размещена в разделах

Оборудование: глобус, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; прозрачные пластиковые стаканчики, емкости разной формы, мука, сахар, песок, молоко, бусинки, ватные диски, воронка, салфетки, кувшин с водой.

Методы и приемы:

Организационный момент;

Художественное слово;

Уточнения, опросы, игровые приемы;

Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

Организация детей : дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования.

Предварительная работа:

1. Беседа о воде, ее роли в жизни человека.

2. Использование игр: «Какая бывает вода?», «Где живет?», «Что умеет делать?», «Мои друзья» и др.

3. Рассматривание карты, глобуса, иллюстраций на тему вода.

4. Чтение художественной литературы Т. А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»

5. Наблюдение за водой во время прогулок.

Предполагаемый результат: умение детей проводить опыты, умение делать выводы, желание заниматься исследовательской деятельностью.

Ход образовательной деятельности:

часть. Вводная

Воспитатель:

– Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с гостями поздороваемся.

Для того чтобы много узнать, нужно быть внимательными, слушать друг друга.

Воспитатель показывает глобус.

- Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода).

Рассматриваем альбом «Вода в природе и в жизни человека».

Воспитатель:

- Где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).

Словесная игра «Вода какая…»

В море вода какая – морская,

В озере – озёрная,

В реке – речная,

В роднике – родниковая,

В болоте – болотная.

- А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.

Игровое упражнение «Волны»

- А теперь встанем в большой круг и образуем озеро. Вода в озере спокойная (плавно разводим руки в стороны, налетел легкий ветерок, стал играть с водой (движения кистями рук вверх-вниз, подул ветер сильнее (вода забурлила, заплескалась, стих ветер (водная гладь спокойная).

- Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться.

Я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

Рассыпался горох на 70 дорог,

Никто его не подберет?

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (Град.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь.)

Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).

- А как человек использует воду?

Воспитатель предлагает детям речевую игру «Для чего нужна вода…».

(Ответы детей : люди пьют воду, варят суп, моют овощи и фрукты. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения. Чтобы не засохли. Вода нужна рыбам. Для стирки одежды и мытья посуды.)

Воспитатель:

- Сегодня мы с вами будем экспериментировать с водой.

- Ребята, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, которая называется «Мы – юные исследователи».

Давайте повторим правила безопасности при работе:

Коль с водой имеешь дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

Итак, ребята, так как мы с вами исследователи, соответственно мы считаемся учеными. А одно из любимых занятий всех ученых – это проведение опытов и эксперименты, словно фокусы, помогают узнавать ученым больше обо всех вещах, которые нас окружают. Сегодня нам предстоит трудная задача: узнать о том, что такое вода, о ее свойствах

II часть: Опыты

Опыт №1 «Узнаем какая вода».

Вода прозрачная? Убедимся.

В двух стаканах налито: вода и молоко. Воспитатель спрашивает, какого цвета молоко? (ответы детей) Какого цвета вода? (ответы детей) Убедимся, что вода прозрачная, а молоко – нет. Поиграем в прятки: в стакан с молоком и водой дети опускают разноцветные бусинки различной геометрической формы.

Вывод: Вода прозрачная жидкость, молоко – нет.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей.)

Опыт №2 «Вода не имеет формы»

Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). Если поставить предметы на стол, подбросим их, изменят ли они свою форму? (Ответы детей.) А имеет ли форму вода? Для этого каждый из вас наполнит емкость, стоящую на столе водой. (Емкость у детей разной формы.) Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт №3 «Вода - растворитель»

А теперь давайте попробуем растворить в воде муку, песок и сахар. Дети выполняют это задание.

Вывод проводится каждым ребенком индивидуально: сахар растворяются в воде полностью, мука – растворяется частично, песок – не растворяются.

Физкультминутка

Очень всем нужна вода,

Делай раз и делай два.

Звери из ручья попили.

Встали, тучку лапками достали.

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора.

Воспитатель предлагает детям вернуться к столам для продолжения исследований воды. Обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей.)

Опыт №4 «Фильтрование воды»

Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей.) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. А можно ли очистить эту воду? С помощью чего? (Фильтра.) фильтры бывают разные. Мы сейчас изготовим самый простой фильтр: возьмем воронку, ватный диск, емкость для воды и пропустим ваши растворы (Дети берут стаканчики с водой, в которых растворили: муку сахар, песок). После того, как дети пропустят раствор через фильтр, каждый делает вывод.

Вывод:

- От сахара воду с помощью фильтра очистить нельзя. Ватный диск не поймал частицы сахара. Вода сладкая на вкус.

- От муки воду с помощью фильтра очистить нельзя: вода мутная. На ватном диске много частичек муки.

- От песка воду очистили не до конца, хотя фильтр поймал очень много песка. Если раствор еще несколько раз пропустить через фильтр, то вода очистится.

Общий вывод: если человек попал в условия, где нет чистой воды. Воду можно очистить с помощью ткани, сложенной в несколько раз, а после прокипятить. То такую воду можно использовать для питья.

Послушайте стихотворение о воде.

Вода - всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состояние полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода

Которая в виде замерзшего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончится, может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Итог занятия:

Проделав ряд опытов, мы с вами узнали много интересного о воде. Какая бывает вода? (Ответы детей.) Правильно вода не имеет запаха, не имеет формы, прозрачная, жидкая, может растворять.

Список используемых источников:

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников Людмила Николаевна Прохорова (Организация экспериментальной деятельности дошкольников : Методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : АРКТИ, 2008. — 64 с. (Развитие и воспитание дошкольника.).

2. https://www.moya-lyalyas.ru/archives/7875 Светлана Олегова: Берегите воду

3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. / составители Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина, 1999-224с.

4. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста : Методическое пособие. -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 128с

5. Соболева О. Л. «Большая энциклопедия дошкольника», 2010 г.

6. Мирская Е. «Моя первая книжка наука», 1998 г.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5 лет «Лимонные загадки» Конспект познавательного занятия (опытно-экспериментальная деятельность) «Лимонные загадки» Автор разработчик: Журавлева Светлана Викторовна.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй средней группе «Волшебница-водица» Воспитатель: Овсянникова Людмила Павловна Реализация содержание программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное.

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность детей дома» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»Консультация для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» Консультация для родителей «Опытно – экспериментальная деятельность на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста» Детство – это.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Страна чудес» Конструкт занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников. Тема: «Страна чудес» Цель: Развитие познавательных.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дома. Консультация для родителей В каждом маленьком ребенке и мальчишке и в девченке, есть по двести грамм взрывчатки или даже пол кило….и поэтому в каждом маленьком человечке.

Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОСОпытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.

Опытно-экспериментальная деятельность «Вода волшебница» в старшей группеОпытно-экспериментальная деятельность «Вода волшебница» в старшей группе В рамках проекта «Чудеса во круг нас», была проведена опытно –экспериментальная деятельность на тему «Вода волшебница». С детьми в старшей.

Опытно-экспериментальная деятельность в развитии детей старшего дошкольного возраста «ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Егорова Людмила Геннадьевна Воспитатель ГБОУ СОШ.

Педагогический проект «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Министерство общего и профессионального Образования Свердловской области Управление образования Невьянского городского округа Муниципальное.

Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница водица»
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 22:11
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД