Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что там под землей?»

Ирина Фоменко
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что там под землей?»

Тема: «Что там под землей.

Цель:

• Познакомить детей с составом почвы.

Задачи.

Образовательные:

Расширить представления детей о составляющих компонентах почвы: песок, глина, известняк, камни.

• Формировать навыки проведения элементарных опытов, умение пользоваться простейшим оборудованием.

Развивающие:

• Развивать умение определять и сравнивать вещество по его внешним характерным признакам.

• Содействовать развитию внимания, восприятия, памяти, мышления.

Воспитательные:

• Воспитывать познавательную активность.

• Воспитывать аккуратность при выполнении работы, тренировать усидчивость.

Предварительная работа:

• Рассматривание почвы на игровом участке.

Опытыс природными материалами: песком, глиной.

Материалы к занятию.

Демонстративный материал:

• Конверт с письмом.

• Иллюстрации с изображением растений.

• Колбы с черноземом, глиноземом, песчаником и известняком.

Раздаточный материал:

• Колбы с грунтом разного состава.

Оборудование:

• Мяч.

• Увеличительные стекла.

• Емкости для воды.

• Трубочки.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель в центре экспериментирования располагает колбы с почвой различного состава. Рядом с материалами для экспериментирования кладет конверт с письмом. Если дети не проявили к нему интерес, то педагог сам активирует их познавательный интерес.

Воспитатель: - Ребята, что это за конверт? Кто его оставил? Хотите узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: - Как нам узнать, от кого это письмо?

Предложения детей.

Воспитатель: - Конечно же, его нужно прочитать. Может быть, в нем очень важная информация. Хотите узнать от кого письмо?

Ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, это письмо из Простоквашино от Дяди Федора. Он пишет, что у них возникли проблемы. Матроскин с Шариком посадили огород, но урожай не везде вырос удачный. Дядя Федор просит нас разобраться, почему так получилось. Хотите ему помочь?

Ответы детей.

2. Актуализация в игровой ситуации.

Воспитатель: - помочь нам разобраться в проблеме поможет загадка. Помогите ее отгадать. Поможете?Тогда слушайте внимательно:

Меня бьют, колотят,

Ворочают и режут –

Я все терплю

И всем добром плачу.

Дети: - Это земля (почва).

Воспитатель: - Почему землю бьют, колотят, ворочают и режут?

Дети: - Так землю обрабатывают: пашут, боронят, рыхлят.

Воспитатель: - Для чего землю обрабатывают?

Дети: - Чтобы она стала мягкой, рыхлой, плодородной.

Воспитатель: - Совершенно верно, землю обрабатывают для того, чтобы получить хороший урожай. Еще землю называют почва или грунт. А вы знаете, что люди сажают в почву?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы правы, садоводы сажают в почву саженцы фруктовых растений, овощеводы – семена и рассаду овощных культур, лесничие – саженцы лиственных и хвойных деревьев.

Дети рассматривают иллюстрации.

Воспитатель: - Как вы думаете, из чего состоит почва?

Ответы детей.

Воспитатель: - Почва всюду одинаковая?

Предположения детей.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Воспитатель: - Дети, а вы знаете, что люди по-разному употребляют в пищу выращенный урожай.

Ответы детей.

Воспитатель: - Я предлагаю вам поиграть в игру «Вершки и корешки». Хотите?

Ответы детей.

Воспитатель: - Тогда будьте внимательны. Я буду называть растение, которое люди выращивают в почве и бросать мяч. Если у этого растения мы употребляем в пищу коренья, то вы должны опустить мяч вниз перед собой. А если надземную часть, то поднять мяч вверх. Будьте внимательны.

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Воспитатель следит за тем, чтобы дети соблюдали правила игры. Оказывает дифференцированную индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения.

Воспитатель: - Вот как много полезных и нужных растений дает наша природа. Ребята, вы хотите узнать, из чего состоит почва?

Ответы детей.

Воспитатель: - Я предлагаю вам узнать это вместе. Хотите?

Ответы детей.

Воспитатель: - Тогда я приглашаю вас в лабораторию.

Дети подходят к центру экспериментирования.

Воспитатель: - Итак, юные лаборанты, наш эксперимент начинается. Располагайтесь удобно.

Дети располагаются за столом.

4. Открытие нового знания.

Воспитатель: - Уважаемые коллеги, что же мы с вами хотим сегодня узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: - Как мы можем узнать, из чего состоит почва?

Ответы детей.

Воспитатель: - Конечно же, вначале необходимо рассмотреть грунт. Перед нами пробы почвы из различных мест деревни Простоквашино. Что вы можете о них сказать?

Перед детьми стоят колбы с черноземом, глиноземом, почва с элементами песка и известняка.

Дети рассматривают колбы.

Воспитатель: - Коллеги, что вы видите?

Ответы детей.

Одинакова ли почва во всех колбах? Чем она отличается?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы правы, в грунте можно рассмотреть камешки, песчинки, веточки. Почва отличается по цвету и составу. Что же кроме природных элементов может находиться в почве?

Предположения детей.

Воспитатель: - Уважаемые коллеги, я предлагаю вам опустить в воду небольшой комочек земли. Как вы думаете, что при этом произойдет?

Дети выдвигают гипотезы.

Воспитатель: - Итак, приступаем к работе. Будьте аккуратны.

Дети опускают комок земли в воду. Наблюдают, делают выводы.

Воспитатель: - Почему в воде показались пузырьки воздуха? Где они были до этого?

Ответы детей.

Воспитатель: - Почва состоит из отдельных частиц. Пространство между ними заполняет воздух. Когда мы опустили комочек почвы в воду, то она вытолкнула воздух, и он поднялся в виде пузырьков на поверхность воды.

Воспитатель: - Друзья, вы не устали? Я предлагаю вам немного размяться. Хотите?

Ответы детей.

Динамическая пауза

Мы к лесной лужайке вышли,

(Дети шагают по кругу друг за другом)

Поднимая ноги выше,

(Ходьба с высоким подниманием коленей)

Через кустики и кочки,

(Ходьба змейкой друг за другом)

Через ветки и пенечки.

(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед)

Кто высоко так шагал –

(Ходьба с высоким подниманием коленей)

Не споткнулся, не упал.

(Дети шагают друг за другом по кругу)

Воспитатель: - Итак, наш эксперимент продолжается. Как вы думаете, может ли почва полностью растворится в воде? Как это проверить?

Предложения детей.

Воспитатель: - Возьмите трубочку и хорошенько перемешайте воду с комочками грунта. Что вы наблюдаете? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы правы, коллеги. Почва не растворяется в воде, потому что состоит из прочных плотных частиц. Как узнать из чего она состоит?

Предложения детей.

Воспитатель предлагает рассмотреть грунт с помощью увеличительных стекол. Дети выполняют задание.

Воспитатель: - Что вы увидели? Почему вы так решили?

Дети определяют состав почвы, обосновывают свои ответы.

Воспитатель: - В первой колбе почва с высоким содержанием чернозема. Она черного цвета, рыхлая. В ней много питательных веществ. Как вы думаете, хорошим ли будет урожай, выращенный на такой почве?

Ответы детей.

Воспитатель: - Во второй колбе глинозем. Как вы думаете, почему он так называется?

Ответы детей.

Воспитатель: - В глиноземе много глины. Поэтому он рыжего цвета, липкий, вязкий. На такой почве очень сложно вырастить хороший урожай.

Дети рассматривают колбу с глиноземом.

Воспитатель: - Как вы думаете, какой породы много в этой почве? Почему вы так решили?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы правы, друзья. В этом грунте много песка. Он серовато-желтого цвета, сыпучий.На такой почве хорошо растут лишь некоторые породы растений: хвойные деревья, тропические растения.

Дети с помощью увеличительного стекла рассматривают четвертую колбу с грунтом.

Воспитатель: - Что необычного вы заметили в колбе?

Ответы детей.

Воспитатель: - Белые частички в грунте – это известковые останки живых существ. Они способствуют хорошему росту и развитию растений.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Воспитатель: - Итак, уважаемые исследователи, наш эксперимент подошел к концу. Что мы хотели с вами узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: - Что нам понадобилось для работы?

Ответы детей.

Воспитатель: - Из чего состоит грунт? Какие частицы можно в нем найти?

Ответы детей.

Воспитатель: - В какой почве растения растут лучше всего? Почему?

Ответы детей.

Воспитатель: - Чернозем содержит много полезных питательных веществ. На нем растения лучше всего растут и развиваются.

6. Итог.

Воспитатель: - Ребята, на какой же почве нужно выращивать урожай? Что мы напишем Дяде Федору?

Ответы детей.

Воспитатель: - Как можно узнать чернозем? Докажите.

Ответы детей.

Воспитатель: - Что вы сегодня нового узнали? О чем вы бы хотели еще узнать? Где об этом можно узнать?

Ответы детей.

Воспитатель: - Уважаемые коллеги, спасибо вам за помощь! Вместе мы смогли провести увлекательный эксперимент, и найти ответы на наши вопросы. Наша лаборатория не закрывается. Вы сами можете провести собственный эксперимент.

Публикации по теме:

«Маленькие Эйнштейны». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста«Маленькие Эйнштейны». Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Маленькие Эйнштейны» опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «…дети любят искать, сами находить.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми как условие успешной социализации дошкольника Слово социализация происходит от латинского "socialis", что в переводе значит "общественный". Человек в процессе социализации становится.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста (фотоотчет)Опытно-экспериментальная деятельность для детей младшего дошкольного возраста (фотоотчет) Тема: Опыты с бумагой. Цель: Формирование у детей знаний и представлений о бумаге, её свойствах. Задачи исследования: - Развитие познавательных.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми средней группы «Кока-кола: вред или польза?»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми средней группы «Кока-кола: вред или польза?» ЭКСПЕРИМЕНТ — один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Этот метод более активен, чем.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Как вытолкнуть воду?»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Как вытолкнуть воду?» Задачи: -Формирование представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. -Обучение прислушиваться к своим ощущениям.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы».Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Свойства воды. Показать, что вода не имеет формы». Задачи: -Формирование понимания, что вода не имеет форму. -Знакомство детей через игры и опыты определять физические свойства различных.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Воздух имеет вес»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшей группы «Воздух имеет вес» Задачи: -Знакомство детей с окружающим его мире неживой природы. - Обучение детей через игры и опыты определению физических свойств различных.

План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: "Звуки.

Планирование работы с родителями «Экспериментальная деятельность детей» для старшего дошкольного возраста Планирование работы с родителями на тему «Экспериментальная деятельность детей» Подготовила: Русских О. А. Актуальность: Экспериментирование.

Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Что такое звук?» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18 комбинированного вида Экспериментальная деятельность детей.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Архитектура, дома
  • Этикет
Автор публикации:
Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Что там под землей?»
Опубликовано: 12 июня 2016 в 08:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
31 августа. День салатов на МААМ

Главным витаминным блюдам ’этой благодатной летней поры посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про пользу салатов, приготовить их вместе...

31 июля. День клоунов на МААМ

Для того, чтобы рассмешить людей, мало только рыжего парика и красного носа. Это целое искусство, знакомство с котором мы предлагаем устроить в день рождения знаменитого клоуна Олега Попова.


Горячие темочки