Олеся Попова
Организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Оразвивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в образовательной организации с учетом ФГОС ДО, и учетом примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования, должна обеспечить условия для эффективного развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Публикация «Организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах
Среда в нашем детском саду выполняет различные функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности ребенка.
Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка необходимо продолжать пополнять и обновлять, приспосабливая к потребностям определенного возраста.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать :
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации группы;
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности; охрану и укрепление здоровья детей;
- двигательную активность детей, а также возможность уединения.
Вся развивающая предметно – пространственная среда условно поделена на центры.
В центре игры созданы условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми.
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Центр творчества. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д. Центр творчества оснащен необходимым материалом для развития творческих способностей детей: краски, гуашь, цветные карандаши, трафареты, репродукции картин известных художников, раскраски, бумага для рисования, цветная бумага, картон, цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, пастель, трафареты, доска для лепки, восковые мелки, множество материала по народно-прикладному искусству и т. д.
Центр театра. В театральном уголке размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, перчаточный, пальчиковый и настольный виды театра. Педагог вместе с воспитанниками готовит костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.
Спортивный центр обеспечивает потребность ребёнка в движении и физическом развитии. Наряду с традиционным оборудованием (скакалки, мячи разных размеров, кольцеброс, кегли, ребристая доска, массажные коврики, массажные мячи, гантели) в центре находится и нестандартное оборудование (мешочки, наполненные злаковыми культурами для массажа стоп (для каждого ребёнка, массажный коврик из подручных материалов.
Центр конструирования размещён в игровой зоне, в котором имеется конструктор «Лего», пластмассовый и деревянный конструкторы. Конструктор размещён в контейнерах на полочке, так как свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек. Также в этом уголке располагается и зона ПДД. Зона безопасности дорожного движения интересна в первую очередь мальчикам. Зона оснащена необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера, жезл регулировщика. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог.
Центре экспериментирования мы проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность.
Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя: микроскоп, наборы юного химика, набор юного физика, лупы разных размеров, ёмкости для воды, ёмкость с песком, воронки, цветные стёкла, пробирки, колбы, природный материал (шишки, жёлуди, каштаны). Данный центр предназначен для развития интеллекта и представлений об окружающем детей.
Каждый ребенок в течение дня имеет возможность уединиться, отдохнуть. Для этого создана зона уединения
Таким образом, все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в основной общеобразовательной программе дошкольного образования
Обновление содержания предметной среды в группе влечет за собой расширение и разнообразие деятельности педагогов и детей. Продуманный интерьер групповой комнаты, выдержанный по цветовой гамме, положительно влияет на настроение и детей и взрослых. Воспитанники с интересом знакомятся с новым оборудованием, пробуют свои силы в той или иной деятельности. Окружающая среда позволяет им выбирать занятия по интересам, а воспитателю – направлять детскую деятельность. Создавая различные зоны и уголки, педагог предлагает дошкольникам заняться любимым делом (рисованием, конструированием, исследовательской деятельностью, реализуя тем самым потенциал развития, а также потребность в признании и самовыражении. Наблюдая за детьми, педагог получает много интересной и ценной информации. Это помогает ему вдумчиво и рационально организовывать и корректировать пространство группы в дальнейшем. Для повышения профессиональной компетенции педагогов в вопросе создания развивающей среды в течение года проводится методическая работа по заранее составленному плану.
Таким образом, предметно-развивающая среда в старшей группе «Радуга» вызывает у детей чувство радости, эмоционально-положительного отношения к детскому саду, обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. При этом педагогам предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом качественном уровне.