Алсу Минниахметова
Организация деятельности детей на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
В режиме дня детского сада предусматриваются две прогулки : в первой половине дня и вечером. Во время прогулки в полной мере должны реализовываться воспитательно-образовательные задачи.
1. Оздоровление детей.
2. Физическое развитие.
3. Развитие самостоятельности.
4. Расширение кругозора.
5. Ознакомление с окружающим миром.
6. Воспитание эстетических чувств, культуры поведения.
Публикация «Организация деятельности детей на прогулке» размещена в разделах
Педагог способствует развитию у детей элементарных естественно - научных представлений о физических свойствах окружающего мира, формированию географических представлений (в соответствии с возрастными возможностями) и экологической культуры, эмоционально положительного отношения к живой и неживой природе.
В целях успешной реализации вышеперечисленных задач необходимо тщательное перспективное планирование этого режимного момента.
При планировании прогулки воспитатель должен учитывать множество разнообразных факторов: погодные условия, возраст и контингент детей, наличие инвентаря и соответствующего оборудования, предыдущие занятия в группе и многое другое.
Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:
- наблюдение, рассматривание;
- трудовая деятельность детей;
- подвижные игры;
- индивидуальная работа детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- индивидуальные беседы с детьми;
- организация свободной деятельности детей;
- индивидуальная работа с детьми (развитие речи, познавательное развитие);
- работа по звукопроизношению, разучивание стихотворений.
Прогулка — существует 4 вида прогулки :
1. Типовая — максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
2. Комбинирование целевая прогулка и свободная деятельность.
3. Прогулка – экскурсия - поход.
4. Спортивные эстафеты.
Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Важно закреплять представления детей о том, что эти изменения влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Этот вид деятельности, пожалуй, самая важная часть прогулки. Именно через наблюдение мы знакомим детей с окружающим миром. Конечно не все виды наблюдений можно запланировать заранее, иногда на прогулке возникают непредвиденные ситуации, и наша задача использовать любую возможность знакомства с явлениями и объектами окружающего мира.
Обычно наблюдения планируют в такой форме:
1. Наблюдения в неживой природе;
2. Наблюдения в мире растений;
3. Наблюдения в мире животных;
Чаще всего тематика наблюдений связана с темой недели.
Ознакомление с окружающим миром
Данный вид деятельности на прогулке созвучен с наблюдениями, но несколько значителен по объему и разнообразию информации. Работа ведется по нескольким направлениям:
1. Рассматривание объектов живой и неживой природы;
2. Ознакомление с трудовой деятельность взрослых :
- знакомство с трудом дворника (в зависимости от сезона) ;
-знакомство с работой снегоуборочной и другой дорожной техникой;
-знакомство с различными видами транспорта;
- знакомство с трудом строителей и т. д. (в зависимости от условий)
3. Ознакомление с общественной жизнью города:- целевые прогулки на школьный стадион, к памятным местам, в детскую библиотеку, в краеведческий музей, во дворец культуры и другие интересные и познавательные места для детей.
Поисковая деятельность
Данный вид деятельности на прогулке направлен на развитие познавательных способностей детей : умение ставить задачу, находить в окружающем мире ответы на поставленный вопрос, умение делать выводы и умозаключения. Это своеобразное целевое наблюдение и поиск ответов в природе. Поисковая деятельность присутствует почти на каждой прогулке. Ее направление чаще всего обусловлена темой недели или сезонными изменениями. Примерная тематика познавательной деятельности на прогулки :
Осень:
- Изучение ветра и опыты на определение направления ветра;
-Изучение свойств объектов неживой природы
(тяжелый- легкий, сыпучий - вязкий, жидкий - твердый) ;
Зима:
- Изучение свойств снега и льда;
-" Превращение снега и льда в воду";
- "Бывает ли снег чистым? ";
- " Цветные льдинки";
- " Когда можно лепить из снега? ".
Весна – лето:
ОПЫТЫ С СОЛНЕЧНЫМИ ЛУЧАМИ:
- " Где сильнее греет солнце";
- " Как появляются солнечные зайчики? ";
- " Разноцветный мир";
- " Как появляется тень? ";
ОПЫТЫ С ВОДОЙ:
- " Тонет - не тонет"
- " Где можно найти воду? "
- " Какой формы вода? ".
Подвижные игры:
Организация подвижных игр на прогулке - это огромнейшая возможность повысить двигательную активность детей, улучшить психико- эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчинятся правилам, воспитывать навыки коллективной игры. Нет смысла останавливаться на перечне подвижный игр, используемых на прогулке - их много и вам безусловно знакомо. Остановлюсь на принципе отбора подвижных на прогулку :
-СЕЗОННОСТЬ:
Зимой : " Мороз - Красный нос" или " Зайка беленький сидит";
Осенью : " Солнышко и дождик" или " Перелетные - зимующие птицы";
Весной : " Ручеек" или " " Птицы и гнезда";
-СООТВЕТСТВИЕ ТЕМЕ НЕДЕЛИ:
Например : тема недели - " Защитники Отечества" подвижные игры:
" Меткий стрелок" или " Перепрыгни через ров";
Трудовая деятельность.
Организация трудовой деятельности на прогулке позволяет решить несколько задач:
- воспитание трудолюбия;
- формирование навыков трудовой деятельности;
-воспитание у детей чувства значимости их труда для общества;
Виды трудовой деятельности разные : одни зависят от времени года и условий на участке для прогулок, другие присутствуют постоянно.
ЕЖЕДНЕВНО:
- создание безопасных условий для прогулки;
- уборка и мытье игрушек:
- приведение в порядок оборудования на участке;
ОСЕНЬЮ:
- уборка урожая;
- сбор семян;
- уборка опавших листьев;
- уборка клумб от увядших растений;
ЗИМОЙ :
- расчистка дорожек и оборудования от снега;
- создание снежных построек;
- украшение и забота о снежных постройках на участке
- посыпание дорожек песком;
-забота о птицах;
- забота о растениях (укрывание снегом стволов деревьев и корней многолетних растений) ;
ВЕСНОЙ:
- забота о растениях (уборка сломанных веточек, прошлогодней листвы) ;
- работа на клумбах и огороде (рыхление, подсыпка земли, посев семян, посадка рассады)
Самостоятельная деятельность детей.
На прогулке у детей разнообразное поле для самостоятельной деятельности.
Из опыта работы - появилось правило для воспитателя.
ПРАВИЛО - В течение 20-30 минут после выхода на прогулку предоставляю полную (контролируемую) свободу действий!
ПРИЧИНА - Дети настолько устают от моего голоса во время занятий, что надо им дать возможность отдохнуть от меня!
НО свобода детей относительна! В это время решаются определенные задачи:
- дети учатся организовывать свою деятельность;
-воспитатель ведет наблюдение за отношениями между детьми, выявляет предпочтения детей, проводит диагностику игровых и коммуникативных навыков у детей.