Татьяна Дыртый
Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство познавательного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Моей целью работы над проектом было: развивать познавательный интерес детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Цель экспериментирования : создание условий в детском саду для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента. Задачи: Углублять представления детей о живой и неживой природе; расширять их представления о физических свойствах окружающего мира (воздуха, воды, почвы, фауны и флоры, о грамотном использовании их человеком для удовлетворения своих потребностей. ; формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать мышление, внимание, память, речь; воспитывать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Экспериментирование бывает с :воздухом, почвой, водой, песком, флорой, фауной, со снегом и льдом. Детское экспериментирование, как метод обучения: дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; стимулирует развитие речи; накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения; развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности; формирование элементарных математических представлений; художественное творчество; развитие речи; познание; труд; укрепление здоровья; чтение художественной литературы; физическое воспитание. Структура проведения эксперимента : постановка проблемы; поиск путей решения проблемы; проведение наблюдения; обсуждение увиденных результатов; формулировка выводов. В старшей и подготовительной к школе группах можно проводить занятия, полностью посвященные решению экспериментальных задач. Основным оборудованием в мини-лаборатории являются: приборы-помощники : лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмасса, пробки; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди; разные виды бумаги: картон, наждачная, копировальная; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
Публикация «Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста как средство познавательного развития» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается: во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В третьих, они практически безопасны. В четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. В результате моей работы над проектом были сформированы картотеки опытов и экспериментов с неживой природой для детей старшего дошкольного возраста : игр с водой; проблемных ситуаций; карточки - схемы проведения опытов - экспериментов; разработаны рекомендации для воспитателей и родителей по экспериментированию детей.