Оксана Мережко
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в оздоровительном лагере
▼ Скачать + Заказать документы
Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на базе Пдоц «Горний посад»
«Здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают…
Здоровье есть предначертанная Богом и угодная ему гармония между личной природою и личным духом, — писал русский мыслитель Иван Ильин. — В каждом из нас заложена способность осуществлять в себе задуманную Богом гармонию духа, души и тела».
Публикация «Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в оздоровительном лагере» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Лагерь. Пришкольные, летние, оздоровительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Детство – особая пора в жизни человека, время самого интересного и активного развития личности. Период детства должен быть временем мира и здоровья, духовно-нравственного, интеллектуального становления и роста. В летнее время тема сохранения здоровья особенно актуальна.
Основной целью летней оздоровительной кампании - создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга детей во время летних каникул.
Развитие детей и подростков станет результатом процесса проживания, то есть погружения их в определенную сумму ценностей, отношений, культурных образцов в ходе общения их друг с другом, взрослыми, природой, искусством при непосредственном включении их в разнообразные виды деятельности.
Оздоровлению будет способствовать выполнение инструкций, правил по охране жизни и здоровья детей, выполнение санитарно-гигиенических норм и правил, максимум пребывания детей на свежем воздухе, отрядных полянах, в туристических походах.
Ребенок является основным и главным компонентом воспитательного процесса, его объектом и субъектом, наделенным определенными свойствами и задатками, стремящимся к творческому самопроявлению, удовлетворению своих потребностей, интересов, стремлений, способный к активному освоению педагогических воздействий или сопротивлению им. Именно за период летнего отдыха совершаются большие изменения в личностной структуре детей и подростков.
Содержание процесса воспитания в период летнего отдыха носит веселый, легкий и насыщенный яркими переживаниями характер, свободное общение становится основным каналом трансляции духовной культуры и ценностных отношений. Дети живут в лагере вместе со взрослыми, подчиняясь одним и тем же режимным моментам, одним и тем же правилам; вступая в какие-либо отношения со сверстниками и взрослыми, приобретают социальный опыт, формируют отношение к миру, мировоззрение, вырабатывают направленность своей личности, ведут здоровый образ жизни. Только смотря на вас дети будут выполнять режим, на вашем примере будет складываться направленность на здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни предполагает выполнение режима дня, режима питания, занятия физкультурой и спортом; выполнение санитарно-гигиенических правил по уходу за собой (телом, одеждой, прической) и помещениями, отказ от вредных привычек: курения, употребления спиртного, наркотиков, от ведения беспорядочной половой жизни.
Трудно объяснить значение воспитания здорового образа жизни человеку, который не ведет такого образа жизни. Еще труднее этому человеку воспитать ЗОЖ у своего ребенка. Человек, который придерживается здорового образа жизни, — это бодрый, энергичный человек, красивый, как правило, оптимист, у которого все органы работают четко, в едином ритме, как в хорошо отлаженном механизме, потому что он ежедневно получает утром хороший заряд сил, здоровья, энергии и поддерживает его в течение дня
Таким образом, физическое воспитание в оздоровительном лагере имеет специфические особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребывания в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Эти особенности следует учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.
Физическое воспитание в лагере представляет один из важнейших участков работы с детьми.
Спортивная работа в должна способствовать формированию у детей моральных и волевых качеств, воспитанию любви к Отечеству, чувства патриотизма, а также осознание ребенком необходимости здорового образа жизни.
Еще до выезда в детское оздоровительное учреждение необходимо совместно с врачом, старшим воспитателем составить примерный план физического воспитания как один и разделов общего плана воспитательной работы на каждую смену и на весь сезон. На его основе составляют календарный план физкультурно-спортивной работы в лагере на каждую смену, план-график отрядных часов физической культуры, утренней гигиенической гимнастики, дней здоровья, бегуна, прыгуна метателя, первенства лагеря по футболу, волейболу баскетболу, другим спортивным и подвижным играм. Планируют также отрядные походы, прогулки, туристский слет, физкультурно-спортивные праздники. В дальнейшем, по мере надобности, с учетом желаний ребят, капризов погоды и других обстоятельств, все вышеперечисленные планы, графика, расписания, положения корректируются.
При составлении плана спортивной работы в условиях летнего оздоровительного лагеря инструктору по физической культуре необходимо учитывать следующее:
• направленность плана на достижение определенного педагогического результата – отражение социального заказа на формирование качеств личности;
• интересы и потребности детей;
• разнообразие содержания: форм, методов, средств физкультурно-оздоровительной деятельности;
• систематичность, последовательность, преемственность в подборе видов деятельности;
• реальность планов (по видам деятельности, по срокам);
• согласованность плана по физическому воспитанию с планом работы ПДОЦ.
Основные требования к организации и методике работы.
Мероприятия по физическому воспитанию, прежде всего, должны:
соответствовать возрасту детей;
соответствовать здоровью ребят (осн., подготовит., спец. мед. группа) их уровню физической подготовленности;
быть неотъемлемой частью режима лагеря;
отражать общепринятый принцип работы детских организаций - содействие всестороннему развитию инициативы и самодеятельности детей;
обеспечивать разнообразие занятий физическими упражнениями, в первую очередь таких, которые затруднительно или невозможно проводить в течение учебного года, особенно в условиях города (плавание, туризм, упражнения и игры на местности, подвижные игры, спортивные игры).
Физкультурно-оздоровительная работа в лагере согласуется с врачом и предусматривает следующие мероприятия:
УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика);
закаливание (воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание);
занятия в отрядах, кружках;
экскурсии, походы с играми на местности;
спортивные соревнования, праздники.
Распределение на мед. группы для занятий физической культурой проводится врачом. Детям осн. мед. группы разрешается участвовать во всех физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях без ограничений.
С детьми подготовительной мед. группы должны проводиться физкультурно-оздоровительные мероприятия с учетом состояния здоровья. Они допускаются: к занятиям в одном из спортивных кружков без участия в соревнованиях. Разрешается участие в однодневных туристических походах.
УГГ (утренняя гигиеническая гимнастика)
Регулярные занятия УГГ имеют исключительно большое значение для укрепление здоровья детей. Улучшается работа всех внутренних органов и систем, развитие физических качеств, воспитание воли и характера, что проявляется в повышении общего жизненного тонуса ребенка, его работоспособности. Лучше всего, если зарядка проводится под музыкальное сопровождение. Не превышает 30 мин. включая орг. моменты. Зарядка может быть общелагерной или отрядной.
По содержанию и по форме зарядки бывают разные. В одном случае она представляет собой прогулку в лес с бегом и ОРУ. Если лагерь на берегу озера, пруда, после физ. упражнений на суше проводят купание, а затем согревающий бег в среднем темпе на территории лагеря.
С большим удовольствием ребята участвуют в зарядке, которая проводится в виде ритмической гимнастики, плясок. Упражнения УГГ подбираются так, чтобы последовательно воздействовать на все основные мышечные группы и внутренние органы. Выполнять упражнения необходимо в «анатомическом порядке» сверху-вниз или снизу-вверх. Используется дыхательная гимнастика.
Разновидности УГГ: в парах, в кругу, в колоннах, в шеренгах, массаж, с песнями, с помощью подвижных игр.
Занятия в спортивных кружках
Спортивные кружки организуют, исходя из наличия подготовленных руководителей и из того, какой материально-технической базой и каким спортивным инвентарем располагает лагерь. Кроме педагога по физической культуре и инструктора по плаванию занятия проводят вожатые, обслуживающий персонал, ребята, имеющие спортивные разряды. Основное содержание занятий - разносторонняя физическая подготовка с учетом специфики избранного вида спорта. Занятия не реже 2 р. в неделю, во второй половине дня, по плану, разработанному руководителем кружка.
Спортивные соревнования
Спортивные соревнования - неотъемлемая часть работы по физическому воспитанию в оздоровительном лагере.
В процессе их проведения решают следующие задачи:
1. дать каждому ребенку возможность проверить и оценить свои знания, умения, физическую подготовленность;
2. помочь ребятам улучшить свою физическую подготовленность, спортивную форму;
3. доставить детям чувства радости.
Есть семь условий, соблюдения которых обязательно для успешного проведения любого соревнования:
1. своевременное ознакомление с положением о соревнованиях вожатых, детей;
2. простота организации соревнований и системы зачета, что позволяет привлекать к проведению соревнований не только взрослых, но и детей;
3. красочность оформления и своевременность подготовки мест соревнований;
4. быстротечность, длительные соревнования утомляют детей, снижают интерес к ним;
5. обеспечение квалифицированного судейства;
6. соблюдение участниками техники безопасности и правил проведения;
7. оперативное подведение итогов соревнований.
Физкультурные праздники
Физкультурные праздники обычно посвящают выдающимся событиям в жизни страны, в спорте, знаменательным датам (традициям лагеря).
Типичные составные части любого праздника особенно физкультурного, является: торжественное открытие (парад и построение всего лагеря или только участников торжественного открытия) шествие участников; приветственное слово и выступление гостей, массовые физкультурные выступления; выступления лучших спортсменов лагеря и гостей; награждение победителей соревнований; торжественное закрытие праздника.
Успех физкультурного праздника во многом зависит от его тщательной организации. Практика показала, что спорт. праздники не должны продолжаться более 1,5-2 ч. Все части программы праздника - спортивную, физкультурно-затейную, зрелищную - необходимо соединить в хорошо продуманном сценарии.
Закаливание (солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья)
Закаливание - система различных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям таких природных факторов, как холод, тепло, солнечная радиация. В условиях оздоровительных лагерей складываются чрезвычайно благоприятные обстоятельства для закаливания детей с помощью естественных сил природы. При этом закаливание становится эффективным средством физического воспитания детей, способствующим выработке устойчивости организма к простудным заболеваниям, приобретению гигиенических навыков.
Система закаливающих процедур строится с учетом следующих принципов:
постепенности (интенсивность закаливающих процедур должна возрастать постепенно);
индивидуальности (следить за переносимостью различных процедур каждым отдельным ребенком);
систематичности (тренирующих эффект закаливающих процедур возникает лишь при условии регулярных и продолжительных занятий);
сочетание различных видов закаливания (это вырабатывает умения организма приспосабливаться к различным факторам внешней среды).
Закаливание солнцем
Солнечные лучи - сильнодействующее средство. Под воздействием ультрафиолетовых лучей гибнут бактерии и вирусы, находящиеся на теле; улучшается образование в организме витамина Д, который способствует росту и развитию костей, нормальному функционированию нервной и мышечной систем.
Лучше закаливание солнцем начинать при t в тени не ниже 10 градусов. Лучшее время для приема солнечных ванн с 10 до 12 ч. Лучше всего загорать в движении.
Закаливание воздухом
Прием воздушной ванны рекомендуется сочетать с ходьбой, подв. играми, физическим трудом и т. д. Дополнительным полезным закаливающим мероприятием является сон на свежем воздухе и при открытых окнах ночью.
Закаливание водой
Обтирание. Рекомендуется проводить ежедневно утром после зарядки. Обтирание производиться губкой, мокрым полотенцем или рукой, смоченной в воде. Сначала обтирают верхнюю часть туловища: кисти, предплечия, шею, грудь, спину, затем-нижнюю. После этого все тело растирают сухим полотенцем. Продолжительность не превышает 30 сек. в дальнейшем до 2-3 мин.
Обливание. Это более эффективный вид закаливания. Обливание проводится водой t 25-30. После обливания тело энергично растирают полотенцем.
Купание. Купание является не только наиболее сильной и полезной закаливающей процедурой, но и самой приятной. Чем холоднее вода, тем короче должна быть процедура. Во время закаливания нельзя допускать, чтобы ребенок чувствовал неприятный озноб, чтобы появилась «гусиная кожа». При возникновении таких ощущений вместо ожидаемого эффекта закаливания могут развиваться острые и хронические заболевания верхних дыхательных путей, почек, суставов.
Хороший, закаливающий эффект оказывают гигиенические процедуры, умывание холодной водой до пояса и мытье ног холодной водой.
Туризм, походы, экскурсии
Туризм, походы, экскурсии являются одной из увлекательных и любимых детьми массовых форм физкультурно-оздоровительной работы. Туризм имеет большое общеобразовательное и воспитательное значение, является активным отдыхом, хорошим закаливающим средством, оказывает благотворное влияние на сердечно-сосудистую и нервную системы, создает хорошее настроение, постоянную смену впечатлений, способствует укреплению и развитию дружбы между детьми. Нужно, прежде всего, разработать интересный маршрут, составить план похода и провести большую организационную подготовку с участниками и руководителями похода. В однодневном походе участвуют дети с 9 летнего возраста.
Формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в условиях оздоровительного лагеря достаточно разнообразны, необходимо лишь тщательного готовить намечаемые мероприятия и следить, чтобы они соответствовали физической подготовленности детей.
Хочу остановить ваше внимание на таком важном средстве физического воспитания как игра.
Для современных психологов и педагогов стало бесспорным положение об огромной значимости игры для всей дальнейшей жизни человека. Оно выработано в ходе многолетних наблюдений и экспериментов. Но в народной педагогике эта истина была установлена гораздо раньше.
Пожалуй, ни у кого нет сомнений в том, что игра необходима для физического развития ребенка. Перед занятиями спортом подвижные игры имеют серьезные преимущества. Они содержат едва ли не все естественные движения человека, которые сочетаются в самых различных и постоянно изменяющихся комбинациях (бег, приседания, кувырки через голову, прыжки и т. д.). Отсутствие монотонности в движениях, не только препятствует утомлению каких-то одних групп мышц, но и развивает быстроту реакции, ловкость, координацию и т. п. - качества неотделимые от традиционного воинского воспитания в народной традиции. Меньшая регламентация игровых правил и эмоциональность игр соответствуют особенностям детской психики. Однако гораздо важнее народные игры для формирования личности ребенка или подростка. Многие игры, и прежде всего подвижные, существуют только в коллективе. Надо отметить, что народные игры часто предполагали участие разновозрастных участников. Постоянно находясь со старшими, младшие дети усваивали их игры, подрастая, начинали принимать в них участие. В коллективной игре вырабатывается умение взаимодействовать со своими партнерами: умение соотносить свои желания с чужими, а так же навыки дисциплины и самоконтроля. Не менее важна роль игры для развития воображения, образного мышления, без которого невозможна никакая творческая деятельность. В игре складывается умение ориентироваться в сложных ситуациях, делать единственно правильный выбор из множества открывающихся возможностей в напряженном темпе игры. Эта возможность находится в непосредственной связи с развитием речи. Таким образом, игра воспитывает практически все качества, необходимые ребенку, мальчику в особенности: умение сосредоточиться и мгновенно реагировать, командовать и подчиняться, стоять за себя и своих друзей, разделять чужое настроение и т. д.
Все выше сказанное заставляет более серьезно отнестись к использованию педагогических возможностей народных игр и элементов рукопашного боя в работе с детьми и молодежью, и в частности, рассматривать подвижные народные игры и русский рукопашный бой как один из важнейших элементов программы летнего ПДОЦ. (Показать картотеку). Народная игра показала себя как одна из лучших в современных условиях форм приобщения молодежи к традиционной русской, а также русской воинской культуре. (ИГРА).
Традиционная русская народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, знания и умения, обычаи, формы трудовой и праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и регулируются нормы социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, половозрастные и т. д.). Сохраняя до наших дней свое основополагающее значение, русская народная культура содержит в себе важнейшие свойства и качества, в которых находит выражение исторический путь, каждого народа. Забвение народных традиций, их утрата грозит распадом культурных связей, потерей национального характера, иммунитета, образованием чуждых природе этноса аномалий в жизни общества, ослаблением чувства национального достоинства, разложением нравственных устоев и норм поведения общества. В современный век все более возрастает значение исторического прошлого, культурных традиций народа в переломные, кризисные для государства и общества периоды жизни, когда постоянно меняется социально-экономическая система, внедряется западная массовая культура, которая по своей сути не имеет ничего общего с русской народной культурой. Развитие и воспитание у молодежи патриотизма - одного из наиболее глубоких чувств, и любви к Отечеству - основная цель, которая объединяет людей прежде всего на гражданской, нравственной, культурной основе.
Одним из интересных моментов в нашем ПДОЦ является проведение игры «Зарница».
Основная цель игры «Зарница» — социальное воспитание, популяризация и внедрение массовых форм проведения коллективного, содержательного досуга подростков и молодежи, воспитание гражданских и патриотических чувств у подрастающего поколения, пропаганда здорового образа жизни, приобретение социально значимого опыта для определения важных жизненных позиций.
Задачи игры: Обучение ориентированию на местности, по карте. Выполнение совместной общественно-полезной деятельности на территории проведения игры. Развитие интеллектуальных, познавательных, физических способностей и творческой активности в процессе совместного межличностного взаимодействия. Формирование умений и навыков лидерского поведения (умение нести ответственность не только за себя, но и за всю команду). Апробация модели самоуправления, способствующей образованию единого социально-воспитательного пространства, обеспечивающей включение подростков и молодежи в социально значимую деятельность на благо развития города, округа, района и его жителей. Пропаганда проведения игры «Зарница» как одной из наиболее востребованных, актуальных, содержательных и полезных форм совместного досуга подростков, молодежи и взрослого населения. Пробуждение интереса к новым знаниям, навыкам, настроя на активную жизненную позицию. Поиск новых форм проведения игры с учетом особенностей участников.
(Пройти по сценарию. Практика. Вязание узлов.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Булгакова, Н. Ж. Плавание в пионерском лагере / Н. Ж. Булгакова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Физкультура и спорт, 1989. – 128 с.
2. Демчишин, А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А. А. Демчишин, В. Н. Мухин, Р. С. Мозола. – К. : Здоровья, 1989. –168 с.
3. Ерёгина, С. Спортивная жизнь лагеря / С. Ерёгина // Народное образование. – 2004. – № 3. – С. 95-97.
4. Ерёгина, С. Физическая культура в летнем оздоровительном и спортивном лагере / С. Ерёгина // Народное образование. – 2000. – № 4-5. – C. 218-244.
5. Еркомайшвили И. В., Жукова О. Л., Серова Н. Б. Пособие практиканта по физической культуре: Учеб. -метод, пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. -пед. ун-та. 2004. – 130 с.
6. Железный, Д. В. Физкультура и спорт в пионерском лагере / Д. В. Железный, Н. В. Туленков. – Киев: Здоровья, 1988. – 64 с.
7. Николаев, В. Р. К летнему оздоровительному сезону / В. Р. Николаев // Физическая культура в школе. – 2002. – № 3. – С. 62-66.
8. Организация летнего детского отдыха: копилка материалов в помощь воспитателям и вожатым оздоровительных лагерей / [авт. -сост. Г. Л. Шерсш]. — 2-е изд. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005.— 24 с.
9. Тармола, Т. Формирование культуры здоровья в летнем лагере / Т. Тармола // Минская школа сегодня. – 2006. – № 7. – С. 30-32.
10. Твое здоровье в твоих руках : пособие для кл. рук. и воспитателей общеобразоват. учреждений / сост. : Л. С. Борисик, А. О. Сахариленко. – Мн. : Бел. наука, 2003. – 167 с.
11. Тимофеев, Ю. Игры в летнем лагере / Ю. Тимофеев // Воспитание школьников. – 2003. – № 5. – С. 38-43.
12. Трушкин, А. Г. Физкультурно-оздоровительная работа в летних лагерях / А. Г. Трушкин. – М. : ИКЦ «МарТ», 2006. – 199 с. – (Серия «Школьный корабль»).
13. Физкультура и ты / сост. : Т. Е. Заводова, В. В. Самодумская. – Мн. : Красико-Принт, 2005. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
14. Филин В. П., Фомин Н. А. Основы юношеского спорта. –М. : Физкультура и спорт, 1980. —255 .
15. Фридман, М. Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха : кн. для организаторов внеклас. работы / М. Г. Фридман. – М. : Просвещение, 1991. – 207 с.