Воронова С А
Организация и содержание коррекционно — развивающей работы с дошкольниками со сложной структурой дефекта
▼ Скачать + Заказать документы
Цель программы: социальная адаптация личности, коррекция и развитие познавательной, речевой и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Задачи:
способствовать социальной адаптации;
формировать коммуникативные компетенции;
формировать представления о чувственно-эмоциональном мире человека;
корректировать, развивать познавательные процессы;
способствовать развитию речевой активности;
повышать педагогическую компетентность родителей.
Публикация «Организация и содержание коррекционно — развивающей работы с дошкольниками со сложной структурой дефекта» размещена в разделах
Каждая из перечисленных задач предполагает реализацию коррекционно-развивающей работы в соответствующих направлениях:
Социализация личности. Работа по данному направлению имеет огромное значение в связи с необходимостью формирования образа «Я», формирования навыков социального поведения. В качестве основы для формирования личностной социализации предлагает специальные методы и приемы, которые охватывают следующие аспекты:
формирование образа «Я» (узнавание себя в зеркале, на фотографиях; соотнесение со своим именем; узнавание собственных вещей);
формирование у детей представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях, о способах ухода (это мои руки – я могу ими держать, бросать – их нужно мыть);
формирование первоначальных представлений о ближайшем социальном окружении (семья, друзья, педагоги) и адекватных способах взаимодействия.
Коммуникативное развитие. Коммуникативная составляющая в процессе коррекционно-развивающей работы направлена организацию «одновременно протекающей работы над различными сторонами речевого и интеллектуального развития, направленного на реализацию функции общения» :
разрешения конфликтных ситуаций, формирование чувства взаимного доверия;
формирование положительных стереотипов поведения;
знакомство с эффективными приемами.
Эмоциональное развитие. Всестороннему развитию данной сферы способствует комплекс педагогических воздействий по следующим направлениям:
знакомство с основными эмоциональными состояниями человека и способами их выражения (мимика, поза, жесты, интонация);
обучение осознанию своих эмоциональных переживаний и причин их возникновения;
формирование умения выражать свое настроение в адекватной форме.
Познавательное развитие. Развитие познавательной сферы является одной из важнейших составляющих в системе коррекционно-образовательной работы с детьми, поскольку является основным в сложной структуре интеллектуального становления. Коррекционно-развивающая работа включает две основные составляющие – работу с детьми и работу с семьей.
Работа с детьми предусматривает:
социально-личностное развитие ребенка;
сенсорное развитие ребенка;
развитие речевой активности ребенка;
физическое развитие ребенка;
художественно-эстетическое развитие ребенка;
музыкальное развитие ребенка.
Работа с родителями включает в себя:
расширение диапазона знаний по вопросам психофизического развития ребенка с учетом индивидуальных особенностей психо-речевого развития и особых образовательных потребностей;
создание условий для эмоционального принятия ребенка в семье и гармонизации детско-родительских отношений;
При организации занятий, включающих различные виды деятельности, необходимо соблюдать ряд требований:
соблюдение санитарно-гигиенических норм;
планирование каждого занятия в единстве коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач;
рациональный отбор содержания, предполагающего синтез разных видов деятельности;
выбор методов и приемов обучения, обеспечивающих смену видов деятельности детей в течение занятия;
структурная четкость и завершенность каждого занятия;
использование наглядности в соответствии с педагогическим замыслом, содержанием и индивидуальными психофизическими особенностями;
эмоциональная насыщенность занятий.