МААМ-картинки

Организация информационной образовательной среды в ДОУ в условиях введения ФГОС

Елена Горелова
Организация информационной образовательной среды в ДОУ в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, признал дошкольное образование уровнем общего образования. Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

Публикация «Организация информационной образовательной среды в ДОУ в условиях введения ФГОС» размещена в разделах

1) предметно-пространственной развивающей образовательной среды;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

В настоящее время изменилась среда развития ребенка : появилось множество новых каналов получения информации. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно-развивающую среду. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний, информации и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культуре взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей.

- ПРС должна быть:

• содержательно насыщенной, соответствовать возрастным возможностям детей (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т. д.)

• трансформируемой (изменение предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

• полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д);

• вариативной наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

• доступной;

• безопасной.

Я организовываю детскую деятельность, в том числе самостоятельную в предметно-пространственной развивающей среде так, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, получать нужную информацию, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно, самодеятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками. Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск информации, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей информационно развивающее пространство. Я стараюсь продумывать, какая обстановка нужна, чтобы развивать и воспитывать ребенка, обеспечивая в группе условия для развития каждого. Материал в группе сосредоточен по образовательным областям. Это позволяет детям использовать полученные знания в новой обстановке. На полках есть настольно-печатные игры «Что лишнее», «Найди отличия» игры по знакомству с буквами «Учусь читать», «Азбука», сюжетные и предметные картинки, книги. Этот наглядный материал способствует речевой и мыслительной деятельности. Для художественно-эстетического развития в доступном месте сосредоточены разнообразные художественные материалы, аудиозаписи, иллюстрации и альбомы на разнообразные темы. Мною подобран дидактический материал, игрушки, книги, дидактические игры по развитию математических способностей. Дети свободно пользуются головоломками, дидактическим играми «Считай дальше», «Больше-меньше» и т. д., цветными пробками (сортировка по цвету, счет, составление узоров, книгами по математике, линейками, фломастерами, мешочками со счетными камешками, шишками, желудями. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаружила себя полностью, а побуждала ребенка к поиску. С этой целью в группе сосредоточены наглядные пособия - схемы, таблицы, лабиринты, кроссворды модели, карточки с условными обозначениями, иллюстративный материал, технические средства обучения (использую обучающие мультфильмы, как в НОД, так и в свободной деятельности ребенка. Звуковые записи шелеста листьев, плеска воды, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку.

В группе мы организовали «мини - лабораторию» - это новый элемент развивающей образовательной среды. Она создана для развития у детей познавательного интереса, получения новой информации. Наблюдая, ребенок учится выделять признаки объекта и расширяет свое представление о нем. Получить необходимую информацию дошкольники могут также, общаясь со взрослыми, задавая вопросы.

Рассказывание и сочинительство пользуются у детей особой популярностью.

Чтобы помочь детям в придумывании рассказов и историй мы изготовили с детьми моноколлаж «Сказочный замок» на иллюстрацию изображающую замок наклеили отдельные предметные изображения (рыб, цветы, принца, принцессу, птиц и т. д.) вырезав их предварительно из других картинок. Завершая, таким образом, изображения, по которому дети придумывают рассказы или сказочные истории. ЗАДАНИЕ: составить рассказ или сказочную историю, за основу сюжета использовать содержание моноколлажа. Обязательно творческий рассказ должен быть озаглавлен.

Работа над моноколлажом проводиться в течение месяца, с добавлением новых предметов.

Для речевого развития используем коллажи, «экспресс» - таблицы, - это учебный материал, выполняющий следующие задачи:

закрепление различных методов запоминания;

развитие фотографической памяти;

расширение словарного запаса, образного восприятия;

развитие связной речи;

Главная задача коллажа - соединить, т. е. связать все картинки между собой. Таким образом идёт обработка сюжетного метода запоминания

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания.

Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников.

Для того, чтобы пробудить у детей интерес к заучиванию стихотворения используем прием мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы - рисунки ребенок легко запоминает информацию. Облегчающих запоминание и увеличение памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Прием мнемотехники используем при работе со скороговорками, пословицами, поговорками ребенку нужно не только понять их, но и запомнить.

Этапы работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ материала по заданной теме.

Даю детям практические задания, раскодируйте стихотворение. И наоборот кодируем стихотворение (в рисунках). Дети работают индивидуально или небольшими группами.

Работая группами, дети учатся договариваться, обмениваться информацией, распределять действия при сотрудничестве, взаимодействовать и учиться друг у друга (а не только у взрослого, рождает открытость, доверие, создает эмоционально значимые для детей ситуации.

практические задания работа со сказками

«Назовите сказку, восстановите её содержание по пиктограммам»

«Закодируйте в рисунках сказку «Репка», восстановите её содержание по пиктограммам»

В группе организован физкультурно – оздоровительный центр, в котором имеется стандартное и нестандартное оборудование необходимый для развития движений: мячи, скакалки, гантели, кегли, обручи, гимнастические палки, массажеры. Подобная предметно пространственная развивающая среда способствует всестороннему развитию дошкольника, формирует умение выбирать нужный материал, действовать им в определенной последовательности, бережно относится к играм и игрушкам и аккуратно складывать их по окончании деятельности.

Таким образом, организация информационной образовательной среды в группе с учетом ФГОС даёт возможность наиболее эффективно получать информацию развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. А самое главное побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, принимать самостоятельные решения, развивать творческие способности, а так же формировать личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

План методической работы ДОУ по введению ФГОС Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников Учреждения и формирование у них психолого-педагогической.

Семинар практикум по введению ФГОС до в ДОУ (1–2 часть) Семинар-практикум : «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования» составлен.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация информационной образовательной среды в ДОУ в условиях введения ФГОС
Опубликовано: 8 ноября 2014 в 14:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация информационной образовательной среды в ДОУ в условиях введения ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Елена Горелова (УИ 171805) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД