МААМ-картинки

Организация кружка художественного труда для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки» (1 фото)

Елена Поварницына
Организация кружка художественного труда для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

«Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»

Организация кружка художественного труда для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Автор разработчик педагогического опыта воспитатель Е. А. Поварницына

Актуальность педагогического опыта:

Публикация «Организация кружка художественного труда для детей старшего дошкольного возраста, „Умелые ручки“» размещена в разделах

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности

Педагогический опыт представлен в форме программы, где освещена поэтапность реализации данного опыта, проанализированы результаты, сделаны выводы и разработаны рекомендации.

Новизна.

Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, по мнению Н. А. Ветлугиной, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Г. Н. Пантелеева, Е. А. Флериной и др., является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач. Между тем в теоретических источниках творческие задания представлены фрагментарно и не занимают должного места в обучении дошкольников различным видам художественного труда.

В специальной и учебно-методической литературе (Ю. И. Дорогов, А. В. Козлина, И. М. Петрова, Н. А. Смотрова, С. В. Соколова, Е. Е. Цамуталина) достаточно подробно представлена тематика и содержание занятий по ручному труду для дошкольников и младших школьников. Тем не менее, процесс обучения данному виду деятельности зачастую рассматривается с точки зрения обеспечения наиболее успешного овладения детьми общетрудовыми, конструктивными умениями и навыками. Авторы не акцентируют внимание на богатых возможностях ручного труда для творческого развития ребенка (З. А. Богатеева, М. А. Васильева, Э. К. Гульянц, Г. И. Долженко, В. Г. Нечаева и др.).

В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т. С. Комарова, Н. М. Конышева, М. В. Крулехт, Н. А. Малышева). Они содействуют более глубокому и многостороннему познанию детьми предметов и явлений действительности, формированию ассоциаций и их активизации в разных видах творческой художественно-эстетической деятельности.

Ручной труд может быть органично объединен с занятиями по ознакомлению детей с изобразительным искусством, математикой, развитием речи, а также с игровой, театрализованной и другими видами деятельности. Он содержит в себе возможность решения широкого круга воспитательных, развивающих и дидактических задач. В то же время, несмотря на важность интегративного подхода, данное направление в научных исследованиях представлено не в полной мере.

Научно- исследовательские методы, используемые в данной работе:

- изучение и анализ литературы по проблеме исследования,

- наблюдение, беседа,

- метод анализа продукта деятельности,

- биографический метод (опросник для родителей,

- анкетирование.

Методики, используемые в работе:

1. «Дорисовывание кругов» (Е. П. Торренс)

2. Тесты Торренса (модификация О. И. Моткова).

3. Методика «Субъектной позиции ребенка в детской деятельности»

М. В. Крулехт.

4. Опросник для родителей

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечиваются опорой на научную методологию исследования психолого - педагогических процессов: адекватностью использования методов целям и задачам исследовательской деятельности, анализом и синтезом теоретического и экспериментального материала.

База использования программы: дети старшего дошкольного возраста МБДОУ ДСКВ № 34 «Дюймовочка»

Работа состоит из трех блоков: аналитического, диагностического, блока реализации, списка литературы.

Целью моей работы является: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда.

Задачи:

1. Развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к

решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;

2. Совершенствование мелкой моторики руки;

3. Формирование умений и навыков работы с различными материалами,

приспособлениями и инструментами;

4. Воспитание аккуратности, самостоятельности.

В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей через проведение обучающей, развивающей, игровой деятельности в изготовлении поделок из нетрадиционных художественных материалов на базе бесплатной дополнительной услуги в ДОУ: в кружке «Умелые ручки».

Содержательным компонентом программы кружка «Умелые ручки» является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность в художественном труде.

В программе приводятся методики и технологии по решению педагогических задач направленных на развитие творческих способностей дошкольника через продуктивную деятельность в самостоятельной деятельности, совместной деятельности ребенка с воспитателем.

Диагностика результативности работы кружка «Умелые ручки».

Обобщение результатов реализации педагогического опыта.

Ожидаемые результаты работы

1. Развиты творческие способности у детей; оригинальность подхода к

решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;

2. Совершенствована мелкая моторика руки;

3. Сформированы умения и навыки работы с различными материалами,

приспособлениями и инструментами;

4. Воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.

Развитие творческих способностей старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б. Г. Ананьев, C.J1. Рубинштейн, М. Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом (Е. Я. Беляева, Н. М. Конышева, T.B. Куцакова, T.B. Пантелеева, Д. В. Сергеева и др.). Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т. д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей старшего дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт

В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает успешное овладение более сложным учебным материалом. Самобытная деятельность ребенка, приводящая к созданию субъективно нового продукта, является первым этапом присвоения социально-культурного опыта (А. В. Брушлинский, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поддьяков, залогом успешного применения сформированных знаний, умений и навыков в любой из сфер «прогрессивной» действительности (И. Я. Лернер).

В процессе занятий в кружке «Умелые ручки» художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно –эмоциональное восприятие окружающего мира.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.

При организации совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей предлагается форма организации художественного труда в мини-группах, что способствует приобщению старших дошкольников к художественному труду, предоставлению детям свободы выбора, возможности развития комбинаторных умений и выработки индивидуального стиля и темпа деятельности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 5-7 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Продолжительность реализации программы 2 года. Предусматривается 2 этапа работы:

1-й этап - с детьми 5-6 лет,

2-й этап - с детьми 6-7 лет.

Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю (4 раза в месяц, 32 занятия в год) по подгруппам по 6 человек.

Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием непосредственно образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.

Продолжительность занятий с каждой мини-группой - не более 25 минут – в группе старшего возраста, 30 минут - в группе старшего возраста (2 период обучения). Гибкая форма организации детского художественного труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, их желания, состояние здоровья и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается выявление и осознание ребенком своих творческих способностей, овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

В конце учебного года дети старшего возраста могут:

- владеть элементарными трудовыми умениями при работе с бумагой, картоном, соленым тестом, самоклеящейся бумагой, нитками, использовать по образцу крупы, семена растений, ткани и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).

- выполнять правила безопасного пользования ножницами и клеем, иголкой;

- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- разрезать бумагу по нанесенным меткам;

- работать с пластилином и соленым тестом приемами параллельного и кругового скатывания;

- вдевать нитку, тесьму в иголку;

- изготовлять поделки из природного материала;

- использовать пооперационные карты.

Для детей старшей группы характерен репродуктивный характер труда, так как дети осваивают основы ручного труда.

В конце учебного года дети старшего возраста (2 период обучения) могут:

- переводить рисунок на бумагу, картон;

- участвовать в оформлении поделок на выставку (располагать поделки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму);

- использовать пооперационные карты;

- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет,

- использовать ручные умения в повседневной жизни детского сада и семьи (изготовление подарков, сувениров, проявляя при этом творчество;

- реализовать творческий замысел, воплощая то, что запланировали.

Владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса: экономное расходование материала; бережное обращение с инструментами; поддержание порядка на рабочем месте;

Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ в детском саду;

- участие в городской выставке декоративно-прикладного творчества;

- дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

- творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете.

Требования к созданию условий для занятий в кружке художественного труда «Умелые ручки» с детьми в ДОУ

1. Наличие специально оборудованного мобильного центра художественного творчества в групповом помещении.

2. Наличие столов и стульев на подгруппу детей с учетом антропометрических показателей.

3. Наличие различных художественных материалов как традиционных- гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, кисти разных размеров, акварель, фломастеры, пластилин, так и нетрадиционных - кусочки поролона, разные крупы, семена различных растений, лоскутки ткани разных форм, размеров и фактур, ножницы, клей-карандаш, ПВА – на подгруппу детей, цветная бумага, белый и цветной картон, бумага разной фактуры – обойная, креповая, калька, альбомная.

4. Наличие в помещении умывальника с подводкой воды.

5. Наличие программно-методического обеспечения: наличие методической литературы.

6. Наличие магнитофона, дисков с записью классической музыки и «звуков природы».

Результаты диагностики развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Для реализации поставленных задач и отслеживания результатов эффективности применялась система диагностических методик, содержащая - задание на дорисовывание предложенных фигур, задание являлось частью задуманной программы тренинга реактивности, направленной на развитие детского изобразительного творчества, и в связи с этим должно было стимулировать творческие способности детей и дать им возможность эксплицировать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт,

- задание на самостоятельное изготовление ребенком игрушки из бумаги в подарок игровому персонажу, где ребенку предоставляется широкий выбор материалов и необходимых инструментов, возможность самому придумать игрушку или сделать ее по одному из вариативных образцов, в процессе выявляется уровень творческой самостоятельности, ручная умелость и способность реализовывать замысел, владение элементами культуры труда.

Обобщая результаты первоначальной диагностики творческих способностей, следует констатировать, что у двоих детей творческие способности в ручном труде находятся на низком уровне, у большей части обследуемых детей творческие способности в ручном труде находятся на среднем (подражательно-исполнительском) уровне. Воспитанники затрудняются при создании оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми предлагалось самостоятельно применить усвоенные знания, умения, навыки, не проявляют инициативу, выдумку, самостоятельность, в единичных случаях проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С целью совершенствования основных параметров творческой самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста на начальном этапе была определена система работы по созданию специальных педагогических условий для развития творческих способностей дошкольников посредством художественного труда, в виде создания атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом, установления рационального соотношения репродуктивной и творческой деятельности, многообразия и вариативности заданий и видов работ творческого характера, используемых в системе интегративного обучения ручному труду. В ходе реализации формирующего этапа работы, отмечены положительные качественные преобразования в способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество, в проявлениях детской фантазии, в воображении, особом видении мира, в своей точке зрения на окружающую действительность.

Организация работы кружка художественного труда «Умелые ручки» с детьми старшего дошкольного возраста активизировала творческий потенциал детей: выполняемые детьми поделки обогатились новыми оригинальными образами, закрепились навыки и умения, полученные в процессе изготовления поделок из различных материалов, также способствовала развитию ручной умелости, самостоятельности, усидчивости, созданию возможности использовать продукты собственного творчества в игровой, театральной деятельности в группе.

Результаты на контрольном этапе работы свидетельствуют о повышении уровня развития творческих способностей в ручном труде старших дошкольников, имеющих на начальном этапе подражательно-исполнительские качества деятельности. Общими показателями этого являются: увеличилась беглость мысли (количество производимых идей, гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую, появилась оригинальность (способность производить идеи, повысилась любознательность, проявляется фантастичность в созданных детьми поделках.

Следовательно, проведенная работа подтверждает эффективность процесса развития творческих способностей детей посредством художественного труда.

В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством художественного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.

На начало 1 этапа работы кружка уровень развития творческих способностей дошкольников в группе компенсирующей направленности 5-6 лет было выявлено 2 ребенка (8%) с высоким уровнем, со средним показателем развития творческих способностей, составило 84 % детей, с низким уровнем 2 ребенка, что составило 8%.

Результаты по окончании 2 этапа работы кружка ручного труда.

На 66% (11 детей) снизился средний уровень, на 54% (12 детей) – повысился высокий уровень.

Представленная система развития творчества в продуктивной деятельности старшего дошкольника посредством художественного труда отражена в содержании программы кружка «Умелые ручки». Данная программа реализуется в ДОУ как бесплатная дополнительная услуга по художественному труду для детей старшего дошкольного возраста, где решаются вопросы развития творческих способностей дошкольников, включает в себя художественно-творческие задания, дидактические материалы для организации совместной деятельности на развитие творческих способностей, оснащение педагогического процесса соответствующими материалами и оборудованием.

Таким образом, реализация программы кружка художественного труда «Умелые ручки» способствовала развитию креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста, при решении какой-либо проблемы дети не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов, склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, формируют связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.

В целом результаты проведенной работы и практические рекомендации могут быть использованы воспитателями ДОУ.

Проведенная работа не претендует на полное, окончательное и всестороннее решение всего комплекса проблем, связанных с организацией процесса развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами художественного труда.

Публикации по теме:

Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности»Опыт работы. «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности» [Опыт работы "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально - игровой деятельности"Информация об.

Прогулки в ноябре с детьми старшего возраста Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста спланированы с учётом интеграции с образовательными областями "Познание". "Здоровье", "Физическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация кружка художественного труда для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Опубликовано: 10 октября 2012 в 12:43
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД