Альбина Становова
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского дома
Выступление из опыта работы на семинаре подготовила
А. Г. Становова,
воспитатель 1 категории
2014 год
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
В быстроменяющемся мире в эпоху стремительных изменений информации и компьютеризации образование и воспитание должно шагать в ногу со временем. Наша жизнь требует от нас проявления поисковой активности и освоение новых технологий.
Для человека экспериментальная деятельность яркий вариант проявления исследовательского поведения. Исследовательский экспериментальный поиск важен для человека как получения какого-то нового продукта и значим как процесс поиска.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведенья о мире важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние ребёнка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ведь всякий здоровый ребёнок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, ему интересно его узнать, понять те процессы и преобразования, которое происходят на его глазах. Маленький человек еще не осознает сущности всех явлений, но уже знает, что не все в мире одинаково и хочет узнать еще больше об окружающем его пространстве. Именно это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение.
Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Н. Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Экспериментирование – это не что иное, как свобода для творчества, полета фантазии. Что делает маленький человечек, когда у него что-нибудь не получается? Он ищет новые пути, пробует другие способы действия.
Он выделил два основных вида детского экспериментирования :
- бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка). Ребенок ищет пути и способы достижения своих интересов и потребностей; (Из моей практике приведу такой пример. Однажды на улице Миша нашел автобусный билет и пытался его приклеить на рукавичку, затем на снежный комочек. Сначала он дышал на билет, а потом пытался прикрепить с помощью слюны. И только потом сказал: «Нужна вода!» Занес в помещение, намочил снежок и положил билет на него. Вот и чудо произошло, билет приклеился)
- утилитарное экспериментирование (организуется взрослым). В своей работе также использую данный вид, где ребенок получает те результаты, которые определены взрослым. Элементы ситуации, алгоритмы действий исходят от взрослого. В опыте «Испарение» помогла детям посмотреть, как вода из жидкого состояния переходит в газообразное. Какое же удивление было в глазах, как вода исчезла из чашечки. Но зато появился пар!
Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается мной как особый способ духовно—практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Я работаю воспитателем в детском доме №1 уже более 20 лет. Мои дети уже старшие дошкольники. Детишки особенные, а особенные они тем, что у них отсутствует связи с биологической мамой. А это сильно влияет на развитие личности ребенка. И именно мне нужно быть им и мамой и воспитателем в одном лице. Детям, оставшихся без попечения родителей свойственны процессы снижение познавательной активности, словарный запас очень скуден, ограниченность кругозора, ситуативность умственных действий, которая определяется либо предметным окружением, либо прямыми указаниями взрослого, неразвитое воображение, отсутствие целеустремлённости. Они не умеют фантазировать, мечтать, их желания ограничены сиюминутными потребностями. И я стараюсь через экспериментальную деятельность помочь воспитанникам преодолеть эти трудности.
Имея богатый практический опыт, могу с уверенностью сказать, что желание потрогать, попробовать, постучать, отвинтить или наоборот собрать в единое целое – одно из любимейших занятий моих дошкольников. Малыши в песочнице могут продолжительное время насыпать и высыпать песок из разных емкостей, получая при этом необходимый опыт и знания о свойствах песка. Дети старшего дошкольного возраста активно включаются в исследования свойств воды – строят бороздки, по которым вода течет в том направлении, которое указал юный экспериментатор
Доказано, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные и интеллектуальные способности.
Что же такое «эксперимент»? Термин эксперимент (от латинского опыт, проба) чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле опыт, воспроизведения объекта познания, проверка гипотез.
Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать. И повезет тому ребенку, если живущие рядом с ним взрослые, пробудят в нем познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому самое важное, что может и должен сделать взрослый – это не мешать ребенку, а наоборот придумывать более сложные задачи, задавая вопросы проблемного характера. А в конечном итоге должен создать вокруг ребенка такую развивающую среду, которая будет постоянно манить его к новым открытиям.
Моя любимая тема в работе – это природа. Ведь природное окружение есть самое доступное из того, что можно использовать в процессе элементарной экспериментальной деятельности.
Организуя работу по экологическому воспитанию, я выделила следующие цели и задачи.
Цель: воспитание с первых лет жизни гуманной социально-активной, творческой личности способной понимать и любить окружающий мир, природу.
Задачи:
1. Формирование системы элементарных научно-экологических знаний;
2. Развитие познавательного интереса к окружающему миру и желание сохранять, беречь природу;
3. Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения;
4. Формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями.
Именно опытно-экспериментальная деятельность позволяет создать методическую разработку, объединяющую все поставленные мною задачи.
В самом начале я определила для себя круг задач, решение которых позволит разработать методическое пособие по организации опытно-экспериментальной деятельности. А именно:
• создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
• развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
• развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
• создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
Опытно-экспериментальную деятельность распределила по направлениям:
• живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
• неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
• человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Разработала модель обучения детей для организации экспериментирования, которая описывает этапы работы, методы и приемы, направленные на создание устойчивой мотивации и те навыки исследовательской деятельности, которые должны будут сформированы у воспитанников к концу второго года обучения. Хочу показать на простом примере, как на первом этапе я мотивировала воспитанников в проведении эксперимента. Поставила перед ними проблемную ситуацию. Можно ли из луковиц выращивать зимой зеленый лук, для того чтобы защитить свой организм от простуды. Затем стала использовать такой прием, как наводящие вопросы:
- Что нам нужно для выращивания зеленого лука?
Дети отвечали:- Стаканчики, земля, вода. Предложила приготовить оборудование и посадить луковицы и в воду и в землю. Все это происходило в экспериментальном уголке, где воспитанники самостоятельно провели опыт.
На втором этапе ставится другая задача, что пришла зима и пора помочь своему организму бороться с вирусными заболеваниями. Дети ищут пути решения этой проблемы; анализируют, делают выводы. Фиксируют в альбоме наблюдения. Также на этом этапе я использую и такой прием, как допущение неточности в действиях. Сажу луковички в сухую посуду.
На третьем этапе я усложняю задачу для детей выращивания зеленого лука. На этом этапе дети самостоятельно отыскивают метод выращивания лука и использую мнемотехнику.
1. Литература.
1. Дошкольная педагогика /Текст/ : журн. – 2007 (декабрь).
2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
3. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: сценарии игр-занятий для дошкольников/Текст/ О. В. Дыбина. –М. : ТЦ «Сфера», 2004
4. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/ : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
5. Ильина Ж. С чего начинается хвост /Текст/ Ж. Ильина// Обруч. – 2003.
6. Костюченко М. Экспериментируем! /Текст/ М. Костюченко// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
7. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 333 с.
8. План-прогарммавоспитаельно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. З. А. Михайловой. – СПб. : Акцидент, 1997 г.
9. Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 .
10. Цыплякова О. Где же пятый океан? /Текст/ О. Цыплякова// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
11. Шапиро А. Научные забавы /Текст/ А. Шапиро// Детский сад со всех сторон. – 2001. - № 41-42 (ноябрь)