Папки-передвижки

Опыт работы «Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Татьяна Саламатова
Опыт работы «Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Работая над темой познавательно – исследовательской деятельности старших дошкольников, я полностью убедилась, что для этой темы в образовательном процессе необходимо специальное выделение. Приведу следующие причины:

Согласно концепциям развития (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина) основное психологическое новообразование дошкольного возраста – это появление плана действий: воображение, идеальные ориентирующие образцы, осознание своих переживаний, самооценка. К концу дошкольного возраста, по словам Э. Эриксона, ребёнка характеризует предельно развитое чувство инициативы. В его деятельности прослеживаются разные мотивирующие моменты: придумать интересный замысел, общаться и слаженно взаимодействовать со сверстниками, узнавать новое или понимать устройство вещей. Иначе говоря, одновременно с усложнением внутреннего мира происходит дифференциация сфер деятельности в зависимости от того, что становится важным (придумывать – творческая, сюжетная игра, создавать – продуктивная деятельность, понимать или узнавать – исследовательская деятельность).

Публикация «Опыт работы „Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников“» размещена в разделах

Успешность этого движения зависит от разнообразия культурных практик, в которые включается ребёнок. Согласно ФГОС ДО познавательно - исследовательская деятельность также к ним относится.

Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов (почему? Зачем? Как).

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно – следственными, родо – видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

Раньше в своей практике я использовала только традиционные занятия по ознакомлению с окружающим, где дети просто получали информацию, а не проявляли собственную познавательную инициативу. Сейчас формированию ребёнка как самостоятельного и инициативного субъекта познания, способствует организация занятий в форме партнерской деятельности со взрослым.

Такая организация занятий требует от меня, как от воспитателя, не только демократического стиля поведения, но и подбора содержания: учитывать общие задачи познавательного развития, охватить множество конкретных тем по окружающему миру, сделать содержание привлекательным для ребёнка.

Таким образом, я перед собой ставила следующие задачи:

1) использовать познавательно – исследовательскую деятельность как стержнеобразующую для познавательного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности);

2) обеспечивать освоение основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно – следственные, пространственные и временные отношения, родо – видовые);

3) обеспечивать переход от предметно – практического действия к образно – символическому (схемы, символы);

4) развивать познавательную инициативу, стимулировать поиск сходства и различия вещей и явлений, словесный анализ – рассуждение;

5) расширять кругозор (в процессе познавательно – исследовательской деятельности вводить знания о природном и социальном мире, формировать элементарные географические и исторические представления).

Целевым ориентиром для меня и критерием успешного продвижения ребёнка является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования и планируемые результаты освоения основной образовательной программы ДОУ:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ;

- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;

обладает элементарными представлениями из области живой природы и т. п.

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

- познавательно активен, любознателен, способен самостоятельно исследовать, экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках – книгах, энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет собственную сферу интересов.

Публикации по теме:

Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников Воспитатель БАЛАШОВА ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА Тема: «Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников».

Организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности дошкольников РМБДОУ детский сад «Солнышко» п. Первомайское Воспитатель Минаева Александра Юрьевна Тема: «Организация познавательно-исследовательской и.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Юные искатели» в форме «квест» Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников с ОВЗ. через поисково-исследовательскую деятельность с использованием ИКТ.

Консультация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста» С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений,.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Опыт работы «Организация театрализованной деятельности младших дошкольников» Организация театрализованной деятельности младших дошкольников (из опыта работы) У каждого ребёнка есть потребность в творческой деятельности.

Опыт работы «Организация исследовательской деятельности с объектами природы» Программное содержание: • Развивать у детей представление об окружающем мире. • Освоение детьми различных форм приобретения опыта, помогающих.

Опыт работы «Организация совместной работы ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ у дошкольников» Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Опубликовано: 18 февраля 2019 в 15:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД