Папки-передвижки

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

Ольга Иванова
Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы с детьми раннего возраста привели нас к выводу: к организации предметно-развивающей среды необходимо относится более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным. В организации предметно-развивающей среды группы была учтена безопасность оборудования, исключающая возможность травматизма детей, а также создан психологический комфорт каждому ребенку. Для организации предметно-развивающей пространственной среды для детей раннего возраста нам послужили нормативные документы СанПиНа. А также учитывались основные направления развития ребенка второго и третьего года жизни:

Публикация «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста» размещена в разделах

развитие двигательной активности;

развитие речи;

развитие процессуальной игры;

развитие предметной деятельности;

Групповое помещение - это место, в котором ребенок проводит большую часть дня, поэтому работа по его проектированию требовала наибольших усилий. В результате были обозначены следующие зоны:

игровая;

сенсорно-познавательная;

двигательной активности;

ряженья;

зона отдыха;

внимание и интерес детей вызывает мобильный подвесной модуль, на котором закрепляются погремушки, предметы по временам года : солнышко, тучка с капельками, листочки, елочка, снежинки, цветочки, бабочки. Также используем их для дыхательной гимнастики. В группе есть домик – «Гриб-мухомор», мы используем его во время драматизации; как уголок уединения.

Одной из основных потребностей ребенка второго года жизни является потребность в движении, поэтому необходимо всячески способствовать тому, чтобы дети большую часть времени проводили в движении. Нужно помогать, им совершенствовать ходьбу, учить преодолевать небольшие препятствия - всходить на маленькую горку, она имеет бортики, за которые ребенок может держаться, поднимаясь вверх и спускаясь. Горка располагается у окна, поэтому «восхождение» на нее завершается еще познавательным результатом. Находясь на верхней площадке горки, дети могут наблюдать за тем, что делается не только в групповой комнате, но и за окном. Подниматься и опускаться по лесенке приставными шагами, ходить не только по ровной, но и по неровной поверхности. Также необходимо развивать умение лазить, подлезать, перелезать, приседать. Для этого в группе имеются : мягкие модули, воротца.

Для игр малышей были подбраны такие игрушки и оборудование, в обращении с которыми необходимы различные движения. Это мячи, обручи, тележка, качели, каталки, которые дети толкают вперед себя за палочку; игрушки на колесах, которые дети возят за шнурок.

Самостоятельная игра детей во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно - игровую среду, подберут и расположат игрушки. В нашей группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это куклы, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, постельные принадлежности, одежда; кухонная мебель с набором игрушечной посуды; мебель для парикмахерской, различные флаконы, баночки, накидка.

Важной задачей при организации предметно-пространственной среды детей второго года жизни является их сенсорное развитие, которое осуществляется в основном в предметной и ориентировочной деятельности. Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Мы предлагаем малышам различной сложности пирамидки, матрешки, вкладные шашечки. Очень хорошо подбирать предметы контрастные по одному из признаков и сходные по другим. Например, шарики, геометрические фигуры, различные по цвету.

Дидактический стол - так привлекательный для детей нашей группы- расположен так, чтобы подход к нему можно было осуществлять с двух сторон. На стол выставляем предметы-вкладыши, доска с плоскими геометрическими вкладышами, пирамидки, объемные геометрические фигуры, «столбики» разной формы. Материал периодически меняется. За дидактическим столом одновременно могут играть два-три ребенка. Дети могут располагаться рядом или в разных концах столика, не мешая друг другу. Например, один малыш проталкивает в отверстия разной формы предметы разной формы; другой - нанизывает кольца, составляя пирамидку; третий - скатывает по желобу шары и т. п. Рядом с дидактическим столом стоит этажерка с материалом для массажа рук детей - это маленькие и большие «колючие» мячики, мячики с поролона, деревянные мячики, мешочки с крупой. Эти игры способствуют развитию мелкой моторики детей, оказывают благоприятное влияние на общее развитие ребенка, помогают ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

Немало усилий мы приложили к тому, чтобы вызвать интерес к строительному материалу, начинать формировать интерес к конструированию. Малышам интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталью о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства: форму, величину, цвет, фактуру и динамические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит). В группе имеется пластмассовый цветной конструктор, конструктор из дерева большой и маленький, мелкие игрушки для обыгрывания построек.

Наши дети очень любят рассматривать книги, необходимо учитывать, что восприятие ребенком текста литературного произведения в значительной мере зависит от качества иллюстраций. Поэтому родители приобрели детям красочные книги, которые периодически меняются и представлены в нескольких экземплярах, также в книжном уголке есть различный иллюстративный материал по темам занятий, альбом семейных фото, альбом с фотографиями детей.

Подвижные и физкультурные занятия играют важную роль в развитии детей. Наши дети любят заниматься на малом спортивном комплексе, а также играть с мячами большими и маленькими, сбивать кегли мячами, пролезать в воротики, прокатывать мяч в воротики.

Дети очень любят театрализованные представления. Чтобы дети могли разыгрывать несложные сцены из сказок («Репка», «Курочка Ряба») есть плоские и объемные игрушки куклы, пальчиковый театр («Теремок», «Колобок»). Уголок ряженья необходим для детей раннего возраста. Ребята наряжаются с помощью взрослого в юбки, фартучки, жилеты, косыночки, которые сшили им мамы. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты (бусы, шапочки).

Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому в группе для повседневного общения детей с природой мы организовали уголок природы, где дети наблюдают за растениями, получают первые элементарные трудовые навыки.

Подготовку к ведению календаря начинаем с первой младшей группы. Полученные представления закрепляем с помощью пособия «Какая сегодня погода» : ясная, пасмурно, ветер, дождь».

В групповой комнате есть емкости для игр с водой. Дети знакомятся со свойствами воды, бросают шарики в воду и вылавливают их рукой, ложкой, сачком. Переливают воду из кружки в кружку, через воронку переливают в бутылку и т. д.

Для игр с песком есть специальная комната. Во время игр с песком дети знакомятся со свойствами песка, развивают мелкую моторику, во время игр воспитываем аккуратность.

Перед играми с водой и песком на детей надеваем непромокаемые фартуки. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.

Для занятий по рисованию есть предметы : наборы цветных карандашей, фломастеров, краски, гуашь, кисти, подставки для кистей, банки непроливайки, цветные мелки, восковые мелки. Для нетрадиционных методов рисования: губки поролоновые, штампы, косметические ватные палочки, поролоновые тампоны. Для аппликации есть клей и бумага. Я знакомлю детей с бумагой разных видов (салфетки, фантики, с фольгой, техникой разрывания бумажного листа на кусочки, сминаем кусочки в комочек, скатываем в комочки, кусочки скручиваем в жгутики. Делаем аппликацию из готовых элементов.

Предметы для лепки : пластилин, доски, салфетки. Литература по художественно-прикладной деятельности: книги, распечатки конспектов.

В процессе работы развивается мелкая моторика пальцев рук, движения становятся более точными и координированными, а поделки аккуратными и красивыми, речь активнее.

Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы раннего возраста кажется нам наиболее реальной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.

Публикации по теме:

Анкета для педагога Анкета для педагогов С целью организации эффективного взаимодействия педагога и ребёнка и оказания при необходимости методической помощи.

Положение о конкурсе «Дизайн-проект: предметно-развивающая среда группы» Утверждаю ___/Н. В. Безверхая/ (заведующая) Приказ №___ от «___2012г. ПОЛОЖЕНИЕ о конкурсе «Дизайн – проект:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста
Опубликовано: 2 октября 2014 в 20:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Иванова (УИ 232357) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД