Приложение МААМ

Организация предметно-развивающей среды в современных условиях с введением ФГОС

Галина Соснова
Организация предметно-развивающей среды в современных условиях с введением ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия в процессе полноценного развития дошкольника.

Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что этот период подготовки к следующему периоду.

Публикация «Организация предметно-развивающей среды в современных условиях с введением ФГОС» размещена в разделах

Формирование ключевых компетентностей детей является приоритетной задачей дошкольного образования на современном этапе и одной из основных целей деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Для развития способностей и личностных качеств, формирования ключевых компетентностей воспитанников нужна другая методика общения с ребенком. Создание благоприятных условий, обеспечивающих развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, является одной из приоритетных задач педагогики и психологии.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность.

Вопрос организации предметно – развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В соответствии с ФГОС реализация проходит в различных ведущих видах деятельности (общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).

Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и исподволь формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и ключевые компетентности. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.

Задачи предметно – развивающей среды : Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

Планируемый результат для воспитанников: Активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности; проходят через закономерные стадии развития; обеспечены социальным взаимодействием, направленным на эмоциональное и когнитивное развитие; неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Развивающая предметно – пространственная среда должна быть :

• содержательно – насыщенной;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной.

Использование принципа интеграции образовательных областей с помощью предметно – развивающей среды группы способствует формированию единой предметно - образовательной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организовано несколько предметно-развивающих сред : для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

Особенности создания предметно-развивающей среды.

Пространство, организованное для детей в группе, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

При формировании предметно-развивающей среды исходили из самоценности периода дошкольного детства и развития потенциальных возможностей каждого ребенка.

Имеется достаточное количество современных развивающих пособий и игрушек. Помимо этого стремились обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Содержание группового пространства.

Предметно-игровая среда групп организовалась таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу не жесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Также деревянная переносная ширма служит и уголком для индивидуальных игр детей. Используя ее, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается трансформируемость и вариативность среды, т. е. создание своего личного пространства.

В группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью нами используется мебель: всевозможные диванчики, кресла. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

В предметно-пространственную среду группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. В уголке природы дети наблюдают за растениями, проводят элементарные опыты. Растения позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. В уголках детского экспериментирования дети исследуют песок, воду, краски и фиксируют результат эксперимента с помощью зарисовок. И основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность. Магниты, пружинки, увеличительные стекла, весы и другие технические устройства, модели, предметы для опытно - поисковой работы.

В группе были определены материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам предложены инструменты для ремонта (отвертки, ключи, плоскогубцы, гайки, болтики и т. д.). А девочкам - куколки, тряпочки, посудка и т. д. Для развития творческих замыслов в игре девочкам нужны предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки; мальчикам – детали военной формы, разнообразные технические игрушки.

Для мальчиков, мы оборудовали зону конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет им строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Для девочек чаще разворачиваем игры в «семью», «больницу», «магазин», выделяем для этого большую часть группы. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

Элементы культуры – живописи, литературы, музыки, театра – входят в дизайн интерьера группы. В группе организованы выставки детского творчества (рисунков, поделок детей и родителей). Все с уважением относятся к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, "драгоценные" для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.

Открытость обществу и открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе есть фотоальбомы. Кроме этого наша группа имеет название: «Солнышко», которое также обыгрывается в предметной среде группы.

Гибкое зонирование позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.

Динамичность развивающей среды тесно взаимосвязана с гибким зонированием.

Развивающая среда может быть как постоянной, создаваемой на длительный срок, так и динамичной, например, оформление группы на какой - то конкретный праздник, на время постановки сказки.

Еще более динамичной является развивающая среда многих занятий. Микросреда, включающая оформление конкретного занятия, определяется его содержанием и является специфичной для каждого из них. Она, безусловно, должна быть эстетичной, развивающей и разносторонней, побуждать детей к содержательному духовному общению.

Изучение предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками, предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.

При организации предметно-пространственной среды в группе необходима многоплановая и творческая деятельность педагогов. Мы придумываем интересные игры, нестандартное оборудование для групп.

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

Созданная эстетическая среда группы вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Среда, окружающая детей обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

Предметно - развивающая среда - это основа формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Публикации по теме:

Доклад и презентация на тему «Место интеллектуальной игры в современном дошкольном образовании» Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых.

Кружок познавательно-речевой активности «Умники и умницы» Управление образования администрация Петровского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-развивающей среды в современных условиях с введением ФГОС
Опубликовано: 22 февраля 2014 в 23:12
+39Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация предметно-развивающей среды в современных условиях с введением ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Галина Соснова (УИ 174581) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД