Организация проектной деятельности старших дошкольников в ходе подготовки сюжетных игр

Николаева Любовь Николаевна
Организация проектной деятельности старших дошкольников в ходе подготовки сюжетных игр

Проект подготовки сюжетно-ролевой игры «Мы играем в театр».

Цель: Обобщать и закреплять знания детей о театре; театральных профессиях; познакомить детей с театральными понятиями и терминами.

Задачи: Вызвать желание больше узнать о театре, театральных профессиях. Активировать речь и мышление в ходе решения игровых проблемных ситуаций.

Развивать умение переводить полученные знания в условный план игры.

Поддерживать фантазию детей, помочь им раскрыть свои творческие способности, почувствовать радость от участия в игровом действии.

1 этап. Постановка проблемы.

- Ребята, вы уже знаете, что в этом году мы с вами, по объективным причинам, не сможем принять участие в конкурсе «Золотой ключик», но все-таки мы с вами в душе артисты и не можем жить без выступлений, поэтому я предлагаю устроить в нашем детском саду настоящий театр своими силами, а потом научим играть в театр детей других групп, и даже может быть научим играть в театр своих родителей. Мы с вами будем ставить спектакли, концерты, цирковые представления и будем приглашать на них всех желающих.

2 этап. Обсуждение проблемы, принятие задачи.

На этом этапе проводится беседа с использованием элементов «мозгового штурма». «Мозговой штурм» или «банк идей» - метод обучения при котором создается поисковая проблемная ситуация.

Детям задаётся серия вопросов:

- Что нам необходимо, чтобы создать свой театр? (Необходимо знать из чего состоит театр, его составные части, театральные профессии; виды и жанры театров; театральные понятия и термины).

- Кто из вас уже был в театре? Если знаете название, то в каком театре вы были? Какой спектакль или представление смотрели?

- Кого ещё, кроме артистов, вы видели в театре? Кто ещё в нём работает? (Кассир-билетёр, контролёр, буфетчицы, осветители и др.).

- А как вы думаете, кто-нибудь ещё работает в театре, кого мы не видим, когда приходим в театр? (Директор, режиссер).

- Откуда в театре берутся куклы, декорации, костюмы? Их артисты изготавливают самостоятельно? (Нет).

- Все театры одинаковые? Чем отличаются?

- Где можно найти информацию о театре, театральных профессиях, видах театров? (спросить у родителей, в книгах о театре, энциклопедиях, в интернете, в самих театрах).

3 этап: Составление карты детских идей.

Дети сидят на полу вместе с воспитателем и проговаривают всё, что приходит на ум при назывании темы «Театр».

Воспитатель или дети самостоятельно, на листе бумаги или на доске изображают «карту детских идей»: в центре записана тема, от неё исходят стрелки с записями ключевых слов, произнесённых детьми (так называемая «паукограмма» из-за сходства с паутиной). Нужно записывать ответы всех детей и рядом указывать имя ребёнка. По возможности обозначенные детские идеи иллюстрируются с помощью рисунков или картинок.

4 этап. Расширение представлений и обогащение знаний.

Дети вместе с родителями ищут интересующий их материал, приносят его в детский сад и делятся полученными знаниями со всеми детьми группы. А воспитатель в свою очередь разрабатывает интегрированный учебный план образовательной деятельности детей по теме «Театр».

Образовательная область Образовательная деятельность воспитателя с детьми

Социально-коммуникативное развитие 1. Ознакомление с трудом взрослых (театральные профессии).

2. Дидактические игры:

«Кем быть»

«Кому что нужно для работы» (театральные профессии).

«Из чего сделаны костюмы»

«Как вести себя и чего не стоит делать в театре».

«Определи настроение» (грусть, печаль, удивление, радость, злость).

«Покажи без слов» (мимика, жесты).

«Хоровод сказочных героев»

3. Театрализованные игры.

Познавательное развитие 1. Экскурсия в музей театрального и музыкального искусства (пл. Островского д. 6) «Детские программы».

2. Прослушивание аудио-энциклопедии для детей «Знакомство с театром».

3. Энциклопедии и журналы о театре.

4. Образовательные путешествия:

«Детский театр» «Д/в» № 4 – 2005 г. стр. 38.

«Кафе «Забава»» «Д/в» № 4 – 2005 г. Стр. 38.

Проект «Сказка наоборот» - «Игра и дети» № 2 – 2004 г. Стр. 14.

«Знакомство с монетами и отсчёт сумм» - «Игра и дети» № 1 – 2004 г. Стр. 6.

5. Математические игры на состав числа.

6. Игры со светом и цветом.

7. Конструирование:

«Кошелёк», «Сумочка» - оригами

8. Моделирование игрового пространства из мягких блоков и мебели:

«Билетная касса»

«Гардероб»

«Кафе»

«Сцена»

«Зрительный зал» и т. д.

Речевое развитие 1. Чтение отрывков и рассматривание иллюстраций из книги артиста Игоря Горбачёва.

2. Чтение детям:

А. Толстой «Что такое театр»; «Театр от А до Я» (детская энциклопедия).

Ю. Алянский «Азбука театра».

Е. Рагул, М. Козырева «Театр в чемодане».

В. Драгунский «Денискины рассказы».

3. Составление рассказа по картинкам с последовательно развивающимся сюжетом на тему «Поход в театр».

4. Составление рассказа из личного опыта «Поход в театр».

5. Игровые проблемные ситуации:

«Если в театре выключили свет»

«Если в театре начался пожар».

1. «В стране весёлых песен» (театрализованное представление) «Д/в» №12 – 1994 г. Стр. 95.

2. «Светофор» (театр на фланелеграфе).

3. «Любочка и её помощники» (показ малышам).

4. «Весёлый цирк».

5. Изобразительная деятельность:

«Мы рисуем театр»

«Мы увидели в театре»

«Рисуем музыку»

6. Ручной труд: афиши, программки, билеты, деньги, пригласительные, билеты, изготовление костюмов масок, декораций для спектакля.

Физическое развитие 1. Цирковые номера.

2. Акробатические номера.

3. Игры малой подвижности:

«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

«Море волнуется раз…».

Итог этого этапа – обсуждение результатов проекта со всеми детьми группы. Попросить детей вспомнить все занятия в рамках проекта. Детям задаются вопросы:

- Узнали вы что-нибудь новое, чего не знали раньше?

- Узнали вы что-нибудь, что вас удивило?

- Какое из занятий проекта вам понравилось больше всего?

В ходе обсуждения пополняется «паукограмма» или составляется заново.

5 этап. Обучение детей сговору на сюжетно-ролевую игру «Театр».

Педагог с детьми садятся в круг. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, помогающие общему представлению детей о теме игры и выявляющие их личный опыт,.

- Какое представление мы с вами можем разыграть? (спектакль, Цирковое представление. Концерт и т. д.)

- Что нам для этого необходимо? (составить сценарий)

- Кем мы должны стать, чтобы написать сценарий? (сценаристами)

- Кто нам поможет разыграть спектакль? Как называется человек, который руководит работой артистов? (режиссёр)

- Какие ещё роли мы можем принять на себя в этой игре? (артисты, кассир-билетёр, контролёр, буфетчица, гардеробщик и т. д.)

6 этап. Подбор и изготовление материала для игры.

Материал для игры нужно подобрать как можно быстрее, пока интерес не угас. В него обязательно должны войти не только игрушки, но и настоящие предметы. (бинокли, сумочки и т. д.)

Отдельные атрибуты изготавливаются совместно. (афиши, билеты, програмки, деньги, кошельки и т. д.)

Итог – создание игровой зоны. Элементы игровой конструкции – подписаны, например: касса, контроль, музей, буфет и т. д. .

7 этап. Основной. Выполнение проекта – разыгрывание.

Дети разыгрывают сюжет по ролям, приглашая на свои представления детей из других групп, родителей. В дальнейшем игра проходит без присутствия посторонних люде, между детьми группы. Чрезмерного вмешательства взрослого в детскую игру быть не должно. Воспитатель может включиться в игру как партнёр в одной из ролей, но ему нельзя настаивать на своём и навязывать свои идеи. Дети пробуют себя в разных ролях, более разнообразными становятся их игровые действия, развивается сюжет игры, дополняются атрибуты.

После того как игра налажена воспитатель берет на себя особую, постоянную для всех игр производственно-приключенческого жанра роль, которая, как правило никогда не присутствует в играх детей – это роль диспетчера или администратора. Эта роль помогает взрослому, не участвуя непосредственно в процессе игры в любой момент включиться в неё на некоторое время, оказав игре необходимую поддержку. Воспитатель может снова выйти из игры до того момента, когда детям вновь потребуется помощь педагога.

Если игра плохо развивается, воспитатель может подключиться к игре в роли из новой линии как ролевая модель, образец ролевого поведения по новой роли.

7 этап. Заключительный.

Когда интерес детей к игре начинает ослабевать, перед входом в игровую зону вывешивается знак «закрыто».

Дети с воспитателем обсуждают, как и во что они играли: с чего проект начался; как была организована игровая зона; что новое они узнали; кто кем был и что делал. Собирают все детские рисунки в альбом. Затем дети с воспитателем разбирают игровую зону и убирают атрибуты в специальные коробки для хранения. Коробки подписываются, можно вместе с детьми составить список сложенных в нее предметов – это развивает основы грамоты и воспитывает аккуратность, а так - же облегчает поиск нужной вещи в дальнейшем.

Общая продолжительность проекта примерно 3-4 недели.

Список литературы.

1. О. А. Скоролупова, Л. В. Логинова «Играем?. Играем!» (Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста) Москва 2005 г.

2. К. Ю. Белая, В. М. Сотникова «Разноцветные игры» Москва «Линка-Пресс» 2007 г.

3. «Дошкольное воспитание» №1, 2008 г. Л. Баева «Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии».

4. «Дошкольное воспитание» №1, 2007 г. Н. Комратова «Проектный метод в социокультурном воспитании дошкольников».

5. «Дошкольное воспитание» №2, 2007 г. Н. Комратова «Проектная деятельность: культура и экология».

6. «Дошкольное воспитание» №2, 2008 г. Е. Подольская «Сегодня мы отправимся в не обыкновенное путешествие».

Публикации по теме:

План проведения Дня Театра в подготовительной группе ДЕНЬ ТЕАТРА СТАРШАЯ—ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА УТРО: 1) Беседа с детьми: «Что такое театр?» Цель: закрепить знания детей о театральных профессиях.

План работы кружка «Мир театра» в подготовительной к школе группе. План работы кружка «Мир театра» подготовлен для детей подготовительной к школе группе разработан музыкальным руководителем МДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • ПДД
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Организация проектной деятельности старших дошкольников в ходе подготовки сюжетных игр
Опубликовано: 4 января 2015 в 17:01
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 августа. День рождения картофельных чипсов

Картофельные чипсы любят практически все – и взрослые, и дети. Многие – даже больше, чем шоколад и мороженое. Если бы ещё производители не сдабривали их таким большим количеством химических...

24 августа. День айрис фолдинга на МААМ

Изображение из цветных спиралей как магнит притягивает взгляд. Кажется, что такое невозможно повторить! Однако, как показывает практика, обучится этой оригинальной техники совсем несложно. Главное –...

Нетрадиционные техники рисования для детей 1,5–3 лет
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного...
Картотека наблюдений на прогулке на сентябрь в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Картотека наблюдений на...
Мастер-класс по аппликации «На дне морском» с детьми старшего дошкольного возраста
Ко дню скульптуры "Русалочки" на МААМ. Умение вырезать силуэты предметов дает возможность шестилетним детям отображать в аппликации разнообразное...