Получи документы

Организация проведения НООД по разделу «Речевое развитие» Сообщение из опыта работы

Екатерина Ивлиева
Организация проведения НООД по разделу «Речевое развитие» Сообщение из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

Одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. При проведении НОД по разделу «Речевое развитие» в детском саду воспитательная, образовательная и речевая задачи решаются в их единстве.

Программа «Детство» включает следующие виды работы по развитию речи на специальных занятиях:

а) воспитание звуковой культуры речи детей;

б) обогащение словаря;

в) формирование грамматических навыков;

Публикация «Организация проведения НООД по разделу „Речевое развитие“ Сообщение из опыта работы» размещена в разделах

г) обучение связной речи — монологу и диалогу — в связи с ознакомлением с окружающим: с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью.

д) в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) – подготовка детей к обучению грамоте.

НОД должна отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым к нод по другим разделам программы детского сада.

Рассмотрим эти требования:

1. Тщательная предварительная подготовка к НОД.

Прежде всего, важно определить его задачи, содержание и место в системе других нод, связь с другими видами деятельности, методы и приемы обучения.

Следует также продумать структуру и ход нод, подготовить соответствующий наглядный и литературный материал.

Соответствие материала возрастным возможностям умственного и речевого развития детей.

Обучение должно иметь развивающий характер.

Большое значение имеет интерес детей к нод, который поддерживают и развивают путем занимательности, игр и игровых приемов, образности и красочности материала.

Эмоциональный настрой обеспечивается также доверительными отношениями между воспитателем и детьми, психологическим комфортом детей в детском саду.

Структура НОД должна быть четкой. В ней обычно выделяют три части - вводную, основную и заключительную.

В вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста.

В основной части решаются главные задачи, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей.

Заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель- закрепить и обобщить знания, полученные при проведении НОД. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др.

Решаются задачи по индивидуальной работе с детьми. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.

2. Правильная организация НОД.

Организация НОД должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.

Рекомендуются непринужденные формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети видят лица друг друга, находятся на близком расстоянии от воспитателя.

Для выработки прочных навыков и умений необходимо закрепление и повторение материала на других занятиях, в играх, труде, в общении в быту.

При планировании НОД определяются приемы работы с детьми.

Они могут быть разными по степени сложности:

- восприятие и описание натуральных объектов и их моделей (игрушки);

- использование наглядных пособий, воспринимаемых зрительно (картины, иллюстрации, диафильмы и кинофильмы);

- словесные приемы - образцы речи воспитателя, художественные тексты, вопросы-задания, указания, пояснения, магнитофонные записи, словесные дидактические игры, игра-драматизация.

Выбор приемов работы обусловлен содержанием речевой задачи, которую предстоит решать с детьми.

НОД в разных возрастных группах имеют свои особенности.

В группе младшего (раннеего возраста 2-3 года) дети еще не умеют заниматься в коллективе, не относят к себе речь, обращенную ко всей группе. Они не умеют слушать товарищей; сильным раздражителем, способным привлечь внимание детей, является речь педагога. Очень важно помнить о развитии речи на других занятиях и следить за тем, чтобы дети постоянно слышали образец правильной русской речи.

В этих группах требуется широкое применение наглядности, эмоциональных приемов обучения, в основном игровых, сюрпризных моментов. Перед детьми не ставится учебной задачи (не сообщается – будем учиться, а воспитатель предлагает поиграть, посмотреть на картину, послушать сказку). НОД носит подгрупповой и индивидуальный характер. Структура проста. Первое время от детей не требуют индивидуальных ответов, на вопросы воспитателя отвечают те, кто захочет, все вместе.

В группе младшего дошкольного возраста (3-4 года продолжается работа по обогащению словаря, совершенствованию грамматической правильности речи, воспитанию звуковой культуры речи, проводится подготовительная работа по обучению рассказыванию.

1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову

2. Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).

3. Особое внимание уделяется на всех речевых занятиях воспитанию звуковой культуры речи.

Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов.

НОД в группе младшего дошкольного возраста (3-4 г) по разделу «Речевое развитие» проводятся раз в неделю. На каждой НОД, как правило, состоящем из двух-трех частей, решается несколько речевых задач. Так, воспитание звуковой культуры речи сочетается со словарной работой, с формированием грамматических навыков, с работой по развитию связной речи.

Занятия на месяц следует планировать в определенной последовательности: 1-е занятие—по развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи; 2-е занятие — по обогащению словаря, обучению связной речи, воспитанию звуковой культуры речи; 3-е занятие — по формированию грамматических навыков, развитию связной речи, воспитанию звуковой культуры речи.

Последняя НОД месяца должна быть посвящена повторению и закреплению пройденного материала.

В группе среднего дошкольного возраста(4-5 лет) характер НОД несколько меняется. Дети начинают осознавать особенности своей речи, например особенности звукопроизношения. Усложняется содержание НОД, становится возможным ставить задачу («Будем учиться правильно произносить звук «з»). Повышаются требования к культуре речевого общения (говорить по очереди, по одному, а не хором, по возможности фразами). Появляются новые виды НОД: экскурсии, обучение рассказыванию, заучивание стихов.

В группах старшего дошкольного возраста (5-7 лет) повышается роль проведения НОД словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит НОД, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей : используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др. В подготовительной к школе группе НОД приближается к урокам школьного типа. Длительность НОД составляет 30 мин. Вместе с тем не следует забывать, что это дети дошкольного возраста, поэтому надо избегать сухости, дидактизма. НОД должна проходить непринужденно, живо.

Все стороны речи ребенка надо развивать параллельно, одновременно, а не поочередно, так как все они взаимосвязаны. Поэтому на одном занятии приходится решать сразу несколько речевых задач, одна из которых будет основной, а другие - сопутствующими.

Остановимся и вспомним, например, структуру НОД по пересказу.

ПАМЯТКА

НОД по пересказу имеет

следующую типовую структуру:

1. Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

2. Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. (Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)

3. Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.

4. Подготовительная беседа (разбор произведения).

Цели беседы:

- уточнение содержания (главным образом идей и характеристик образов);

- привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы);

- активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонации, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).

Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.

5. Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».

6. Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд)

7. Пересказ (3-7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы.

Публикации по теме:

Консультация для родителей. Формирование речи у детей.Консультация для родителей. Формирование речи у детей. Консультация для родителей Формирование речи у детей. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с занятиями по развитию речи Консультация для воспитателей на тему: «Взаимосвязь изобразительной деятельности с занятиями по развитию речи» Одна из главнейших задач.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация проведения НООД по разделу «Речевое развитие» Сообщение из опыта работы
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 21:23
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация проведения НООД по разделу «Речевое развитие» Сообщение из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ивлиева (УИ 263760) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД