Светлана Емельянова
Организация работы по формированию ценности ЗОЖ у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень состояния здоровья (физического и психоэмоционального) детей как дошкольного,так и школьного возраста ежегодно падает. Это зависит от множества причин, в том числе и от увеличения умственной нагрузки, уменьшения возможности для двигательного и эмоционального отдыха, низкого уровня знаний о ЗОЖ.
Работая в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Вот это мы сегодня и будем выяснять.
Публикация «Организация работы по формированию ценности ЗОЖ у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий («не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди») даже от здорового соперничества в подвижных играх.
Первое с чем я столкнулась – это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают «двигательный дефицит», задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости,координации движений, выносливости, гибкости и силы.
В своей
представлений об укреплении здоровья и профилактики заболеваний. Предшествует этому - беседа, которая направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе различных вопросов.
Детям нравятся игры «Что делать, работе я использую технологию «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» Ирины Маратовны Новиковой
Данная технология основана на системном подходе и предполагает работу в следующих направлениях: взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, родителей и детей; формирование здоровьесберегающего пространства.
И. М. Новикова предлагает педагогам поиграть с детьми в разные игры, направленные на выявление чтобы быть здоровым?»; «Полезная покупка»; «Необычное угощение»; «Больница»; «Телевизор дома»; «Место для отдыха».
Что нужно делать, чтобы быть здоровым, как формировать у детей понятия о здоровом образе жизни? Нужно хотеть и уметь заботится о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.
Это, во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим дня соблюдается, а вот дома не всегда, хотя мы объясняем и детям, и родителям, что нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать.
С первых дней пребывания в детском саду я предлагаю детям и родителям приходить в детский сад до 8-ми часов,чтобы ребёнок сразу влился в ритм группы, чтобы у него было хорошее настроение.
Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметьправильно умываться, знать, для чего надо делать. Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы. Для закрепления навыков, рекомендуется использовать художественное слово. Например, отрывки из сказки К. Чуковского «Мойдодыр» и т. п.
Мойся мыло! Не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала!
Не всегда дети любят мыть руки и поэтому им можно показать шуточные рисунки микробови рассказать, что они очень маленькие и живые. Они попадают в организм и вызывают болезни. Они живут на грязных руках. Но очень боятся мыла.
Вместе с детьми мы рассматривали ситуации защиты от микробов и сделали выводы совместно с детьми:
-не пить и не есть на улице;
Всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета;
-есть только мытые овощи и фрукты;
-когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком;
-есть только из чистой посуды.
В-третьих, это гимнастика, физкультурные занятия, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживёт дольше.
«Береги здоровье смолоду»,- дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно нужно проводить гимнастику и тоже использовать художественное слово:
По утрам зарядку делай
Будешь сильным,
Будешь смелым.
Чтобы нам не болеть
И не простужаться
Мы зарядкой с тобой
Будем заниматься. Обязательно проводить гимнастику после дневного сна и упражнения дыхательной гимнастики.
Проводить физкультуру на улице в любое время года. Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры. Дети могут активно участвовать в опросах – беседах «Что такое здоровье?», «Почему вредны болезни?», «Какие советы даёт Неболейка?». Ведь у каждого ребёнка, есть желание вырасти скорее, стать сильным, ничем не отличаться от сверстников и даже в чём-то превосходить их.
Они хорошо знают правила закаливания.
Закаливающие процедуры нужно проводить ежедневно.
В- четвёртых, культура питания.
Общение с детьми во время еды - вот ещё один немаловажный аспект. Содержание бесед, как правило, носит познавательный характер: взрослые рассказывают детям о продуктах, из которых приготовлен обед (завтрак или ужин, о пользе определённых продуктов для организма, о правилах рационального питания. Дети по мере необходимости и по собственному желанию подключаются к беседе, высказывая своё мнение и впечатления по данной теме.
Обыгрывание ситуаций «В гости к Мишутке» и «Винни Пух в гостях у Кролика», рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус», «Будь здоров!».
Дети пришли к выводу чего делать нельзя.
Нужно помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания: еда: должна быть не только вкусной, но и полезной: дать детям сведения о пользе витаминов, их значениеи для здоровья человека.
Рассказать детям, что во всех фруктах и овощах много витаминов А,В,С,Д, в каких продуктах они содержатся и для чего они нужны. Для лучшего запоминания использовать художественное слово.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А,В, С.
Мы проводили в группе проект «Живые витаминки». Родители вместе с детьми сделали красочные книжки-малышки «Где живут витамины», плакаты о витаминах.
Игры и различные виды деятельности во время прогулки во все времена года способствуют закаливанию организма ребёнка, повышению его работоспособности и снижению заболеваемости. Мы с детьми можем гулять в любую погоду и находить приэтом разные развлечения.
Повышает работоспособность и дневной сон. Я всегда рекомендую родителям в выходные и праздничные дни придерживаться режима дня детского сада.
Вместе с детьми и родителями можно сделать красочные книжки-малышки «Где живут витамины?», плакаты о витаминах,вместе с детьми рассматривать их.
Полезно в работе опираться на сказку К. Чуковского «Доктор Айболит» рассматривать иллюстрации. Вместе с детьми обыграть ситуацию с игрушками - зверятами, выяснить, почему так получилось и как им можно помочь. Большую помощь в работеоказывает художественная литература. Хорошо помогают в формировании здорового образа жизни игры по ОБЖ и ПДД.
Образовательная деятельность по ОБЖ – один из приёмов решения задач по формированию ЗОЖ у детей. Они проводятся в старших группах по следующим темам:
- «Опасные люди, и кто защищает нас от них»;
-«Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними»;
-«Машины нашего города»;
-«Где должны играть дети»и др.
Огромную роль в воспитании по ЗОЖ играет и семья. Понимая, что многое зависит от того, как взрослые относятся к здоровью, надо проводить работу с родителями : беседы групповые и индивидуальные, нужно выставлять папки – передвижки с различными темами по ЗОЖ.
Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным. Плохое самочувствие, болезни, являются причинами отставания в росте, неуспеваемости, плохого настроения.
Поэтому каждый должен думать о своём здоровье,знать своё тело, научиться заботится о нём, не вредить своему организму и т. д.
Надеюсь, что получаемые детьми знания способствуют развитию навыков и умений, которые позволяют детям успешно взаимодействовать с окружающей средой. Дети знают при каких условиях среда обитания (среда, жилище) безопасны для жизни и здоровья. Хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, ловкими!
Литература
1. Здоровый дошкольник : социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008.
2. Карманова Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие. – М. : Нар. асвета, 1980.
3. Стожарова М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Рос-тов н/Д. : Феникс, 2007.
4. Фомина А. И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду. – М. : Гар-дарики, 2007.
5. Юрко Г. П. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.