Лучший педагог года

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы)

Елена Богатырева
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы)

В настоящее время невостребованные в 90-х годах ясли переживают настоящий «бэби бум». Родители вынуждены записывать своих детей в очередь чуть ли не с рождения. Никого не надо убеждать в том, что единство семейного и общественного воспитания создает необходимые условия для гармоничного развития ребенка. Но нередко поступление в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка и даже заболеваниями. Ведь АДАПТАЦИЯ – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом.

Публикация «Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы)» размещена в разделах

Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к условиям детского сада является одним из приоритетных направлений нашей деятельности, т. к. ежегодно к нам приходят и участвуют в этом сложном процессе от 30 до 40 и более малышей.

Но при организации этой работы мы испытываем некоторые трудности:

1. Одним из факторов, осложняющих адаптацию, является неблагоприятный возрастной период. Труднее всего переносят изменение условий жизни дети с 10-11 месяцев до 1,5 лет. Это в полной мере подтверждается фактами: в этом году у детей в возрасте до 10 месяцев адаптация легко протекала у 63 %, а у 37%- средняя тяжесть. В то же время у детей с 10 месяцев до 1,5 лет легкая степень адаптации -36 %, средняя -57%, тяжелая-7%.

2. Не все родители готовят детей к детскому саду: многие дети приходят с вредными привычками, не приученные к нашему режиму дня.

3. Иногда родители неправомерно сокращают сроки адаптационного периода из-за тяжелого материального положения, желания мамы продолжить учебу или боязни потерять работу.

4. Отсутствие в штате психолога затрудняет процесс обследования детей.

5. Осложнен процесс адаптации у детей с аллергопатологией, т. к. практически все они являются длительно и часто болеющими.

Но, несмотря на все выше перечисленные трудности у нас сложилась определенная система работа по данному направлению, которая дает положительные результаты.

Так легкую адаптацию в течение нескольких лет проходят более 50% наших воспитанников. В этом году процент детей с тяжелой адаптацией снизился на 4,2%, а средняя адаптация увеличилась с 39% до 43,2%. Детей с очень тяжелой адаптацией на протяжении нескольких лет. Все это стало возможным, благодаря совместным усилиям администрации, медицинского, педагогического персонала и родителей.

Для достижения оптимального результата мы опираемся на основополагающие нормативно-правовые документы федерального значения, которых больше десяти. Это:

-«Конвенция о правах ребенка»,

- Федеральный закон «Об образовании» ст. с 13 по 18, ст. 52,

- Типовое положение о ДОУ,

- Концепция дошкольного воспитания от16.06.89г. №7/1,

- Письмо Минообразования РФ от 17.06.94 г. №58 «О реализации прав детей при приеме в ДОУ»

- Временные примерные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ,

-СанПиН 2.4.1.3049-13 (санитарные правила) и другие.

Кроме того, руководствуемся и локальными нормативными документами, такими как:

-Устав ДОУ,

-Годовой, перспективные, календарные и др. планы,

-Различные положения,

-Правила для родителей в период адаптации,

-Приказы «Об укомплектовании детей», «Об определении программы», «Назначение ответственных за одевание детей на прогулку», и т. д. ,

-Инструкция по распределению обязанностей сотрудников группы,

-Листы адаптации, календарь адаптации, карты нервно-психического развития,

-Должностные инструкции воспитателей.

Все эти документы способствуют правильной организации персонала в период адаптации.

Работа по организации адаптации начинается у нас задолго до поступления ребенка в ДОУ. Ежегодно мы составляем отдельный план работы с неорганизованными детьми и их родителями, который позволяет учесть социальный заказ жителей микрорайона и города, укомплектование детьми, познакомить родителей с опытом работы нашего учреждения.

В этом плане мы предусматриваем проведение мониторинговых исследований потребностей родителей, оформление: паспорта микрорайона, рекламных щитов в детской поликлинике, приглашение родителей с детьми на Дни здоровья, Дни открытых дверей и другие мероприятия; работу мини-школы для родителей по подготовке к поступлению в ДОУ, которая включает в себя знакомство с правилами для родителей, режимом дня детского сада, психолого-педагогическими рекомендациям и по оптимизации процесса адаптации и т. д.

Каждый родитель, который записывает к нам своего ребенка, получает памятку «Как подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение».

Одной из эффективных форм работы по подготовке детей к детскому саду считаем клуб «Малышкина школа». Разработано положение о клубе, накоплен богатый практический материал.

Основные задачи клуба:

-установление доверительных отношений между ребенком, родителями и педагогами,

-обучение родителей практическим приемам воспитания, обучения и оздоровления детей,

-знакомство родителей с режимом дня, особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение и другие.

Занятия клуба проводятся 1 раз в квартал в соответствии с годовым планом. Данный опыт был представлен на методическом объединении воспитателей групп раннего возраста и на фестивале педагогических идей «Открытый урок» и опубликован в сборнике материалов фестиваля.

Кроме того, тесно сотрудничаем со средствами массовой информации в т. ч. и по данному вопросу. Газета «Озерский вестник» напечатала 2 наших статьи с рекомендациями для родителей.

Следующий этап работы - подготовительный. На этом этапе работаем с детьми, включенными в списки. Алгоритм данной деятельности следующий:

1. Заключение Родительского договора, где подробно оговариваются все аспекты взаимоотношений.

2. Консультирование родителей специалистами ДОУ. Основное внимание предлагаем уделять здоровью ребенка, убеждаем их в том, что из всех факторов, влияющих на характер адаптации новичка этот самый важный.

3. Анкетирование родителей является хорошим подспорьем при знакомстве с семьями воспитанников. Здесь мы осуществляем сбор информации о состоянии здоровья и нервно-психическом развитии ребенка, семейных традициях, любимых занятиях малыша.

4. Прогноз вероятной степени адаптации является одним из средств, направленных на облегчение состояния детей, которое помогает предвидеть тяжелую адаптацию и вовремя принять соответствующие меры.

В этом году прогноз или оправдался, или изменился в сторону улучшения. Так легкую степень адаптации мы прогнозировали у 6 детей, на деле получилось у 11, среднюю прогнозировали у 11, по факту-9 детей, тяжелая-2, у нас-1.

5. Календарь адаптации помогает распределить поступление детей равномерно в соответствии с инструкцией по приему и обслуживанию детей в яслях в период адаптации не более 1-2 в неделю.

Следующий этап- этап наблюдений, когда ребенок уже пришел в группу. На этом этапе реализуется система медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей.

Эта работа отражена в годовом плане детского учреждения и календарных планах воспитателей, практикуем мы и планирование комплекса мероприятий по смягчению адаптации у отдельных детей в случаях тяжелого привыкания.

Важную роль в облегчении адаптации играет предметно – развивающая среда в группе, которая помогает снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Мы приветствуем, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку или тарелочку, которой привыкли пользоваться дома, семейные фотографии.

Очень важным моментом является расстановка и четкая и слаженная работа персонала на группе, где адаптируются дети и всего коллектива в целом. Консультации и индивидуальные беседы с сотрудниками помогают своевременно предупредить негативные моменты и убедить их в том, что все проблемы ребенка становятся нашими профессиональными проблемами и не перекладывать вину на родителей, даже, если они не сумели соответствующим образом подготовить ребенка к детскому саду.

Все наблюдения за ребенком оформляются в листах адаптации, которые по окончании подшиваются в историю развития малыша, и в картах нервно-психического развития.

Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или с тяжелой адаптацией приглашаем сначала на прогулку или во 2-й половине дня.

Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличиваем постепенно, также постепенно новичка приучаем к системе требований детского сада.

При взаимодействии с семьями воспитанников учитываем типы семейных отношений, стремимся сделать родителей своими союзниками в вопросах адаптации.

Важную роль в организации работы по обеспечению благоприятных условий играет контроль со стороны руководителя и медиков. В этом году прошла тематическая проверка хода адаптации. Регулярно осуществляется оперативный контроль течения адаптации.

Система информационного обеспечения, разработанная нами, позволяет своевременно собрать и проанализировать информацию о состоянии и результатах протекания адаптации в тот или иной период.

Последний завершающий этап – этап анализа и выводов, на котором происходит обработка всех данных. Медико-педагогическое совещание, которое, как правило, проходит в октябре-ноябре, позволяет подвести окончательные итоги данной работы и внести изменения в существующую модель деятельности ДОУ.

Четкая, профессиональная и продуктивная работа педагогов, медиков, участие родителей и благоприятный микроклимат в детском саду – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Единство требований семьи и детского сада в воспитании детей Единство требований семьи и детского сада в воспитании детей Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности.

Как подготовить малыша к жизни в яслях. Памятка для родителей Уважаемые родители! Поступление ребенка в ясли - сад - важное событие для всей вашей семьи. Ваш ребенок попадает в общество сверстников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы по обеспечению благоприятных условий для адаптации детей к детскому саду (Из опыта работы)
Опубликовано: 23 марта 2015 в 11:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД