Организация работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Юлия Леготина
Организация работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением в связи введением новых нормативных документов,является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. Большое внимание этому уделяет федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам. Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложен один из основных принципов – личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей (п. 1.2., 2).

Основные принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО направленны на сотрудничество Организации с семьей (п. 1.4., 5,на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства (п. 1.4., 6).

ФГОС ДО направлен на решение следующие задач:

• Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п. 1.6., 5)

• Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6., 9).

Стандарт является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития (1.7., 6).

Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает в себя:

- требования к развивающей предметно-пространственной среде, где создаются условия для участия родителей в образовательной деятельности (п. 3.1.);

- психолого-педагогические условия - это поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность (п. 3.2.1., 8);

- условия для создания социальной ситуации развития детей – это взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5., 5);

- условия для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей (п. 3.2.6., 2).

Изучив и проанализировав ФГОС ДО,нами был сделан вывод, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью детского сада, повышение культуры педагогической грамотности семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции.

Поэтому в пошедшем 2014 -2015 учебном году усилия нашего педагогического коллектива были направлены на привлечение родителей в образовательную деятельность нашего детского сада, повышение их компетентности по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей)в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (п. 1.6);

• установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

• объединение усилий для развития и воспитания детей;

• создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского сада была намечена работа в следующих направлениях:

1) работа с коллективом учреждения по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

2) повышение педагогической культуры родителей;

3) вовлечение родителей в деятельность учреждения, совместная работа по обмену опытом;

4) привлечение родителей к проведению совместных мероприятий;

5) проведение просветительской работы по вопросам педагогической грамотности родителей в общении с детьми.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо их изучить. В начале года нами был проанализирован социальный состав семей,из которого было выяснено, что контингент воспитанников социально-благополучный, преобладают семьи из полных семей. Также в начале года было проведено анкетирование: «Ваши пожелания и ожидания», целью которого стало изучение запросов и ожиданий родителей от сотрудников учреждения, налаживания эффективного взаимодействия между родителями воспитанников и педагогами. Эти начальные мероприятия помогли нашему педагогическому коллективу профессионально и грамотно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, продумать действенные формы взаимодействия с семьей.

Анализ использования в дошкольном учреждении устойчивых традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль при их организации принадлежит педагогам. Больших результатов такое взаимодействие с семьей не дает, поскольку родители находятся в роли пассивных слушателей и исполнителей, воспитателю не предоставляется возможности с ними контактировать, активизировать и работать сообща.

Анализируя взаимодействие с семьями воспитанников, мы еще раз убедились, что главное в нашей педагогической деятельности, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Изобрести что-то новое в педагогике сложно, а вот наполнить новым содержанием, применив современные интерактивные приемы и методы можно. При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы. Много различных форм работы с родителями нами уже апробировано.

Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения, важную роль играет анкетирование, которое позволяет выявить ряд актуальных вопросов, которые интересуют родителей и в дальнейшем рассмотреть их. При проведении самого собрания педагоги строят общение с родителями не на монологе, а на диалоге. Одной из эффективных форм, по мнению педагогов, является практическая часть собраний, где родители играют в деловые игры и могут почувствовать себя в роли ребенка, делятся опытом, обмениваются мнениями. Всегда пользуются успехом на родительском собрании видеоролики и презентации с участием собственных детей.

Данный подход потребовал от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.

Основной из принципов при организации работы с семьей –открытость детского сада. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас педагоги нашего учреждения стремятся не просто продемонстрировать образовательную деятельность родителям, но и вовлечь их в нее. Родителям (законным представителям) предоставляется возможность не только понаблюдать за деятельностью педагога и детей, но и самому поучаствовать в ней, пройти по всем помещениям детского сада, пообщаться с воспитателями и специалистами, а самое главное – ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается, отдыхает, играет со сверстниками.

Педагоги, в свою очередь,проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения своих новых идей в жизнь. Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями, а не только с активистами, привлекая их к групповым мероприятиям. Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже видно, что родителям интересно в детском саду. Наш детский сад обеспечивается возможность каждому родителю знать и видеть, как живет и развивается его ребенок.

Досуговое направление по привлечению родителей к различным мероприятиям оказалось очень интересным, увлекательным, полезным, ну и, конечно же, самым трудоемким для педагогов в плане организации и проведения. Любое мероприятие, организованное и проводимое совместно с родителями, позволяет им увидеть изнутри все сложности, с которыми приходится сталкиваться воспитателю.

Следует отметить повышение активности родителей, никогда еще не так часто не участвовали в праздниках и развлечениях проводимых в детском саду. В результате работы некоторые родители воспитанников помогали в организации тематических утренников: изготавливали необходимые атрибуты к праздникам, занимались пошивом костюмов,необходимых для мероприятия, выступали в роли героев, организовывали коллективные выступления.

Теперь у нас хорошая традиция привлекать родителей к активному участию в жизни детского сада. Многие родители оказывают посильную помощь для благоустройства территории: привоз земли для клумб и цветников, посадка цветов, изготовление малых форм на прогулочных участках, залив катка и горок зимой, помощь в подготовке группы к новому учебному году.

Консультации, размещенные в родительских уголках каждой группы, ежедневные непосредственные контакты, когда родители приводят и забирают детей, помогают в развитии ребенка дома. Неформальные беседы о детях или запланированные встречи воспитателей или специалистов с родителями (мини-консультации, помогают обсудить достигнутые успехи и конкретные проблемы. Участие семьи в образовательной деятельности позволяет повысить качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Хотелось бы отметить еще один важный момент в работе с родителями, и мы думаем, многие согласятся с этим. Каждый человек, сделавший какую-либо работу, нуждается в положительной оценке своего труда. Это актуально всегда и везде, поэтому не следует забывать хвалить родителей. Педагоги нашего учреждения делают это при любом удобном случае, во время индивидуальных бесед, во время проведения родительских собраний. Активным родителям вручаются благодарственные письма от педагогов и администрации детского сада, памятные сувениры сделанные руками детей.

Используя в практике разные формы взаимодействия с родителями, мы сделали вывод, что родителей интересуют активные формы взаимодействия, где в непринужденной обстановке можно обсудить свои проблемы воспитания ребенка, поделиться опытом.

Преимущества новой системы неоспоримы:

• это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей;

• это учет индивидуальности ребенка;

родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте направления в развитии и воспитании ребенка;

• это укрепление внутрисемейных связей;

• это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в детском саду и семье;

• это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Сейчас мы можем смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят. Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты:

- изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими; родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, убеждают, как лучше организовать мероприятие, праздник; формальное общение исчезает;

- совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников; дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей; ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий;

- у родителей формируется положительное отношение к детскому саду, положительная оценка его деятельности.

Всей своей работой сотрудники нашего учреждения доказывают родителям, что их вовлечение в образовательную деятельность, заинтересованное участие в образовательной деятельности важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования позволяет организовать деятельность детского сада и семьи более эффективно.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация инклюзивного образования в ДОО в соответствии с ФГОС 1. Программно-методическое обеспечение. Нищева Н. В. система коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. 1.

Аналитический отчет педагога дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО Аналитический отчет за межаттестационный период 2015-2017 годы Составитель: Хабирова Любовь Юрьевна Должность: воспитатель БМАДОУ "Детский.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию доклад на тему преемственности дошкольного и начального образования. Данная презентация рассчитана.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС дошкольного образованияФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС дошкольного образования с 1 января 2014 года введён в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который разработан.

Организация работы с детьми летний период в соответствии с ФГОС МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» города Смоленска К О Н С У Л Ь Т А Ц И Я для воспитателей на тему: «Организация работы.

Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС Организация дополнительного образования в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии с ФГОС В настоящее время большую роль в.

Организация методической работы по образовательной программе ДОУ «Радуга» в соответствии с ФГОС ДО. Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области реализует основную.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в спортивном зале детского сада в соответствии с требованиями ФГОС Прозоркина Кира Владимировна инструктор по физической культуре ГБДОУ детский сад №34 комбинированного вида Выборгского района, Санкт-Петербурга.

Опыт работы с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования С введением ФГОС ДО изменились требования к работе с родителями в дошкольных учреждениях. Одной из целей дошкольного образования является.

Модель выпускника в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Модель выпускника в соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования/ Под моделью выпускника авторским коллективом.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Организация работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 18 января 2018 в 16:33
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс по изготовлению коллажа «Весенний букет для мамочки»
Я для милой мамы, Соберу букет. Пусть её порадует, весны чудесный цвет. Белые подснежники, нежные цветы. Это - символ счастья, Здоровья, доброты. А...
Фотоотчет. Выставка Совместного творчества детей и родителей, посвященная...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу представить вашему вниманию выставку совместного творчества родителей и детей посвященную Международному...
Фотоотчет «А у нас субботник!»
12 апреля 1919 года в Советской России прошёл первый Коммунистический субботник Субботники возникли в период Гражданской войны, они появились после того...
Педагогический проект «Мыльная история»
Введение. Дети задавали вопрос о мыле, когда намыливали руки: Как появилось мыло? История мыла очень интересна. Меня тоже заинтересовал вопрос мыльный....
Что для меня значит интернет-ресурс сайт МAAM.RU
Уважаемые коллеги! Я сегодня познакомилась с публикацией Татьяны Михайловой «Интернет-ресурс сайт МAAM. RU в жизни дошкольного педагога». Очень интересная...