Получи документы

Организация работы творческих мастерских как культурная практика трудового воспитания дошкольников

Олеся Кушнирик
Организация работы творческих мастерских как культурная практика трудового воспитания дошкольников

Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть

одним из самых основных элементов.

А. С. Макаренко.

Труд – первый и самый честный страж совести и долга. Необходимо воспитывать культ уважения к труду. Мысль «Я должен» рождается у ребенка тогда, когда у него есть чувство уважения перед трудом матери, отца, детского коллектива. Требуется большое воспитательное мастерство, чтобы ребенок занялся настоящим полезным трудом. В дошкольном возрасте происходит становление специфических видов трудовой деятельности. Трудовая деятельность детей в детском саду и дома, забота о животных и растениях позволяет установить зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание гражданина и патриота, любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня. Многие взрослые сами утеряли моральные ориентиры. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. Поэтому формирование основных нравственных качеств человека начинается ещё в дошкольном возрасте. В современной педагогике выделяют достаточно много направлений в сфере нравственно-патриотического воспитания : посредством игровой деятельности, сказкотерапии, музейной педагогики, народного поэтического творчества, русских народных традиций и др. В православной классической гимназии мы выбрали приоритетное направление приобщение дошкольников к русской народной культуре через народную традиционную тряпичную куклу. Мы живем в России -стране, где веками создавались замечательные народные традиции, являемся наследниками ее духовных, исторических и культурных ценностей. Народная кукла - это часть русской культуры. Из поколения в поколение создатели традиционной игрушки передавали свое мастерство и смогли донести до наших дней драгоценные крупицы многовековой народной мудрости и красоты. Народное искусство, как часть нашей культуры живет и развивается. С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой народов нашей страны. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Публикация «Организация работы творческих мастерских как культурная практика трудового воспитания дошкольников» размещена в разделах

В последние годы к нам постепенно возвращается национальная память, и мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Игра и игрушка - это часть народной традиции, обязательные спутники детства. Народная игрушка является ценным культурным наследием, она тысячелетиями воспитывала ребенка. Кукла-это миниатюрная копия человека. Но, в отличии от человека, кукла не рождается, её создает сам человек. Она приобретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Все девочки любят играть в куклы. Куклы любили их бабушки и прабабушки всех сословий. С ней играли в царских дворцах и крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной. В каждом уезде ее делали по-своему, с учетом местной художественной традиции, наличия определенного набора тканей и украшений. По наряду традиционной куклы можно было легко определить ее «место рождения». С давних времен кукла считалась не только предметом игры, она была символом счастья и прибыли, ей приписывали магические и охранительные функции. Для взрослых она также является предметом внимания. Сейчас кукла, выполненная своими руками, может служить как сувенир и подарок к празднику, символом продолжения рода, и игры в куклы особенно поощрялись. Ребенок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству к одному из главных достоинств самодельной игрушки. Пока дети были малы, кукол шили матери, бабушки, старшие сестры, тщательно соблюдая одно правило – изготовить ее без иголки. С трех лет девочки изготовляли кукол сами. На кукол шили и ткали, вязали пояски, плели лапти, вышивали. С большим старанием куклу “рядили”, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве ее хозяйки. Чудесная игрушка играла неоценимую воспитательную роль, готовила к жизни. Отношение к игрушкам было очень трепетным. Их берегли, нельзя было порвать, поломать куклу, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастерица, создавая её, передавала своему творению часть души. Всё делалось вручную. Конкретному ребенку, в единственном экземпляре. В народных куклах «живет» память народа, поэтому даже современный ребенок, общаясь, с ними, незаметно присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.

Воспитательная ценность тряпичной куклы.

Известный ученый К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка-это своеобразная школа воспитания чувств ребёнка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту, а те картины воображения, которые само же к ним привязало». Кроме этого К. Д. Ушинский подчёркивал, что именно от того, какие впечатления будут отражаться в игре ребёнка, как в ней будут применяться игрушки, будет формироваться характер и направление развития человека. Кукла - это одна из основных и любимых детских игрушек, это символ того таинственного, что скрыто в людях. Самодельная тряпичная кукла является особенной, выражала и выражает внутренний женский дух, голос внутреннего разума. Люди веками ощущали, что от кукол исходит и святость, и пугающее неотразимое присутствие, которое воздействует на человека, меняя его духовно-нравственную сущность. Считается, что создатели кукол - это мастера, вдыхающие в них жизнь. Ребёнок не только играл в куклы, но и стремился повторить, сделать их самостоятельно. Это побуждало его к труду и творчеству. С пяти-шести лет дети создавали самодельные куклы. Некоторым детям даже не нужно было объяснять, как можно сделать, ведь он был рядом, «помогал» глазками, вот и запомнил. Детские куколки поражают своим разнообразием. При этом развивались ценнейшие качества трудовой деятельности : разрабатывались кисти рук, шло обучение в работе с тканью, нитками и иглой, умение планировать и доводить до конца свою деятельность. И, наконец, самое главное - в процессе труда появляется продукт деятельности. Да еще какой - это кукла, с которой можно играть или подарить! Д. В. Менджерицкая известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Она подчеркивала, что именно игра в куклы формирует традиции материнства. Во всех культурах основной сюжет игр с куклами - это родительский уход и воспитание ребенка. И, что важно заметить: в самой игре в руках с легкообратимой народной куклой закладывался образ материнства, будущая форма любви матери к ребёнку, развивался целый ряд личностных и социальных качеств, необходимых будущему члену семьи и общества. Ведь кукла - это обобщённый образ человека, она позволяет детям воспроизвести целый ряд действий : кормить, укладывать, переодевать и т. д. Кроме этого дети проигрывают те или иные значимые события из жизни общества. Исходя их этого ценность куклы во все времена в том, что она помогает познать окружающий мир: социальные роли, правила и нормы, предметный мир, что делает куклу средством социализации дошкольника. Народная кукла, с которой малыш постоянно имеет тактильный контакт, изготовлена только из натуральных материалов, сделана матерью или другими людьми с любовью, к тому же она сформирована согласно основным законам строения, то у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека - залог будущего психического и физического здоровья ребенка. Многое можно говорить о воспитательной ценности народной стариной тряпичной куклы. Но, на мой взгляд, огромная ее ценность в том, что это наша русская культура, наши традиции, наше отношение к своей Отчизне. Обращение к отечественному наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов. Если педагог знакомит детей с тряпичной куклой, то он непременно будет включать диалоги о семье, об отношении к родителям, к другим людям, которые выстраивались на Заповедях Божиих. Тряпичная кукла помогает воспитывать интерес к народным обычаям, любовь к самому близкому человеку - своей маме. Академик Д. С. Лихачев писал: «Если вы любите свою мать, вы поймете и других, любящих своих родителей, и эта черта будет вам не только знакома, но и приятна. Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое»

Заключение.

В последние годы мы начинаем на многое смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к прошлому нашего народа. Мы часто слышим, что надо возродить русскую духовность, возвратить уважение к национальным культурным ценностям, воспитать в детях любовь к Отечеству, привить те нравственные нормы, которые помогут им стать настоящими людьми. Для этого необходимо знакомиться с традициями нашего народа, изучать историю и культуру, имеющие свой язык и свой «голос». К сожалению, стоит признаться, что большинство дошкольных работников очень поверхностно знакомы с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чём мечтали? Ответить на эти вопросы - значит восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности. В народном творчестве заложена ценная историческая память поколений и связь времён, взгляд на мир. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, традициям отводится важная роль. Мы уверены, для того, чтобы на должном уровне проводить эту работу, педагоги должны обладать достаточным запасом необходимых знаний и находить эффективные формы и методы работы. Поиск новых путей повышения результативности работы по приобщению к истокам русской культуры дал мне возможность определить средство оптимизации данного процесса. Этим средством является традиционная тряпичная кукла. Я советую коллегам-воспитателям использовать накопленный опыт, что сделает Вашу работу интересной, увлекательной и результативной.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольниковФоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха»Культурная практика в форме постановки спектакля «Муха-Цокотуха» Содержание развивающей предметно-пространственной среды: 1. Сказки К. И. Чуковского. 2. Атрибуты для ряжения. 3. Маски – символы для героев.

Оформление выставки творческих работ «Волшебница Зима» — как форма взаимодействия с родителями в рамках трудового воспитанияОформление выставки творческих работ «Волшебница Зима» — как форма взаимодействия с родителями в рамках трудового воспитания Развитие речи детей - по совместительству с рабочим педагогическим принципом также и мое жизненное кредо. В этом году темой самообразования,.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Пластилинография как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста Слайд 1. Пластилинография, как культурная практика в работе с детьми дошкольного возраста. «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню,.

Положение о неделе трудового воспитанияПоложение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация работы творческих мастерских как культурная практика трудового воспитания дошкольников
Опубликовано: 14 июля 2020 в 15:40
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД