Татьяна Широкова
Организация сопровождения родителей в период адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
Поступление ребёнка в дошкольную образовательную организацию кардинально меняет привычные условия его жизни (распорядок дня, места пребывания, маршрут передвижения, круг общения, нормы). Важнейшим фактором, осложняющим процесс привыкания ребёнка к новой ситуации, становится необходимость расставания с матерью (или другим близким человеком) на длительный промежуток времени.
Публикация «Организация сопровождения родителей в период адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах
Условия дошкольной образовательной организации существенно отличаются от семейных: строгое соблюдение режима дня, единые для всех правила и требования, особенности взаимоотношений воспитателей и детей создают определённые трудности в начале и в связи с этим предполагают адаптацию ребёнка к изменившимся условиям.
На этом этапе общая задача педагогов и родителей заключается в оказании помощи ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь дошкольной образовательной организации, что является основой в организации сопровождения родителей в этом возрастном периоде. Сопровождение родителей в период адаптации ребёнка к дошкольной образовательной организации включает обучение родителей оказанию помощи детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния, привыканию к новым условиям и режиму дня. В этом могут помочь использованные в системе мероприятия для родителей, как традиционные, так и нетрадиционные.
Работа с родителями на этом этапе выстраивается через рекомендации, консультации на которых им даются практические навыки взаимодействия с детьми в период привыканиям к новым условиям. Также для того, чтобы повысить педагогическую компетентность у родителей, снять у них чувство тревожности можно проводить ежедневные «педагогические пятиминутки». На них обсуждается то, как прошёл день, даются родителям конкретные рекомендации, для поддержки детей в этот период, родители получают уверенность – детям в дошкольной образовательной организации нравится. При этом родители, наблюдая за педагогом и детьми, осваивают способы взаимодействия с детьми для их поддержки в этот период, а также знакомятся с играми для снятия у них эмоционального напряжения в условиях семьи.
На всех этапах адаптационного периода проводится просветительская работа с родителями с целью повышения их педагогической компетентности в вопросах успешного сопровождения детей в адаптационный период. Для этого используются консультации, памятки, рекомендации, папки-передвижки со следующей тематикой: «Ваш ребёнок поступает в детский сад»; «Как подготовить ребёнка к детскому саду»; «Мама, не уходи! Как расставаться с ребёнком без слёз» и др. Также могут проводиться серии практических занятий с родителями : «Режим ребёнка в семье. Как его организовать?», «Игры для снятия эмоционального напряжения у малышей», что позволит родителям повысить свои знания в данном направлении.
Педагогическое сопровождение и дальнейшая деятельность педагога строится на организации непосредственно выборе форм и методов работы с родителями. Формы работы с родителями в период адаптации ребёнка к дошкольной образовательной организации разнообразны.
Организация сопровождения в дошкольной образовательной организации включает в себя ряд структурных компонентов (систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения; созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребёнка, успешности его обучения; созданием специальных социально-психологических и образовательных условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детей с особыми образовательными потребностями).
Среди направлений выделяются психологическое и педагогическое просвещение, изучение личности ребёнка и семьи, проведение родительских собраний, консультаций, лекториев, диспутов, проведение совместных занятий (педагог, родители, дети).
Формами сопровождения родителей в период адаптации детей к детскому саду выделяются беседы, родительские собрания, анкетирование, посещение на дому, выставки, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды, консультации и др.