Папки-передвижки

Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Татьяна Епифанова
Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел. К. Е. Тимирязев

Дорогие коллеги!

Вам хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Публикация «Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» размещена в разделах

Старший дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Основываясь на многолетнюю практику по данной теме, утверждаю, что дети очень любят экспериментировать.

Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.

Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются.

Проанализировав работу по познавательной активности детей на занятиях, я заметила, что дети часто бывают пассивны, с трудом сопоставляют различные факты, выдвигают гипотезы, делают выводы. Но они быстро справляются с заданием, если оно переводится в практическую плоскость или игру.

Внимательно изучив концептуальные подходы комплексной программы «Радуга» к познавательному развитию детей выявила, что опытническая работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога).

Понимая, что экспериментальная деятельность вызывает у детей особый интерес, я решила создать для детей такие условия, в которых они бы легко научились решать все поставленные перед ними задачи.

Тема «Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Таким образом, проблема разработки системы мероприятий по данной теме для меня стала актуальной, и я поставила перед собой следующую цель и задачи:

Цель: РАЗВИВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.

Задачи:

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы для решения познавательных задач.

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.

Необходимо отметить, что развивая познавательные процессы, формируя действенное отношение к окружающему миру, дети учатся общению со взрослым и сверстниками, умению выражать свои мысли, высказывать свои суждения, слушать и понимать других.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы приобретать знания самостоятельно.

Организуя деятельность по экспериментированию, опираюсь на ряд вариативных программ и методик:

• Комплексную программу «Радуга»,

• Программу по экологическому образованию дошкольников «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой,

• Занимательные опыты и эксперименты «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной, которые являются практическим пособием по авторской программе «Ребенок в мире поиска», г. Тольятти.

• Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л. Н. Прохоровой.

Предлагаю вашему вниманию адаптированную модель по формированию навыков экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

На 1-м этапе я изучила личностные качества детей, определила их индивидуальные возможности, выявила место детского экспериментирования в предпочтениях детей и уровень сформированности деятельности экспериментирования.

На 2-м этапе – подобрала дидактический материал и составила учебно- тематические планы.

На 3-м этапе – продумала работу с родителями.

На 4-м этапе – провела анализ результатов деятельности, определяющий уровень сформированности навыков экспериментирования,

Для того, чтобы проверить у дошкольников уровень сформированности навыков исследовательской деятельности я учитываю характеристики, которые определяются как «Ряд навыков деятельности», опираясь на методические рекомендации под редакцией Л. Н. Прохоровой.

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается 3 выбора. Все они фиксируются в протоколе. За 1-й выбор – 3 очка, за 2 – 2, за 3-й – 1 очко. Вывод делается по сумме баллов в целом по группе. Данные результаты можно внести в портфолио (в графу, предпочитаемых видов деятельности со слов ребенка).

Данные исследования наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности, так как не было научной и практической базы по данной форме работы.

Основываясь на анализе системы работы в детском саду, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей спроектировала свою последующую работу, и это был переход ко 2 этапу модели…

Реализацию поставленных задач осуществляю в трех основных формах:

• занятия

• самостоятельная деятельность детей

совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником

Последовательность форм работы не случайна, ведь в соответствии концептуальным основам программы «Радуга», на занятии у детей вызывается интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности мы учим детей способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности – закрепляем полученные ранее знания и представления.

Предлагаю вам подробнее остановиться на каждой из форм работы подробнее.

Занятие является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.

А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Все дети любят сюрпризы, поэтому занятия-фокусы для них наиболее привлекательны.

- А вы применяете в своей работе фокусы?

- Тогда смотрите и принимайте активное участие в эпизоде занятия!

«Здравствуйте, дорогие зрители!

Забавные фокусы увидеть не хотите ли?

Стать настоящим фокусником непросто, надо много тренироваться!

Да познавательной литературой интересоваться!

Я сумела развить у себя виртуозную ловкость рук,

- Я могу укротить тигра и посадить его в клетку, не верите?

Смотрите! (кручу)

Почему вы увидели тигра в клетке, если на самом деле ее здесь нет?

Вывод: картинки и сменяются так быстро, что вы видите их как бы объединившимися.

- Кого еще можно посадить в клетку? Подумайте, подготовьте дома свой фокус и покажите его нам!

- Теперь скажу вам по секрету, что никакой здесь тайны нету,

Здесь нет ни капли колдовства, но очень много мастерства!

Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия – открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления».

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Их интересует, например, почему в аквариуме понижается уровень воды?

Почему варежки, полежав на батарее, становятся сухими? Куда исчезает вода?

Я не тороплюсь с ответом, а способствую тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Для этого тщательно продумываю организацию развивающей среды, ведь процесс познания основывается на любознательности и пытливости, которые в свою очередь возникают и реализуются в условиях новизны и необычности поля деятельности.

Для проведения опытов мы оборудовали лабораторию «Почемучка», где хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов:

специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки,

природный материал (камешки, песок, семена и т. п,

утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки)

прочие материалы - микроскоп или лупы, термометры…

Значительную часть такого оборудования можно сделать из использованных упаковочных материалов, которые дети принесут из дома.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Здесь же находятся календари наблюдений, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов…

Которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта.

Нельзя недооценивать и роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов - книг, энциклопедий использую для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, «добывать» нужную информацию

Чтобы успешно решать задачи по живой природе мы дополнили уголок природы комнатными растениями, начали вместе с детьми создавать коллекции растений (по родовым понятиям, по климатическим зонам, по лекарственным свойствам).

Совместно с детьми и родителями оформляем Паспорта растений. Опыт показывает, что такие паспорта очень удобны для работы, так как воспитателям не приходится постоянно искать информацию в разных литературных источниках, и дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

Обустроили «Огород на окне», вовлекли родителей в совместную деятельность с детьми на этом «огороде» (помогали советами, приносили рассаду, семена, почву).

Привлекая детей в уголок природы, я решаю задачи по расширению познавательного опыта, и его использованию в трудовой деятельности.

Особую значимость для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Рассмотрим несколько примеров:

Наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

- Например, после ознакомления со свойствами воды, чтения рассказ

«Умная галка» в уголке помещаю такие алгоритмы (показ).

- Какую задачу я решаю?

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, при добавлении камней.

- Какой вывод должны сделать дети?

Камешки (вода, заполняя емкость, поднимают уровень воды, тем самым выталкивая находящиеся в ней предметы на поверхность.

Проблемная ситуация;

- После ознакомления детей со свойствами магнита случайно на глазах детей роняю скрепки в таз с водой. Как достать их из воды, не намочив рук?

«Чудесная коробка» с предметами

Совместное начинание

-(личный пример;- - презентация центра;- ограничение посещения центра;)

После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, мы переходим на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для меня форма организации работы с детьми по опытническо-экспериментальной деятельности. Могу отметить следующие позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).

- Организую работу с детьми так, чтобы они были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками. Таким образом, я обеспечиваю личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (вместе, на равных, как партнеров).

Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организую 1 раз в неделю по 15-20 минут.

Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Во время занятий проводим 2-3 эксперимента (в зависимости от сложности).

Во время работы придерживаюсь определенному плану:

1. Определение задач.

2. Выбор объекта.

3. Сообщение цели и задач.

4. Обсуждение методики и хода эксперимента.

5. Деятельность детей.

6. Подведение итогов и формулирование выводов.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем выбираю объект, с которым знакомлюсь заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваиваю технику экспериментирования, если она мне не знакома.

Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы я поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время я не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы можно делать в словесной форме, иногда избирать другие способы. Мы с детьми практикуем фиксирование результатов графически, т. е оформляем протокол, по которому дети формулируют выводы.

Работа с такими карточками проводится с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения. Дети по желанию выбирают рабочие листы, схемы. Я даю им установку

– Не забудьте записать или зарисовать результаты экспериментов. Помогайте друг другу. Желаю вам новых открытий!

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах:

• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;

• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.

Дети работают самостоятельно, я по необходимости оказываю помощь, советую, интересуюсь результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного?

- Я говорю детям: «Вы сейчас провели эксперимент, что вы для себя открыли?».

- Действительно, я с вами соглашусь, вы правильно сделали выводы!

Даю всегда положительную оценку.

После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети

самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Продолжительность эксперимента определяю многими факторами:

Особенностями изучаемого явления,

Наличием свободного времени,

Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Если дети устали, занятие прекращаю заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Наблюдения и эксперименты классифицирую по разным принципам:

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого нам, взрослым, необходимо быть грамотными, самим обладать не малыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, земледелия.

Помимо запланированных и случайных экспериментов,

Провожу эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!»

Или: «Ребята, Коля спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а Лена считает, что есть. Как это узнать?»

Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще надо задавать вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.

Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растет трава, мы можем получить довольно следующую логическую цепочку:

«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой(1 звено, значит, растение не может раздвинуть ее своими корнями (2 звено).

Думаю, что многие из вас осенью пересаживают цветы (бархатцы, астры) в горшочки и переносите их в группу. Какую цель вы преследуете?

Выяснить влияние тепла на продолжительность жизни растений.

- Предлагаю вам выстроить свою логическую цепочку в ответ наследующий вопрос «Почему хризантема цветет зимой?»

«Мы выкопали ее из земли, принесли в комнату, насыпали в горшок хорошую почву, поставили в теплое место, вовремя поливаем, - у нее есть все условия, чтобы хорошо расти». Здесь мы наблюдаем 6 звеньев логической цепочки.

Сравнительные (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений)

Предлагаю вам провести небольшое сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки).

Закончите начатые мною предложения:

У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…

Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…

Щучий хвост более теневынослив, чем…

А теперь подумайте и назовите сходства этих цветов:

- зеленые;

- цветут;

- требуют умеренного полива;

- размножаются делением куста или листовыми черенками.

А сейчас назовите различия:

- в размерах;

- в окраске листьев;

- в форме листьев;

- в форме и цвете цветов;

- в отношении к свету.

Другой пример,

• обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).

Опять же, предлагаю вам сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед.

Я предлагаю детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;

Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);

Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);

Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:

Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).

Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).

Снега и льда (не взаимодействуют).

Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).

Несмотря на разнообразие экспериментов, каждом из них можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

Проблемная ситуация

Целеполагание

(что нужно делать)

Выдвижение гипотез

(отбор нужных средств,

реализация в действии)

Подтвердилось Не подтвердилось

Формулирование выводов Возникновение новой

(как получилось) гипотезы, предположений

Реализация в действии

Подтвердилось

Формулирование выводов

(как получилось)

В процессе осуществления планомерной работы по данному направлению выявлены трудности. Из-за уплотненности занятий в режиме ДОУ, небольшого количества часов в учебном плане группы, невозможно достичь нужного результата. Возникла необходимость объединить несколько образовательных областей общей темой, а также включить экспериментирование в некоторые занятия.

Экспериментирование, умение детей решать эвристические задачи успешно применяю в различных занятиях (математика, конструирование, развитие речи, а так же разных видах деятельности (изобразительная, трудовая) и др.

Моя работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми.

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, детям предлагается дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Отдаю предпочтение нетрадиционным формам взаимодействия с семьей, таким как практические занятия, тренинги.

Для просвещения родителей я провожу консультации. Примерные темы – «Как организовать и провести простейшие эксперименты», «Семейный досуг для любознательных», «Путешествия юных натуралистов».

Большой популярностью и у детей и у родителей пользуются тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче»,

«Наши домашние питомцы». Регулярно проводятся выставки поделок из вторичных материалов, например, из упаковочных под лозунгом «Отходы – в доходы!»

В результате совместных действий,

дети научились:

видеть и выделять проблему- 90%

• принимать и ставить цель- 85%

• решать проблемы- 90%

• анализировать объект или явление- 75%

• выделять существенные признаки и связи- 80%

• сопоставлять различные факты- 95%

• выдвигать гипотезы, предположения- 85%

• отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности- 100%

• осуществлять эксперимент- 100%

• делать выводы- 75%

• фиксировать этапы действий графически- 90%

В конце года я провела повторное обследование детей. Опираясь на эту таблицу я выстраиваю свою дальнейшую работу, чтобы перевести детей в зону ближайшего развития (работа со схемами, моделями). Вся деятельность детей измерима. Перед вами результат динамики развития любознательности в форме постановки вопросов на начало и конец года.

Диагностика показала динамику развития любознательности:

Перед вами диаграмма, которая показывает повышение роста освоения детьми экспериментальной деятельностью в сравнении на начало и конец года.

Количественные данные позволяют мне проследить эффективность моей работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для меня, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Публикации по теме:

Анкета для начинающих педагогов Анкета для начинающих педагогов Уважаемые педагоги, для определения выбора тем занятий Школы молодого воспитателя ответьте, пожалуйста,.

Школа молодого педагогаШкола молодого педагога Каждый первый вторник месяца в нашем детском саду проводятся занятия в «Школе молодого педагога» с целью оказания методической помощи начинающим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Опубликовано: 25 августа 2012 в 21:13
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Епифанова (УИ 11057) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД