МААМ-картинки

Организация сюжетно-ролевой игры, как средство развития математических представлений у детей с ЗПР

Свешникова Анна
Организация сюжетно-ролевой игры, как средство развития математических представлений у детей с ЗПР

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому возникла необходимость организации сюжетно-ролевой игры как средства развития математических представлений у детей с ЗПР.

Публикация «Организация сюжетно-ролевой игры, как средство развития математических представлений у детей с ЗПР» размещена в разделах

Цель - поиск оптимальных и эффективных путей при формировании у детей умения использовать приобретённые математические знания в новых условиях.

Задачи:

1. Создать условия для активного применения математических знаний детей в игровой деятельности

2. Способствовать развитию всех компонентов детской игры : обогащению тематики, игровых действий, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.

3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия

В играх дети обычно отображают то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Для того чтобы ребенок мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, а также смогли научится точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке, мы продумали систему работы, которая помогла создать у детей определенное конкретное представление о наблюдаемом явлении окружающей жизни.

Этапы работы организации сюжетно-дидактических игр :

Исходя из содержания обучения основам математики и из специфики сюжетной игры я выделила следующие этапы сюжетно-дидактических игр :

1этап. Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.

Для реализации этого положения определила возможность применения знаний о числе, счете и измерении в играх;

Обеспечили совместно с дефектологом преемственность между содержанием занятий по математике с последующей игровой деятельностью.

Например, если на занятиях дети старшей группы знакомятся с порядковыми числительными, то и основной целью сюжетно-дидактической игры «Зоопарк», организованной вслед за этим, было практическое использование порядковых числительных в пределах 10. Таким образом, обеспечивалась взаимосвязь между содержанием занятий по математике и последующей игрой.

2этап. Знакомство детей с деятельностью взрослых, в которую входят действия счета и измерения.

Для построения игр ориентировались на деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:

она должна быть общественно значимой и доступной для наблюдения и понимания детей. Действия счета и измерения должны выполнять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения значимых результатов;

содержание трудовых действий и отношений взрослых должно быть доступным для воспроизведения в игровых ролях;

Этому способствовали экскурсии, занятия, беседы, чтение художественной литературы, в которых раскрывалось содержание труда взрослых с различных сторон, обогащались впечатления детей об окружающем.

Сообщаемым знаниям придавали эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о применении счета и измерения в разных сферах жизни, о точности выполнения людьми указанных действий; чтобы у ребят возник интерес к трудовым профессиям и желание включать их в игры

3 этап. Работа с родителями.

Провели родительское собрание "Игра в жизни вашего ребенка". Родителям были даны рекомендации, как организовать, устроить дома игровой уголок, как играть с ребенком дома. На этом собрании определились, кто какую помощь окажет в изготовлении атрибутов, изготовили дорожные знаки для игры "Улица"

Приглашали родителей на игротеку: "Давайте поиграем", провели открытое занятие с детьми старшей группы: "Знакомимся с цифрами", изготовили папку- передвижку "математика для малышей"

4 этап. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.

Условия сюжетно-дидактической игры позволяют педагогу быть её непосредственным участником и через роль включать в неё счет и измерение, контролировать правильность решения задач, оказывать помощь, поощрять инициативу. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка) является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математическими знаниями. С этой целью роли подбирались, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;

предлагали решение посильных для ребенка задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоятельности;

создавали игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся.

5 этап. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.

Готовили вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры : билеты для автобуса, карточки для бензоколонки, деньги для игры в магазин и др. В совместном труде у детей появился интерес к содержанию игры, к будущим ролям и развертыванию сюжета.

Для реализации этого этапа соблюдали следующие условия:

дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отображаемой в игре. Тогда они достоверно воспроизводят в игре счетно-измерительные действия;

6 этап. Самостоятельная деятельность детей характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли, включающие счет и измерение, самостоятельно разыгрывают дети. Воспитатель лишь в отдельных случаях включается в игру. Сюжетно-дидактические игры под контролем педагога проводили 2—3 раза в неделю, во время, отведенное для игр. Самостоятельно в них дети играют и в другие дни.

Итогом моей работы по самообразованию стало открытое занятие для педагогов ДОУ "Стоители"

Проделанная работа позволяет сделать вывод, что при целенаправленной организации работы и при тесном контакте с родителями, можно добиться положительных сдвигов математических представлений у детей через игру.

Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счетом, измерением дошкольник также не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и потому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.

Итак, в организации сюжетно-ролевой игры как средства развития математических представлений у детей с ЗПР должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.

Публикации по теме:

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте закладываются основы знаний необходимых ребенку в дальнейшем в школе. Математика представляет собой сложную науку,.

Отчет о проделанной кружковой работе по математике в подготовительной к школе группе Отчет о проделанной кружковой работе по математике в подготовительной к школе группе №4 за 2012-2013 год. Воспитатель: Дугина А. Н. Мною.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация сюжетно-ролевой игры, как средство развития математических представлений у детей с ЗПР
Опубликовано: 9 октября 2014 в 11:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД