Свешникова Анна
Организация сюжетно-ролевой игры, как средство развития математических представлений у детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому возникла необходимость организации сюжетно-ролевой игры как средства развития математических представлений у детей с ЗПР.
Публикация «Организация сюжетно-ролевой игры, как средство развития математических представлений у детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием
- Темочки
Цель - поиск оптимальных и эффективных путей при формировании у детей умения использовать приобретённые математические знания в новых условиях.
Задачи:
1. Создать условия для активного применения математических знаний детей в игровой деятельности
2. Способствовать развитию всех компонентов детской игры : обогащению тематики, игровых действий, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях.
3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия
В играх дети обычно отображают то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Для того чтобы ребенок мог развернуть сюжет игры, смоделировать ту или иную деятельность взрослых, а также смогли научится точному выполнению правил и математических действий в бытовой обстановке, мы продумали систему работы, которая помогла создать у детей определенное конкретное представление о наблюдаемом явлении окружающей жизни.
Этапы работы организации сюжетно-дидактических игр :
Исходя из содержания обучения основам математики и из специфики сюжетной игры я выделила следующие этапы сюжетно-дидактических игр :
1этап. Отбор математических знаний, полученных на занятиях, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.
Для реализации этого положения определила возможность применения знаний о числе, счете и измерении в играх;
Обеспечили совместно с дефектологом преемственность между содержанием занятий по математике с последующей игровой деятельностью.
Например, если на занятиях дети старшей группы знакомятся с порядковыми числительными, то и основной целью сюжетно-дидактической игры «Зоопарк», организованной вслед за этим, было практическое использование порядковых числительных в пределах 10. Таким образом, обеспечивалась взаимосвязь между содержанием занятий по математике и последующей игрой.
2этап. Знакомство детей с деятельностью взрослых, в которую входят действия счета и измерения.
Для построения игр ориентировались на деятельность взрослых, которая отвечала бы следующим требованиям:
она должна быть общественно значимой и доступной для наблюдения и понимания детей. Действия счета и измерения должны выполнять в ней одну из ведущих функций и являться средством достижения значимых результатов;
содержание трудовых действий и отношений взрослых должно быть доступным для воспроизведения в игровых ролях;
Этому способствовали экскурсии, занятия, беседы, чтение художественной литературы, в которых раскрывалось содержание труда взрослых с различных сторон, обогащались впечатления детей об окружающем.
Сообщаемым знаниям придавали эмоциональную окраску, чтобы у детей легче и яснее складывались представления о данном виде труда, о применении счета и измерения в разных сферах жизни, о точности выполнения людьми указанных действий; чтобы у ребят возник интерес к трудовым профессиям и желание включать их в игры
3 этап. Работа с родителями.
Провели родительское собрание "Игра в жизни вашего ребенка". Родителям были даны рекомендации, как организовать, устроить дома игровой уголок, как играть с ребенком дома. На этом собрании определились, кто какую помощь окажет в изготовлении атрибутов, изготовили дорожные знаки для игры "Улица"
Приглашали родителей на игротеку: "Давайте поиграем", провели открытое занятие с детьми старшей группы: "Знакомимся с цифрами", изготовили папку- передвижку "математика для малышей"
4 этап. Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми игровую роль.
Условия сюжетно-дидактической игры позволяют педагогу быть её непосредственным участником и через роль включать в неё счет и измерение, контролировать правильность решения задач, оказывать помощь, поощрять инициативу. Индивидуальный подход к детям (учет знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребенка) является важным условием для достижения всеми детьми определенного уровня овладения математическими знаниями. С этой целью роли подбирались, соответствующие возможностям ребенка, его игровым интересам и навыкам;
предлагали решение посильных для ребенка задач, приводящих к развитию уверенности в своих силах, к проявлению активности и самостоятельности;
создавали игровые проблемные ситуации, последовательно усложняющиеся.
5 этап. Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.
Готовили вместе с детьми необходимый материал и атрибуты для игры : билеты для автобуса, карточки для бензоколонки, деньги для игры в магазин и др. В совместном труде у детей появился интерес к содержанию игры, к будущим ролям и развертыванию сюжета.
Для реализации этого этапа соблюдали следующие условия:
дети должны хорошо ориентироваться в деятельности взрослых, отображаемой в игре. Тогда они достоверно воспроизводят в игре счетно-измерительные действия;
6 этап. Самостоятельная деятельность детей характеризуется возникновением самодеятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли, включающие счет и измерение, самостоятельно разыгрывают дети. Воспитатель лишь в отдельных случаях включается в игру. Сюжетно-дидактические игры под контролем педагога проводили 2—3 раза в неделю, во время, отведенное для игр. Самостоятельно в них дети играют и в другие дни.
Итогом моей работы по самообразованию стало открытое занятие для педагогов ДОУ "Стоители"
Проделанная работа позволяет сделать вывод, что при целенаправленной организации работы и при тесном контакте с родителями, можно добиться положительных сдвигов математических представлений у детей через игру.
Лишь подготовленное воспитателем ознакомление с доступными детям дошкольного возраста видами труда раскрывает им смысл трудовых взаимоотношений взрослых, значение выполняемых ими действий. Что касается количественных отношений, то самостоятельно, непосредственно воспринять действия взрослого с числом, счетом, измерением дошкольник также не может. Область количественных отношений как бы выпадает из поля его зрения. Он в своем опыте обычно не сталкивается с необходимостью практического использования этих отношений, и потому они не отражаются в его играх. Выделить в деятельности взрослых количественные отношения и способы их определения ребенок может только с помощью воспитателя.
Итак, в организации сюжетно-ролевой игры как средства развития математических представлений у детей с ЗПР должен быть развернутый сюжет, включающий разнообразные роли, и не обязательно с математическим содержанием, но определенные игровые задачи должны решаться непосредственно на основе усвоенных на занятиях математических знаний и предлагаться ребенку в виде игровых правил.