Получи документы

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

Баранова Елена
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
▼ Скачать + Заказать документы

Сообщение на семинаре.

" Организация театрализованной деятельности дошкольников в разных возрастных этапах. Специфика создания спектакля. Организация уголка театрализованной деятельности. "

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

Раскроем особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Публикация «Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах» размещена в разделах

Младшая группа. Занятие организуется так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог 2-3 раза, что способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности.

Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развивать и обыгрывать сюжет пока не могут. Чтобы создать ситуацию для возникновения самостоятельности игры, можно раздать детям игрушки, предметы.

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит, хвалит детей, здоровается, прощается.

Педагог расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры-драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.

Выделяются ступени:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц.

Игра-имитация последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя.

Игра-имитации образов знакомых сказочных персонажей.

Игра-импровизация под музыку.

Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель.

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель.

Ролевой диалог героев сказок.

Инсценирование фрагментов сказок о животных.

Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам.

Игровой опыт обогащается при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель».(умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца.)

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» ( умение использовать некоторые средства выразительности: мимика, движения, темп речи для передачи образа героя).

Третья группа умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться.

Средняя группа. Ребенок постепенно переходит:

-от игры «для себя» к игре, ориентированный на зрителя;

-игры, в которой главное- сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;

-игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны.

-создание в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.

Дети учатся сочетать движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнерства, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

Усложняются методы и приемы, используемые в младшей группе:

-ведение рассказа от первого лица с сопровождение текста и движений: «Я петушок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок и т. д.

-настольный театр ( для самостоятельного показа рекомендуется произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок»; для показа педагогом-«Два жадных медвежонка», «Лиса и гуси», «Лиса, заяц и петух».

Театрально-игровой опыт детей расширяется за счет освоения игры-драматизации. В работе с детьми используются:

- многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок(«Гуси-лебеди»);

- игры-драматизации по рассказам на тему «Труд взрослых»;

- постановка спектакля по произведению.

Усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене».

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист» : умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы) и интонационной выразительности для передачи образа героя, эмоций, их развития и смены, физических особенностей персонажа, черт характера.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т. е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты и т. д.

Пятая группа, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций.

Старшая группа. Дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства.

Ребенок постепенно переходит:

-от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение сюжета.

- игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;

-игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», но при этом предпочтения каждого ребенка связаны с одним из них, в зависимости от индивидуальных способностей и интересов.

Формируется положительное отношение детей к театрализованным играм : углубление интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, театральной культуре.

Новым становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра и деятельностью его работников, видами и жанрами театрального искусства (музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

Усложняются тексты для постановок (более глубокий нравственный смысл, скрытый подтекст, использование русских народных сказок-басен о животных). Игра-фантазирование становится основой театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением», игра «в театр» на основе знакомства с театром и деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

Развиваются специальные умения, обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя как умного, доброго советчика.

Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.

Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера (способность обозначать место «сцены» и «зрительного зала», использовать предметы-заместители.

Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры и в ее процессе, а также при анализе результатов театрализованной постановки.

Подготовительная группа. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи-куклы, послушные ребенку. Это требует от него умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова.

Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать подготовительные упражнения, активизирующие воображение и творчество детей, подготавливающие к осознанию сущности спектакля, формирующие умение играть роль, обеспечивающие постепенное усложнение заданий; их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.

Первый тип упражнений используется с целью развития внимания и воображения. Эти упражнения учат детей контролировать внимание.

Второй тип упражнений формирует умение:

-понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации;

-определять состояние человека по схематическим рисункам, выражению лица;

-находить художественные средства для адекватного выражения своего настроения с помощью мимики;

-определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по позам и принимать их в соответствии с настроением, характером героя;

-определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний с помощью жестов и пантомимических сценок.

Третий тип упражнений формирует умения психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать мимику, позу, жесты.

Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности, диафильмам, кукольным спектаклям. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Специфика создания спектакля.

Совместная творческая деятельность по созданию спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и скованность.

В ходе подготовки к спектаклю рекомендуются соблюдать несколько основных правил:

-не перегружать детей;

-не навязывать своего мнения;

-не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

-предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

Первая встреча детей с пьесой или инсценировкой должна быть эмоционально насыщена с целью пробудить интерес к предстоящей работе.

План работы над сказкой (по Е. А. Антипиной) :

-чтение сказки, показ музыкальных номеров, беседа по содержанию;

-обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки; чтение по ролям;

-работа с ведущим ребенком; знакомство со вступлением;

-работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком танцев;

-индивидуальная работа по ролям с фонограммой, разучивание танцев, закрепление;

-работа над танцами, с фонограммой;

-объединенная репетиция для всех участников спектакля, закрепление;

-генеральная репетиция;

-премьера.

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал. Э. Г. Чурилова выделяет десять основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.

Первый этап работы над пьесой связан с ее выбором. Готовя инсценировки по русским народным и авторским сказкам, педагог проводит беседу о жизни и быте русских людей: во что они одевались, чем питались, как общались между собой.

Второй этап предполагает деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод, дополняя друг друга, придумывают им название.

Третий этап- работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, но постепенно необходимо вовлекать в этот процесс всех членов коллектива.

Четвертый этап- знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучат в спектакле. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку, самостоятельно отмечают наиболее удачные находки. Затем двигаются, превращаясь в какой-либо персонаж, меняя походку, позы, жесты.

Пятый этап- постепенный переход к тексту пьесы. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, т. е. один и тот же текст звучит много раз, это позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли.

На шестом этапе начинается собственно работа над ролью. Ребенок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он еще не способен перевоплощаться, переживать чувства другого человека. Основываясь на личном эмоциональном опыте и памяти, он может вспомнить ситуацию, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев пьесы. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным.

Седьмой этап- репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться на сцене.

Восьмой этап самый непродолжительный по времени. Репетиция пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами, то теперь используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, помогающие в создании образа.

Девятый этап-премьера спектакля, одновременно является генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. На премьере дети начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля.

Заключительный этап- повторные показы. Одноразовый показ интересен скорее зрителям, чем исполнителям. Для детей же наиболее полезны период подготовки спектакля и возможность играть его как можно дольше и чаще.

Организация уголка театрализованной деятельности.

В группе детского сада рекомендуется организовать уголки для театрализованных игр и представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках.

В уголке располагаются:

-различные виды театров : бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, марионеточный и т. д.

-реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

-атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссера, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, деньги, номерки, бинокль и т. д.

В литературном уголке хранятся книжки-игрушки, страницы которых имеют форму подушечек и напоминают резиновые игрушки; книжки-раскладушки;книжки-панорамы.

Публикации по теме:

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Фотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группахФотоотчёт о празднике «По осенним тропинкам» в разных возрастных группах Традиционно в нашем детском саду проходят утренники, посвящённые Осени, в которых принимают участие дети всех возрастных групп. Для детей.

Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»Конспект интегрированной ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра» Интегрированная ООД «Организация театрализованной деятельности с детьми средней группы «Сказочный мир театра»МБДОУ д/с №40 г. Красногорск.

Мастер-класс по рисованию в разных техниках с детьми разных возрастных групп «Одуванчиковое лето»Мастер-класс по рисованию в разных техниках с детьми разных возрастных групп «Одуванчиковое лето» Долгожданное лето, июнь. Много, очень много сочной, яркой зелени. На изумрудных лужайках появляются капли солнечного света - одуванчики.

Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных.

Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая)Новогоднее оформление в разных возрастных группах (часть первая) Доброго времени суток уважаемые коллеги! Сегодня я расскажу как мы (педагоги) в МБДОУ "Дельфин" готовились к Новому Году! Идут дети по дорожке,.

Консультация для педагогов «Организация театрализованной игры дошкольников» Понятие, значение театрализованной игры дошкольников Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений.

Осеннее оформление приемной в разных возрастных группахОсеннее оформление приемной в разных возрастных группах Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня я расскажу как мы украсили приемные осенней тематикой. Постарались.

Сценарий праздника «9 Мая» для детей разных возрастных группСценарий праздника «9 Мая» для детей разных возрастных групп Участники: дети средней, старшей и подготовительных групп Цели: - расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах
Опубликовано: 26 февраля 2024 в 11:41
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах» (включая файлы) размещена пользователем Баранова Елена (УИ 2184428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД