МААМ-картинки

Организация театральной деятельности в старшей группе детского сада

Людмила Букарева
Организация театральной деятельности в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы

Организация театральной деятельности в старшей группе детского сада.

В наше время дети рано становятся зрителями, воспитывая которых, воспитатель открывает волшебный мир театра. Особый интерес у детей вызывает театр по сюжетам сказок. Идея сказки – борьба со злом – помогает ребёнку выработать определённое нравственное отношение к жизни. Значит, театрализованная деятельность способствует нравственно – эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Кроме того, театрализованная деятельность носит психологический аспект - помогает развиваться эмоционально и физически.

Публикация «Организация театральной деятельности в старшей группе детского сада» размещена в разделах

Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость). С помощью сказок ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка отождествлять себя с полюбившимся героем даёт возможность воспитателю через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Важнейшим в театрализованных играх является процесс репетиций, творческого переживания и перевоплощения, а не конечный результат. Репетиция, работа над этюдами не менее важны, чем сама постановка. Необходимо стремиться к тому, чтобы театрализованные игры сохраняли непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Для того, чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребёнка, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности.

Расширению опыта способствуют также и театральные занятия, проводимые во второй половине дня с подгруппой детей. Рекомендуемая периодичность таких занятий – 2 раза в неделю по 30 минут. Эти занятия имеют определённые задачи:

1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально – игровой деятельности.

2. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации.

3. Закреплять представления детей о разных видах кукольных театров, уметь различать их и называть (верховые куклы, куклы с «живой рукой», театр марионеток).

4. Обогащать и активизировать словарь детей. Закреплять правильное произношение всех звуков. Совершенствовать интонационную выразительность речи, умение связно и выразительно пересказывать сказки, рассказы, используя кукол – марионеток.

5. Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами – марионетками и куклами с «живой рукой».

6. Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, рассказов. Искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

7. Воспитывать гуманные чувства детей. Учить правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.

8. Побуждать детей использовать импровизации на заданный текст в жанре песни, танца для создания образа кукольного персонажа и драматического спектакля.

9. Поощрять стремление детей подбирать знакомые попевки от разных звуков, включать их в игровые импровизации с куклами с «живой рукой».

10. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках, развлечениях.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, потешки, скороговорки. Особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображённых на картинках. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, побуждая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Для обучения дошкольников средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить произнести с разной интонацией самые привычные слова: принеси, здравствуй, возьми, помоги. Причём нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя – образец для подражания.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения.

Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, карточкам с картинками персонажей.

В театрализованной деятельности все – и дети, и взрослые – артисты должны уметь играть как положительные, так и отрицательные роли. Причём зачастую сыграть роль отрицательного героя гораздо сложнее, чем положительную. Для того, чтобы ребёнок побывал в разных ролях, предлагаются карточки с рисунками персонажей данной сказки и пустые карточки – это для зрителя. Карточки опускаются картинкой вниз, перемешиваются, и ребёнок по очереди берёт карточку, рассматривает картинку, даёт характеристику персонажа и исполняет её в драматизации (после прочтения сказки, рассказа, потешки). Ребёнок, получив роль, исполняет её без всякой обиды, даже наоборот, это вызывает у него восторг, радость. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью необходимо сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества. Необходимо стремиться, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли применить в современной жизни.

Особое место в жизни ребёнка занимает кукольный театр. Ведь кукла – это игрушка. С древнейших времён и в роскошном дворце и в соломенной хижине ребёнок играл. Только игрушки эти были разными. У одних игрушкой служила деревянная чурка, завёрнутая в тряпицу, у других – дорогостоящие затейливые, сделанные на заказ механические куклы. Древнейшие куклы были обнаружены при раскопках в Египте. Возраст их – более 4 тысяч лет! Эти находки доказывают: древние мастера понимали назначение детской игрушки – забавлять ребёнка, помогая ему познавать мир.

Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Она была символом продолжения рода, и игра в куклы всячески поощрялась взрослыми. Существовала даже примета, что если дети много и усердно играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относиться к кукле – быть беде. В колыбель к ребёнку клали куклу – «оберёг», считая, что она охраняет его покой и сон.

Кукла участвовала и во взрослых обрядах. В старину на свадьбе она, нарядно одетая, с алой лентой в косе, украшала свадебный стол. Возможно, отголоском той традиции стало украшение машины жениха и невесты куклой в свадебном наряде.

Символические куклы сопровождали другие крестьянские праздники и обряды. Провожали Масленицу большой соломенной куклой, которую в конце праздника сжигали на костре. К празднику Троицы из веток делали Семика и Семичиху, сажали их под берёзу, водили вокруг них хороводы, а в конце обряда топили в реке.

На Рождество в церквях существовал обычай устанавливать ясли с фигурами Богородицы, младенца, пастухов, осла. Обычай этот идёт ещё из средневековой Европы, а точнее из Древней Греции, где возникло искусство, называемое вифлеемским ящиком. Кто – то придумал изобразить наш мир в виде ящика, убрав спереди стенку и перегородив его пополам на два этажа. Этот театр впервые и очень своеобразно попытался рассказать людям о мироздании. Затем было рождественское представление о Христе и постепенно это превращалось в так называемый «вертепный театр». Слово «вертеп» - старославянское и оно означает «пещера» (первое убежище Иисуса и Марии). Вертепом стали называть и ящик, в котором происходило представление. В нём было 2 – 3 этажа, в горизонтальных досках делались прорези. В них продевали стержни с фигурками, чтобы управлять ими. Создавалось впечатление, что фигурки сами двигаются по полу. Размер фигур – до 20 см, их раскрашивали или одевали в одежду. Та сторона ящика, которая была обращена к зрителям, завешивалась материей и закрывалась как окно, ставнями. Представление давал один человек. Вертепный театр стал прадедушкой картонажного, теневого и др. видов настольного театра.

В старшей группе, помимо настольного театра, дети знакомятся с верховыми и напольными куклами и способами их управления.

Верховые куклы.

Куклы на гапите (деревянном стержне, диаметром 10 мм).

Этюды с верховыми куклами на гапите на театральной ширме.

Этюды без музыкального сопровождения.

1. По грядке (краю ширмы) идёт кукла Маша, останавливается в центре ширмы, оглядывается по сторонам, кого – то ищет, не найдя, идёт дальше.

2. Бежит мышка, увидела кусочек сыра, остановилась, понюхала, обежала сыр справа и слева, замерла на месте, убежала. Вскоре вернулась с другой мышкой. Вторая мышка повторяет движения первой.

3. Дед идёт по грядке. Увидел репку, останавливается, рассматривает её со всех сторон, понимает, что одному не справиться. Зовёт бабку. Медленно по ширме идёт бабка. Диалог деда и бабки.

Этюды с куклами на гапите под музыкальное сопровождение.

Дети, используя куклу на гапите, импровизируют движения в соответствии с текстом песни или потешки.

Напольные куклы.

Театр марионеток.

Марионетками принято называть кукол, управляющихся сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваги – это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла. Кукла находится рядом с кукловодом на полу. Чаще всего используют горизонтальные (для животных) или вертикальные (для людей и животных, передвигающихся на двух ногах) ваги. Управление куклами – марионетками не сложное, но требует от детей собранности, внимания, так как любое несложное резкое движение разрушает иллюзию действий живых персонажей.

Чтобы привести в движение куклу с горизонтальной вагой, нужно держать вагу за середину, покачивая ею из стороны в сторону.

Чтобы привести в движение куклу с вертикальной вагой, нужно приподнять один конец верхней подвижной перекладины (ноги, затем опустить вниз. Кукловод одной рукой держит вагу, другой – поднимает нужную нить.

Этюды с марионетками с музыкальным сопровождением.

Под песню «Кошка» (муз. Ан. Александрова, сл. Н. Френкеля) и др. ребёнок, покачивая вагой из стороны в сторону, приводит марионетку в движение.

Несложные песенки и потешки помогают научиться ритмично управлять куклой.

Куклы с «живой рукой».

Яркими выразительными возможностями обладает очень простая кукла с «живой рукой», которая состоит из деревянного стержня – шеи – и головы из папье – маше. На бороздке, прорезанной вокруг шеи, держится свободно свисающий костюм. Вместо рук куклы – руки кукловода в цветных перчатках. Ребёнок всегда стоит лицом к зрителям.

Этюды с куклами с «живой рукой» под музыкальное сопровождение.

Дети, используя куклу с «живой рукой», импровизируют движения в соответствии с текстом песни или потешки.

Публикации по теме:

Театр на столеТеатр на столе Кукольный театр – как много значит он для детского сердца, и с каким удовольствием дети играют игрушками кукольного театра. Особенно если.

Вязаный пальчиковый театр своими рукамиВязаный пальчиковый театр своими руками Уважаемые коллеги, все вы прекрасно знаете,что посредством театрализованной деятельности развиваются творческие способности детей. Театрализованная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация театральной деятельности в старшей группе детского сада
Опубликовано: 6 апреля 2014 в 15:32
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация театральной деятельности в старшей группе детского сада» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Букарева (УИ 186576) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД