Папки-передвижки

Организация трудовой деятельности для детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении

Наталья Дмитриевна
Организация трудовой деятельности для детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении

Организация трудовой деятельности детей с ДЦП в дошкольном учреждении

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии самостоятельности, моторики, познавательных и социальных навыков. Для детей с ДЦП она требует особого подхода, учитывающего двигательные ограничения, особенности эмоционально-волевой сферы и когнитивные возможности.

1. Цели и задачи трудовой деятельности

- Развитие *мелкой и общей моторики*.

- Формирование *навыков самообслуживания*.

- Воспитание *трудолюбия, самостоятельности*.

- Развитие *социального взаимодействия*.

Задачи:

Публикация «Организация трудовой деятельности для детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

Адаптация трудовых поручений под физические возможности ребенка.

Использование специальных приспособлений для облегчения действий.

Постепенное усложнение заданий с учетом индивидуального развития.

Создание мотивации к труду через игровые формы.

2. Виды трудовой деятельности для детей с ДЦП

2.1. Самообслуживание

(Формирование бытовых навыков)

*Примеры заданий:*

- Одевание/раздевание (с адаптированной одеждой – липучки, резинки).

- Гигиенические процедуры (использование щеток с утолщенными ручками).

- Прием пищи (специальная посуда с прорезиненными ручками, поильник).

Методические приемы:

- Поэтапный показ действий.

-Долгое время «Рука в руке»

- Использование алгоритмов (картинки-подсказки).

- Физическая помощь с постепенным уменьшением поддержки.

2.2. Хозяйственно-бытовой труд

(Участие в поддержании порядка)

- Протирание столов губкой.

- Раскладывание салфеток.

- Полив цветов (лейка с двумя ручками, маленькая под размер руки).

Адаптация:

- Использование легких инструментов.

- Фиксация предметов на поверхности (например, поднос с бортиками).

2.3. Ручной труд

(Развитие мелкой моторики и творчества)

Примеры заданий:

- Лепка из мягкого пластилина/теста.

- Аппликация с использованием клея-карандаша.

- Нанизывание крупных бусин.

-Сбор пуговиц с пола в специальный контейнер (для лежачих)

Специальные приспособления:

- Ножницы с пружинным механизмом.

- Штампы вместо кисточек для рисования.

2.4. Труд в природе

(Экологическое воспитание)

Примеры заданий:

- Посадка луковиц в стаканчики.

- Сбор крупных листьев, шишек.

- Кормление птиц (раскладывание корма в кормушку).

Условия:

- Проведение занятий за специальными столами или на полу с подушками.

- Использование инструментов с прорезиненными ручками.

3. Организационные аспекты

- Безопасность: отсутствие острых углов, скользких поверхностей.

- Доступность: низкие стеллажи, широкие проходы для колясок.

- Зонирование: четкое разделение зон для разных видов труда.

3.2. Время и продолжительность

Рекомендации:

- Короткие занятия (3, 5-10 мин) с постепенным увеличением времени.

- Чередование труда и отдыха для предотвращения утомления.

3. Индивидуальный подход

- Учет формы ДЦП (например, при гиперкинезах – фиксация материалов).

- Подбор заданий по возможностям (например, ребенок с тяжелыми нарушениями может участвовать в сортировке предметов лежа).

4. Мотивация и поощрение

- Игровые формы: "Помоги мишке накрыть на стол", "Кто аккуратнее сложит игрушки?".

- Визуальное подкрепление: дневники достижений, наклейки за выполнение заданий.

- Коллективный труд работа в парах с другими детьми (формирование командного духа).

5. Роль педагога и родителей

Педагог:

- Демонстрирует действия, используя метод "рука в руке".

- Постепенно уменьшает помощь, стимулируя самостоятельность.

Родители:

- Закрепляют навыки дома (например, ребенок помогает сервировать стол).

- Используют те же адаптивные приспособления, что и в ДОУ.

Дополнительно:* Для детей с тяжелыми формами ДЦП возможна альтернативная коммуникация (PECS, жесты) в процессе труда.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации Тема: «Организация театрально-игровой деятельности в дошкольном учреждении; современные методические рекомендации». Введение С древних времен.

Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Организация трудовой деятельности детей в ДОУ» В соответствии с годовым планом работы МБДОУ детский сад на 2017-2018 учебный год и приказом заведующего «О проведении оперативного контроля».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация трудовой деятельности для детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 19 мая 2025 в 14:11
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация трудовой деятельности для детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Дмитриевна (УИ 1369840) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных