Наталья Дмитриевна
Организация трудовой деятельности для детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении
Организация трудовой деятельности детей с ДЦП в дошкольном учреждении
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте играет важную роль в развитии самостоятельности, моторики, познавательных и социальных навыков. Для детей с ДЦП она требует особого подхода, учитывающего двигательные ограничения, особенности эмоционально-волевой сферы и когнитивные возможности.
1. Цели и задачи трудовой деятельности
- Развитие *мелкой и общей моторики*.
- Формирование *навыков самообслуживания*.
- Воспитание *трудолюбия, самостоятельности*.
- Развитие *социального взаимодействия*.
Задачи:
Публикация «Организация трудовой деятельности для детей с ДЦП в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- НОДА, ДЦП. Конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Хозяйственно-бытовая деятельность
- Темочки
Адаптация трудовых поручений под физические возможности ребенка.
Использование специальных приспособлений для облегчения действий.
Постепенное усложнение заданий с учетом индивидуального развития.
Создание мотивации к труду через игровые формы.
2. Виды трудовой деятельности для детей с ДЦП
2.1. Самообслуживание
(Формирование бытовых навыков)
*Примеры заданий:*
- Одевание/раздевание (с адаптированной одеждой – липучки, резинки).
- Гигиенические процедуры (использование щеток с утолщенными ручками).
- Прием пищи (специальная посуда с прорезиненными ручками, поильник).
Методические приемы:
- Поэтапный показ действий.
-Долгое время «Рука в руке»
- Использование алгоритмов (картинки-подсказки).
- Физическая помощь с постепенным уменьшением поддержки.
2.2. Хозяйственно-бытовой труд
(Участие в поддержании порядка)
- Протирание столов губкой.
- Раскладывание салфеток.
- Полив цветов (лейка с двумя ручками, маленькая под размер руки).
Адаптация:
- Использование легких инструментов.
- Фиксация предметов на поверхности (например, поднос с бортиками).
2.3. Ручной труд
(Развитие мелкой моторики и творчества)
Примеры заданий:
- Лепка из мягкого пластилина/теста.
- Аппликация с использованием клея-карандаша.
- Нанизывание крупных бусин.
-Сбор пуговиц с пола в специальный контейнер (для лежачих)
Специальные приспособления:
- Ножницы с пружинным механизмом.
- Штампы вместо кисточек для рисования.
2.4. Труд в природе
(Экологическое воспитание)
Примеры заданий:
- Посадка луковиц в стаканчики.
- Сбор крупных листьев, шишек.
- Кормление птиц (раскладывание корма в кормушку).
Условия:
- Проведение занятий за специальными столами или на полу с подушками.
- Использование инструментов с прорезиненными ручками.
3. Организационные аспекты
- Безопасность: отсутствие острых углов, скользких поверхностей.
- Доступность: низкие стеллажи, широкие проходы для колясок.
- Зонирование: четкое разделение зон для разных видов труда.
3.2. Время и продолжительность
Рекомендации:
- Короткие занятия (3, 5-10 мин) с постепенным увеличением времени.
- Чередование труда и отдыха для предотвращения утомления.
3. Индивидуальный подход
- Учет формы ДЦП (например, при гиперкинезах – фиксация материалов).
- Подбор заданий по возможностям (например, ребенок с тяжелыми нарушениями может участвовать в сортировке предметов лежа).
4. Мотивация и поощрение
- Игровые формы: "Помоги мишке накрыть на стол", "Кто аккуратнее сложит игрушки?".
- Визуальное подкрепление: дневники достижений, наклейки за выполнение заданий.
- Коллективный труд работа в парах с другими детьми (формирование командного духа).
5. Роль педагога и родителей
Педагог:
- Демонстрирует действия, используя метод "рука в руке".
- Постепенно уменьшает помощь, стимулируя самостоятельность.
Родители:
- Закрепляют навыки дома (например, ребенок помогает сервировать стол).
- Используют те же адаптивные приспособления, что и в ДОУ.
Дополнительно:* Для детей с тяжелыми формами ДЦП возможна альтернативная коммуникация (PECS, жесты) в процессе труда.