Светлана Чувилева
Организация условий жизни воспитанников в детском доме, максимально приближенных к домашним
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема социального сиротства остается одной из острейших проблем в России на сегодняшний день. Дети-сироты относятся к числу наиболее уязвимых категорий детей. Они попадают в детские дома, пройдя тяжелые жизненные испытания. Все они выходят из неблагополучных семей, поэтому имеют самое отдаленное представление о роли отца и матери в жизни детей, о роли семьи в становлении личности человека в обществе. При попытке создания условий воспитания и проживания, приближённых к семейным, есть некоторая неоднозначность в том, что понятие «семья» и «семейные условия» при всей своей очевидности и обыденности не так однозначны как кажутся.
Публикация «Организация условий жизни воспитанников в детском доме, максимально приближенных к домашним» размещена в разделах
Значительная часть детей, проживающих в детских домах, до этого они жили в семьях (из которых были изъяты). Иными словами у многих детей уже была семья, реальные семейные, а не приближенные к семейным, условия проживания и воспитания. Часто это были полные семьи, где есть и папа, и мама, братья и сёстры и иные родственники. Но, не смотря на все эти атрибуты семейных условий, значительная часть детей испытывают последствия различных деприваций, и дисгармоничных стилей воспитания. Даже на бытовом, житейском уровне становится понятно, что семейные условия могут быть условно как «плохими» так и «хорошими». Естественно, что при таком уровне трактовки, необходим хотя бы минимальный набор критериев отделяющих одно от другого. И, исходя из этого, напрашивается, как минимум, два достаточно очевидных вывода:
- Что, не смотря на кажущуюся очевидность, условия в семьях бывают очень разные, и некоторые формы семейного устройства крайне нежелательны для ребёнка и являются неблагополучными условиями в плане развития психики детей, и при этом формально, даже эти нежелательные условия семейного устройства по определению являются условиями семейного проживания и воспитания. Поэтому приходится, практически, перестраивать психику ребенка, путем долгих разговоров, бесед, личных примеров объяснять какими должны быть нормальные отношения в семье, что жилище должно быть уютным, а одежда чистой. Поэтому в роли «хорошей» мамы выступает воспитатель, который кропотливо ведет работу над изменением сознания ребенка, начиная с элементарных культурно-гигиенических навыков и заканчивая выбором будущей профессии.
- Что семья, это не только количественные показатели (наличие родителей, детей, места проживания, материальный достаток и т. п., а это ещё и качественные показатели. Качественная составляющая - это преимущественно стиль воспитательного процесса, или тип социально-психологических взаимоотношений между родителями (значимыми взрослыми) и детьми.
С точки зрения обывательской психологии ответ, на вопрос что такое «хорошие» семейные условия, достаточно прост, хорошие семейные условия это такие условия, где в семьях придерживаются авторитетного стиля семейного воспитания. Именно этот стиль (и его вариации) в большей степени, в отличии других стилей, способствует гармоничному развитию личности ребёнка. В условиях нашего детского дома это достигается путем взаимодействия взрослого и ребенка, причем это может быть не только воспитатель, но руководитель кружка, когда, например, мальчишки могут заниматься «мужской» работой, а девочки создают красивые вещи своими руками под руководством своих воспитателей. Все это проходит в непринужденной обстановке с задушевными разговорами. Этим самым создается теплая, доверительная домашняя атмосфера, когда ребенок начинает откровенничать, рассказывать о себе и своих планах.
Поэтому главная роль в создание условий приближенных к домашним лежит на воспитателе, основная задача которого – создание благополучной эмоциональной обстановки, удовлетворение базовой потребности ребенка в любви и эмоционально-личностном общении, т. е. насколько это возможно, реализация материнской или отцовской (родительской)функций. Я думаю, что здесь можно выделить три направления в деятельности воспитателя, это:
- Компенсирующее направление. Воспитанники детских домов долгое время были лишены многих необходимых для нормального развития психики, условий. Имеются в виду не только материальные проблемы, хотя они тоже, несомненно, важны. Нашим детям по жизненным показаниям необходимо компенсировать то, чего они недополучили на предыдущих этапах развития. Дети зависимы по определению, и создание таких условий неотъемлемая и безусловная обязанность взрослых. Наши дети, как ни какие другие, отчаянно нуждаются в любви, признании, безусловном принятии, индивидуально-личностном внимании значимого взрослого, эмоциональной теплоте, уважении, тактильном и игровом взаимодействии с взрослым. Т. е. во всём том, что делает детство счастливым и способствует гармоничному развитию личности ребёнка.
- Коррекционное направление. Воспитанники детского дома - это дети, которые часто уже на ранних этапах своей жизни столкнулись с негативной стороной жизни, оказавшей не лучшее влияние на их формирование и психическое развитие. Как правило, коррекция затрагивает все стороны развития - это восстановление, насколько это возможно здоровья ребенка, как физического, так и психологического, причём внимание к психическому здоровью детей, как мы понимаем и часто сталкиваемся, должно быть в приоритете. Также это преодоление и коррекция проблем в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах. Даже при наличии серьёзных проблем, учитывая пластичность психики ребёнка, многие проблемы можно минимизировать или даже устранить. Возьмём яркий пример с Глебом. Когда он пришел в наш детский дом – это был сплошной комок нерв, постоянно со всеми конфликтующий. С течением времени многое изменилось: упорная работа воспитателей дала свои плоды : Глеб вырос нормальным адекватным юношей.
- Развивающее направление. Наши воспитанники имеют все те права, которыми обладают дети из семьи. Поэтому одной из задач воспитателя детского дома, является гармоничное всестороннее развитие ребенка, которое в свою очередь достигается путем посещения различных кружков дополнительного образования, городских спортивных секций. Воспитанники по своему желанию и способностям могут заниматься танцами, пением, прикладным искусством и т. д.
В нашем детском доме проводится кропотливая работа по созданию духовной и материальной развивающей среды, которая необходима для развития, формирования и становления личности ребёнка и его будущей взрослой жизни.