Основные функции речи

Наталья Мамаева
Основные функции речи

СЛАЙД1

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции — общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности. Все функции речидиалектически связаны между собой: они формируются посредством друг друга и функционируют (действуют) одна в другой.

Чтобы эти функции своевременно появились и полноценно реализовались, необходимы соответствующие условия. Когда ребенок только начинает говорить, он зачастую с трудом использует свою речь для организации общения. Передать ему опыт предшествующих и современных поколений (в форме знаний, умений и навыков) с помощью слова, без наглядной и действенной опоры просто невозможно. Как регулятор деятельности ребенка речь в этот период функционирует также весьма ограниченно. Для того чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка — обогащением его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.

В целом же речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:

1.Оно осуществляется в двух направлениях:

а) социальном — совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

б) семантическом (обозначающем, знаковом) — речь Становится основой качественного преобразования Психических процессов и превращается в орудие Мышления.

2.Проходит Два закономерно сменяющих друг Друга этана:

а) пассивное владение словом, когда ребенок понимает обращенную к нему речь, но еще не умеет говорить;

б) активное использование речи.

3.Смена форм речевой деятельности протекает следующим образом:

а) ситуативная речь;

б) контекстная, связная;

в) объяснительная.

СЛАЙД 2 РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребенка осознанно обращаться к слову, формирующие потребность быть понятым сначала взрослыми

, а потом и сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения в деятельности, организуемой взрослыми совместно с ребенком. Первой и особо Важной формой совместной деятельности является предметная, основы которой закладываются В младенчестве, в период эмоционально-личностного общения взрослого с ребенком. В раннем возрасте, когда на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое (познавательное, предметная деятельность становится ведущей. Без овладения ею у Малыша не возникает и потребности в речевом общений, оно не наполняется конкретным содер

Сначала малыш, знакомясь со всеми окружающими его предметами, беря их в руки, манипулируя ими, познает их физические свойства — вес, форму, величину, свойства поверхности (Материала, узнает их название (ориентировка типа «Что это?»)* Но очень скоро, уже на втором году жизни, начинает активно развиваться подлинная предметная деятельность, основанная на усвоении именно тех способов действия с предметами, которые обеспечивают их использование по назначению, меняется и отношение к окружающим предметам,и ориентировка в предметном мире: вместо вопроса «Что Это?» при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос «Что с этим можно делать?». Узнав, что и как можно делать с данным предметом, малыш стремится овладеть самим действием, учится реально пользоваться предметом. То есть предметная деятельность формируется после того, как ребенок реально овладеет предметными действиями, а не знаниями о них. Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я может быть запомню. Вовлеки меня и я пойму

Ребенок, общаясь с окружающими, овладевает значениями слов и правилами построения предложений, получает возможность приобщиться к общечеловеческому опыту, чем многократно увеличивает и объем индивидуального опыта. Однако в дошкольном возрасте создаются лишь предпосылки для полноценной реализации этих задач в ходе последующих ступеней развития. Младший дошкольник в очень ограниченных пределах может усвоить информацию с помощью слова. Ему понятны только те сведения, которые касаются хорошо знакомых, наглядно воспринимаемых прeдмeтoв, людей в привычных ситуациях. Передача ребенку опыта почти совсем невозможна с помощью речи. И хотя роль слова значительно возрастает на протяжении дошкольного детства, но возможность усваивать с помощью словесного описания новые знания, выполнять незнакомые действия по словесной инструкции появляется лишь в старшем дошкольном возрасте, да и то при опоре на четкие наглядные представления.

Познавательный опыт ребенок приобретает прежде всего в самой разнообразной деятельности. Первая самостоятельная деятельность дошкольника — предметная — вводит его в мир вещей, созданных руками человека, и помогает понять их основное назначение. Овладение предметными действиями — первый шаг в освоении материальной культуры. При условии использования предметов по их функциональному назначению и общественно выработанным способам ребенок станет полноценно постигать их свойства, отношения, одновременно развивая восприятие, представления, а затем и мышление. Овладение предметными действиями сначала происходит в игре. Постепенно ребенок учится замещать недостающие предметы другими, наделяя их соответствующей функцией, а затем и словами. Так развивается воображение, способность абстрагироваться от конкретной ситуации и моделировать новую, представляемую действительность. Позднее на этом фундаменте строится вся познавательная деятельность ребенка, Все виды деятельности дошкольника — игровая, конструктивная, изобразительная, трудовая — позволяют мобилизовать его познавательные возможности, а значит, развить их, научить не только ори

ентироваться в окружающем мире, но и в определенной степени пре-образовывать его, Однако* чтобы все это произошло,любая деятельность должна быть соответствующим образом организована: нужно определить ее цель, продумать способы достижения последней, спланировать последовательность действий, осуществить самоконтроль, правильно оценить полученный результат. Эти же требования относятся и к деятельности дошкольника,

Познавательная функция речи теснейшим образом связана с семантической, то есть смысловой стороной слова, с тем значением, которое в него вкладывается. Для ребенка-дошкольника слово часто имеет совершенно иной смысл, отличный от того, который в него вкладывают взрослые.

Чтобы к концу дошкольного детства речь стада действительным средством мышления, она должна быть развита до определенного уровня, Познавательная функция речи формируется в процессе становления различных видов деятельности, восприятия и мышления, по мере развития которых чувственный опыт ребенка должен постоянно сопровождаться речью,Только при этом условии слово постепенно обретает новое качество: с одной стороны, оно становится более конкретным, дифференцированным и четким по значению; с другой - более обобщенным, слитым с образами восприятия и представления. Значение слова, которым владеет ребенок, при этом все больше приближается к общепринятому. То есть чувственное познание является основой всей познавательной деятельности дошкольника, где особая роль принадлежит восприятию и наглядному мышлению, В раннем и дошкольном возрасте совершенно необходимо научить ребенка смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать, то есть обогащать чувственный опыт. Взрослым часто кажется,что это происходит само собой: раз есть глаза, значит ребенок увидит, a со временем и пойдет все, что происходит вокруг; раз есть уши - услышит. Но, к сожалению, это не соответствует истине.

Стихийный опыт, который ребенок приобретает сам, конечно же, играет огромную роль в его развитии, но далеко не всегда оказывается полноценной основой психического развития. Даже то, что ребенок видит ежедневно, с чем он постоянно имеет дело, вполне может оказаться «неувиденным» - не зафиксированным в сознании, неосознанным, непонятым, Следовательно, полноценное развитие восприятия может осуществиться тогда, когда у дошкольника в процессе его собственной деятельности накапливаются зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые образы. Полученные ребенком чувственные впечатления необходимо постоянно соединять со словом, обозначающим вос

принятое, - это помогает закреплять в сознании образы предметов, ИХ свойств, и отношений, делает эти образы более стойкими, четкими, обобщенными, подвижными и гибкими, Если образы восприятия закреплены в слове-названии, их можно вызывать в представлении и тогда, когда от момента восприятия прошло много времени, а самого предмета уже нет перед глазами. Для того чтобы развитие восприятия и представлений детей шло полноценно, нужно правильно применять различные методы обучения — словесные, наглядные, практические. Маленького ребенка-дошкольника ни в корм случае нельзя обучать только через слово, потому что в этом возрасте дети еще не понимают значения многих слов, особенно обозначающих качества, свойства и отношения предметов, то есть сенсорных эталонов. Слово должно сопровождаться наглядными, практическими методами, но последние должны быть правильно отобраны. Развивая восприятие у младших школьников, необходимо применять образец, подражание, краткую комплексную инструкцию, совместные действия взрослого и ребенка- Конечно, учить малыша правильно воспринимать и представлять себе окружающий мир нужно в, интересной для него форме, так, чтобы приобрести новые знания, обогатить свой ОПЫТ захотел сам ребенок. Использование игр, побуждающих малыша учитывать свойства И отношения между предметами, самым благоприятным образом воздействует на развитие его ВОСПРИЯТИЯ. Названия свойств И ОТНОшений предметов вводятся после того, как последние будут усвоены ребенком на опыте- Слова, названные раньше, чем сами свойства и отношения станут значимыми, не превратятся в эталоны, а будут механически заучены. Они не помогут ребенку в новой ситуации вспомнить нужный предмет, качество, свойство и действовать, опираясь на

слово, Соединяя восприятие Предметов, свойств, отношений, действий

с их названиями, мы создаем прочную основу для того, чтобы само елово оказалось полноценно усвоенным — вызвало пушное представление, достаточно точное И вместе с тем обобщенное.

Развитое восприятие — фундамент мышления. Мышление, в свою

очередь, никогда не развивается ПО одному направлению, а всегда одновременно по МНОГИМ! Самой ранней и одновременно исходной формой мышления является наглядно-действенное. Его становление происходит в процессе постоянно возникающих перед ребенком практи-ческих, познавательных и игровых задач, обретением новых средств их достижения, с развитием наглядно-образного и словесно-логического мышления наглядно-действенное не исчезает — оно ВНОВЬ появляется тогда, когда человек сталкивается с незнакомой проблемной ситуацией, в

которой невозможно использовать привычные способы, и для реализации цели нужны внешние ориентировочные действия. Самые первые проявления наглядно-действенного мышления наблюдаются в ситуации, когда ребенок стремится овладеть каким-либо предметом или переместить eго в пространстве, но не может воздействовать на него непосредственно — руками, ногами, Для этого ему предстоит воспользоваться каким-либо вспомогательным средством, открыв его в окружающей обстановке. Однако поиск такого средства он начнет лишь тогда, когда осознает необходимость его использования. Сложность как раз и заключается в том, что ежедневно пользуясь подобными вспомогательными средствами, имеющими общественно фиксированное назначение, дети не всегда обобщают свой опыт, осознают его. Малышам обязательно нужно помочь в этом. Если ребенок осознает необходимость применения вспомогательных средств в привычной ситуации, он достаточно легко поймет, что и в другой, более сложной, нужно искать подходящее орудие. Но это лишь самый первый шаг в развитии наглядно-действенного мышления.

СЛАЙД 4 РЕЧЬ КАК РЕГУЛЯТОР ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Следующей чрезвычайно важной для всего психического развития ребенка функцией речи является регуляция деятельности и поведения. Уже в раннем возрасте взрослый с помощью речиво многом руководит действиями малыша: сообщает цель предстоящей деятельности («Сейчас будем кушать», предъявляет определенные требования («Повернись на бочок и спи», дает какие-либо поручения («Принеси, пожалуйста, папе тапочки», определяет характер и последовательность действий («Возьми полотенце и вытри руки», то есть дает разного рода инструкции. Однако с помощью словесной инструкции можно регулировать только привычные для малыша действия и в привычных для него ситуациях. В новых условиях инструкцию необходимо сочетать с показом, образцом, а в трудных случаях выполнять действие совместно с ребенком. К старшему дошкольному возрасту инструкции могут не только определять поведение ребенка, последовательность простых привычных действий, но и служить руководством в более сложных видах деятельности, в частности продуктивных. Отсутствие у ребенка готовности действовать строго по инструкции не является показателем проявления творческой инициативы, оно, в первую очередь, свидетельствует о его неумении выполнять требования инструкции.Причины здесь могут быть самые разнообразные: в лучшем случае может оказаться, что ребенок забыл последовательность действий; не понял, не сумел представить себе конкретные этапы деятельности; не владеет нужными практическими умениями, а в худшем — он вообще не приучен ориентироваться на инструкцию как на руководство к действию. В таких случаях даже старшему дошкольнику необходима специальная помощь.

По мере развития деятельности и речи, обогащения опыта (комму-никативного, эмоционального, нравственного) слово становится способом саморегуляции, самооценки, оно может остановить или, наоборот, активизировать деятельность, поведение ребенка. В этот период необходимо всемерно побуждать дошкольника к словесной оценке не только своих действий и результатов деятельности, но и других людей, особенно сверстников. К старшему дошкольному возрасту словесная регуляция, опирающаяся на знание нравственных норм, помогает ребенку самостоятельно управлять своим поведением.

Развиваясь, речь постепенно становится регулятором не только поведения ребенка, но и всех видов деятельности, выполняя планирующую функцию. Этой стороне речи необходимо уделять специальное внимание, так как неумение сформулировать свой замысел отрицательно сказывается на любой деятельности, как на ее процессе, так

на результате. Конечно, ни в коем случае нельзя подавлять эмоции ребенка, заставлять его объяснять все, что он делает. Речь должна быть помощью, а не помехой. Ребенку нужно ненавязчиво помогать словесно формулировать план реализации замысла. С целью формирования словесной регуляции деятельности речь включается в решение практических задач, сначала с помощью наглядно-действенного, а затем и наглядно-образного мышления. При решении практических задач в проблемной ситуации перед ребенком прежде всего возникает цель. Именно ее нужно фиксировать в слове. Цель называется дважды — перед тем как ребенок начнет действовать и после завершения действия, как его результат. Такое включение речи не только не нарушает эмоционального отношения к выполнению задания, оно, напротив, усиливает его. Решение любой практической задачи всегда требует помимо осознания цели ориентировки в ситуации, ее анализа. Ребенку необходимо помочь осмыслить условия задачи, найти средство достижения цели,только после этого он сможет воспроизвести нужное действие У взрослых есть два пути: либо пойти на поводу у ребенка, оградить его от трудностей, ограничить инициативность; либо побудить малыша самостоятельно преодолевать те из Них, которые посильны для него, приходя, когда это необходимо, на помощь, но не подменяя ребенка. Первый путь поначалу кажется гораздо более легким, он менее конфликтен. Но это лишь видимость благополучия — такой облегченный вариант делает и ребенка, и взрослого неподготовленными к более сложным проблемам, с которыми ребенок может столкнуться в последующем. Второй путь требует значительно больших усилий вна

чале, но они вознаграждаются сторицей, благотворно воздействуя на развитие психики ребенка. Поэтому важно целенаправленно учить ребенка способам деятельности, преодолению трудностей, выдвигая перед ним все усложняющиеся задачи. Конечно, они должны быть не только посильными, но и интересными, занимательными, ведь то, что воспринимается эмоционально, лучше понимается и запоминается.

Итак, К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис. В рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Учение для ребенка – это игра, которую нужно прекращать прежде, чем ребенок устанет от нее. Главное, чтобы он был «недокормленным и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного голода», чтобы у него не иссякла жажда познания.

СЛЙД 5 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ РЕЧИ

В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи.

Внешняя — основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной (в зависимости от формы речевой деятельности) развернутостью и насыщенностью.

Внутренняя — основное средство мышления («испарение» речи в мысль). Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки (анализ, синтез, осмысление) информации. Характеризуется фрагментарностью, отрывочностью и ситуативностью (в этом она близка к диалогической).

Внешняя речь включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.

Диалогическая — это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая. Диалог — это непроизвольный и реактивный (быстро осмысливаемый) процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера периоды говорения и слушания чередуются.

Монологическая — это относительно развернутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника (таковой может и вообще отсутствовать). Обычно монолог обслуживает процесс одностороннего обмена информацией, он непрерываем и относительно на-сыщен использованием экспрессивно-мимических и жестовых средств, подчеркивающих выразительность речевой информации. Выразительная сторона монолога, в свою очередь, предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи — произношение должно быть ясным, отчетливым и внятным, а темп плавным, но не монотонным.

Эгоцентрическая речь — это уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребенка. Она представляет собой вокализованную, звучащую речь, то есть речь внешнюю по способам проявления, но в то же время внутреннюю по функциям и структуре. Это — мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросно-ответной форме, это разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению. Функция эгоцентрической речи родственна функции внутренней речи — это самостоятельная мелодия, служащая целям умственной ориентировки, осознания, преодоления и препятствий, это речь, обслуживающая самым интим образом мышление ребенка. Это «речь для себя», в отличие от социализированной речи «для других», когда ребенок действительно разговаривает с партнером.

В психическом развитии ребенка эгоцентрическая речь — явление временное, но необходимое, так как именно она является важнейшей предпосылкой становления планирующей функции мышления. Подобная речь сопровождает любую деятельность ребенка, особенно если последняя вызывает у него некоторые затруднения. Постепенно эгоцентрическая речь начинает не только сопровождать действия малы-ша, но и опережать, планировать их. Далее она переходит во внутренний план,сменяется внутренней речью: ребенок уже не проговаривает, что он собирается делать, а просто продумывает это. В этом случае эгоцентрическая речь становится внутренней речью ребенка, то есть частью его мыслительных процессов. Поэтому, если вы обнаружили, что малыш действует хаотично, не намечая никакой после-довательности выполнения своих действий, то можно помочь ему — временно вернуть его на стадию эгоцентрической речи. Попросите его рассказать, что он собирается делать, сначала вслух, затем про себя, а потом уже выполнить определенные действия. Такое предварительное планирование поможет ребенку более успешно справляться с любой деятельностью и будет способствовать его умственному развитию в целом.

Несмотря на свое раннее появление (в возрасте 2—3 лет, эгоцентрическая речь не исчезает полностью и навсегда. Становясь внутренней, она довольно часто встречается и у взрослых, особенно в такие периоды, когда человек сталкивается с особо трудной задачей, ситуацией. Вот тут-то «бормотание», обсуждение вслух с самим собой и помогает более полноценно осмыслить проблему.

Письменная — способ запоминания и воспроизведения информации. Это речь для собеседника, являющаяся разновидностью монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь, но в то же время более произвольна. Это связано с тем,что письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи с собеседником: он не может переспросить нас, и мы не можем по его поведению судить о том, правильно ли он нас понял.

Публикации по теме:

Консультация «Основные правила техники безопасности на качелях для детей 2–3 лет»Консультация «Основные правила техники безопасности на качелях для детей 2–3 лет» «Основные правила техники безопасности на детских качелях». Крылатые качели - дарят чувство полета, от которого замирает дух: и страшно,.

Конспект НОД по валеологии «Функции кожи» Программные задачи: - дать элементарные знания о функциях кожи: защитная, впитывающая и т. д. ; -знать, почему нужно содержать в чистоте кожу,.

Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности»Информационный материал для родителей «Велосипед — основные правила безопасности» С установлением теплых и солнечных дней увеличивается количество детей, подростков и взрослых, использующих двухколесные транспортные.

Как родителям развивать неречевые психические функции у детей дома, используя только карандаши, лист бумаги и 10 картинок Работа с родителями – важный аспект в коррекционно-развивающей работе логопеда. Очень важно, чтобы специалист образовывал и просвещал родителей.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Овощи
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Основные функции речи
Опубликовано: 18 октября 2021 в 17:56
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 ноября. День солдатиков на МААМ

Игрушкам, в которые мальчики играли во все времена, посвящена тема сегодняшнего дня. Пусть наши дети устраивают для игрушечных солдатиков военной парады, проводят учения и маневры, но никогда не узнают,...

28 ноября. День зимней безопасности на МААМ

Зима у нас в России долгая. В иных областях холода стоят по полгода. Море приятных эмоций можно получить, играя в снежки, катаясь с горок или по льду на коньках. Но в любом, даже самом весёлом занятии,...


Горячие темочки