Елена Александровна Маслова
Финансовая грамотность для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы вопросы повышения финансовой образованности различных слоев населения получили широкое обсуждение и государственную поддержку. Действительно в обществе денежных отношений эти вопросы имеют приоритетное значение, и финансовая культура является частью культуры общества, которая формируется с учетом изменений происходящих в социуме.
В практике существует широкая трактовка понятия «финансовая куль- тура». Финансовая культура представляет собой неотъемлемую часть общей культуры человека и средство, с помощью которого мир экономики стано- вится понятным, а человек приобретает элементарный финансово- экономический опыт. Финансовая культура – составная часть культуры фи- нансовых отношений, включающей социальные и экономические характери- стики. Финансовая культура обеспечивает перевод желаний, основанных на знании, в осмысленную и полезную деятельность.
Публикация «Финансовая грамотность для дошкольников» размещена в разделах
Финансовая культура применительно к дошкольному возрасту – это личностное новообразование, характеризующееся совокупностью компетен- ций в сфере финансовых отношений и экономики
Понятие финансовой культуры тесно связано с понятием финансовой грамотности. Различные трактовки определения финансовой грамотности представлены в работах отечественных и зарубежных ученых.
На сегодняшний день нет общепринятого научного определения понятия «финансовая грамотность». Финансовая грамотность определяется
как:
«способность физических лиц управлять своими финансами и
принимать эффективные финансовые решения»;
«способность принимать осознанные решения в отношении использования личных финансовых ресурсов и управления такими ресурсами»;
«знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание последствий своих действий»;
«способность использовать знания и навыки управления личными финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности»;
«результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния».
На мой взгляд последнее определение является наиболее охватываю- щим и точным. Опираясь на данное определение, следует сказать, что финан- совая грамотность рассматривается не как способность управления своими финансами (что нехарактерно для дошкольников в силу их возраста, а как результат финансового образования. Отсюда следует обратить внимание на такие понятия, как финансовое образование и основы финансово грамотного поведения. Ведь именно финансово грамотное поведение и будет являться показателем овладения финансовой грамотностью.
Необходимость экономического воспитания детей дошкольного возраста подтверждается исследованиями Л. Клариной, Е. Курак, А. Шатовой, А. Смоленцевой, Л. Галкиной. В работах этих авторов отмечается, что дошкольники рано включаются в экономическую жизнь семьи. Они, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продаже товара. Таким образом
дошкольники овладевают экономической информацией на бытовом уровне. В процессе познания дети сталкиваются с такими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен огромный нравственный смысл. В нем отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и др.