Валентина Шарова
Цифровая грамотность педагога ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня на встрече мы с вами разберем
Понятие «цифровая грамотность»
Ключевые аспекты цифровой грамотности
Особенности организации воспитательной работы в условиях цифровой среды
Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
Цифровая грамотность состоит из нескольких составляющих
Концепция цифровой грамотности
Информационная грамотность
Компьютерная грамотность
Медиаграмотность
Коммуникативная грамотность
Отношение к инновациям
Публикация «Цифровая грамотность педагога ДОО» размещена в разделах
Эту классификацию считаю самой оптимальной! По этим индикаторам ученые определяют уровень цифровой грамотности. В каждом индикаторе есть по три аспекта. Это те знания, навыки и установки, которые должны быть у педагога.
Информационная грамотность. С каждым днём информация удваивается и приумножается с большой скоростью, мы должны понимать, как влияет информация на нашу жизнь. И конечно весь свой опыт, мы как педагоги (по профессиональному стандарту) должны передавать детям, родителям.
Основная установка в информационной грамотности заключается в том, что мы должны понимать пользу и вред информации. Я думаю, по этому индикатору, можно оценить педагогов, как высокий уровень.
Каждый педагог понимаеть, что можно подчерпнут от информации: вред или пользу. Педагоги могут найти информацию на разных ресурсах.
Этот индикатор довольно высокий у педагогов.
Индикатор компьютерная грамотность представляет собой те навыки, с помощью которых легко пользоваться и использовать цифровые устройства и это не должно зависеть от интерфейса, платформы. То есть мы должны свободно владеть технологиями: пользоваться смартфоном, персональным компьютером.
Знание компьютерной грамотности подразумевают понимание технических составляющих компьютера и принцип их взаимодействия.
Если мы хотим повысить компьютерною грамотность по всем трем аспектам, то следует знать азы и основы работы компьютера.
Следующий индикатор - медиаграмотность. В медиа грамотности основой установкой должно быть критическое мышление к информации, к новостям. Здесь педагог как близкий человек к формирующимся личностям, а сегодня ми говорим про воспитательный процесс, должен не только иметь в себе такую установку, но и знать и понимать, как распространяется информация, с помощью каких каналов и уметь передавать эти знания обучающимся, родителям. Для того, чтобы у них тоже формировалась медиа грамотность. Потому что, критическое мышление это один из основных 4 К компетентности.
Коммуникативная грамотность. Педагог должен понимать нормы и определенные особенности этикета в цифровой среде.
Основные моменты цифрового этике: Как вести себя в мессенджерах. Как вести деловую переписку? Как общаться с родителями.
Этому стоит учить детей и родителей.
Следующий индикатор - отношение к инновациям. Педагог должен понимать пользу инноваций и разбираться в технологических трендах. Это сложно, но для этого мы постоянно обучаемся.
Мы должны понимать, что мы живем в обществе и воспитываем детей. Социализации не будет без приобретения цифровых навыков, поведения в цифровой среде, потому что трансформация идет. Она вошла во все сферы нашей жизни. Эти навыки нужны не только детям и педагогам, а всем.
Какие цифровые компетенции нужны педагогам?
Подготовка контента (разрабатываем презентации, различные мероприятия). Готовим тот контент, который мы используем в работе.
Придание наглядности (фотографии, презентации, коллажи). Иллюстраторы, фотошоп, премьер для обработки видео, а кто-то использует, а кто-то еще нет. Но у нас всегда есть возможность научиться.
Цифровые компетенции для нашей коммуникации. В последнее время с родителями мы общаемся исключительно через менеджеров и другие цифровые технологии. Поэтому педагогу очень важно этими компетенциями обладать, также, как чтение и письмом.
С чего нужно начать?
Если вы понимаете, что сами не в силах создать мощный видеоролик или видео занятие. То можно использовать готовый материал, который уже есть.
Самая главное не боятся экспериментировать, ведь даже очень крутой разработчик тоже когда-то это начинал. Узнали что-то новое и сразу нужно попробовать. Потому что мы забываем часто то что увидели. Даже если вы сохраните эту закладку, но не примените её сегодня, то это скорее всего вы забудете через несколько дней.
Не забывайте про цифровую безопасность и информационные следы. Задумайтесь, на минутку, как часто вы думаете о своей безопасности заходя в интернет? Сколько платформ, сайтов, где вы оставляли свои персональные данные? Сколько паролей? Не забывайте, что пароли периодически нужно менять, не делать пароли одинаковые? Фотографии, даже если вы их удалили, они все равно остались в цифровом следе.
Многие часто не выходят из своих акаунтов. Сейчас уровень мошенничества зашкаливает. Но хотя и пытаются бороться с ними, но они мега шустрые, грамотные, обходят любые системы и защиты. Будьте бдительны. Это цифровая среда и она в принципе может быть зачастую опасней чем выйти на улицу.
Трансформация воспитательного процесса
Наш воспитательный процесс трансформируется. В профессиональный стандарт педагога введены эти понятия, и мы должны быть грамотными по
вопросам использования цифровых технологий. Еще до пандемии мы уже использовали ИК технологии, различные инструменты для создания портфолио, мессенджеры, у каждой образовательной организации есть свой сайт. Это произошло не полгода назад, это такая трансформация воспитательно – образовательного процесса. Эти инструменты уже давно вошли в нашу жизнь.