Получи документы

Основные приемы чтения и рассказывания в детском саду

Белла Агададашева
Основные приемы чтения и рассказывания в детском саду

Основные приемы художественного чтения и рассказывания в детском саду.

В далеком прошлом художественные произведения звучали из уст народных сказителей. Многие из известных личностей испытали на себе силу и могущество живого слова. А. М. Горький неоднократно говорил о влиянии художественного слова на развитие языка ребенка. Любовь к литературе нужно воспитывать с раннего детства, с ней ребенок перейдет из детского сада в школу и, далее, во взрослую жизнь.

Публикация «Основные приемы чтения и рассказывания в детском саду» размещена в разделах

Искусство художественного чтения и рассказывания широко используется в воспитательной работе с детьми. Но, так как маленький ребенок не умеет читать, то роль чтеца возлагается на воспитателя. Воспитатель должен владеть искусством художественного чтения и рассказывания, умело применять интонацию, логические ударения, паузы и другие приемы. тщательно готовиться к предстоящему занятию, и, используя соответствующие приемы, чувственно и убедительно передавать ребенку содержание текста. Пренебрежение хотя бы одним приемом влечет за собой снижение исполнительного мастерства чтеца, не каждый ребенок понимает смысл произведения, слово педагога теряет силу воздействия на слушателей. В. Г. Королев говорил, что слово – это не игрушечный шар, летящий по ветру. Это орудие работы: оно должно поднимать за собой известную тяжесть. Поэтому педагогу необходимо находить и использовать соответствующие приемы художественного чтения.

Рассмотрим основные из этих приемов.

Основной тон – это основное звучание произведения. Это фон, на котором чтец рисует героев, события, картины. В зависимости от характера произведения определяется его основное звучание. При чтении большинства рассказов для детей используется спокойный, ровный тон. Например, рассказ М. М. Пришвина «Лисичкин хлеб» повествует о весне, природе, красоте леса, поэтому он читается спокойным тоном. Спокойным тоном начинаем читать и «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, так как вначале рассказывается о тихой и спокойной жизни стариков у моря. Радостный тон необходим при исполнении произведения, вызывающего у нас радостные чувства, смех, желание веселиться. Используется при рассказывании большинства сказок. Грустный тон характерен для некоторых лирических произведений, например, грустно звучит отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Здесь автор рисует картину увядающей осени, ее грустного прощания с летом. Итак, мы видим, что характер содержания художественного текста определяет его основное звучание.

Наравне с основным тоном педагог должен пользоваться разными оттенками своего голоса – интонацией. Интонация помогает рассказчику ярче раскрыть содержание текста, показать свое отношение к героям и событиям. Чем сложнее, богаче интонации, тем тоньше и художественнее исполнительное мастерство чтеца. Для различной интонационной окраски речи используются ударение, сила голоса, темп, паузы, повышение и понижение голоса.

Один из существенных элементов художественного текста – логика чтения, логическое ударение. При исполнении произведения чтец должен проникнуть в суть произведения, понять его содержание, чтобы правильно донести его до слушателей, выделяя главные слова с помощью изменения силы голоса, темпа при произнесении их, постановки пауз перед ними. Это помогает детям понять основную мысль произведения.

Значительное место в художественном чтении и рассказывании занимают паузы. Однако, паузы – это не просто перерыв, остановка чтения, это средство раскрытия произведения. От паузы меняется смысл текста.

К основным приемам выразительного чтения или рассказывания относится также и сила голоса. Сила голоса – это его звучность, полноценность, умение управлять им. Обычно читают и рассказывают средним умеренным голосом. А в соответствии с содержанием текста то увеличивают, то уменьшают силу голоса. Выразительной передаче текста способствуют так же мимика, жест, поза чтеца. Если вы будете читать или рассказывать с ничего не выражающим лицом, то вы оттолкнете от себя маленьких слушателей. Лицо чтеца, его жесты и движения должны выражать то, о чем он говорит.

Не стоит забывать золотое правило – всегда и во всем знать меру. Важно, чтобы литературное произведение правдиво звучало в детской аудитории, затрагивало чувства. Лишь тогда оно проникнет в сознание каждого ребенка, оставит в его сознании неизгладимое впечатление.

Литература:

«Художественное чтение и рассказывание в детском саду». М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко.

Публикации по теме:

Игростудия в детском садуИгростудия в детском саду Для ребенка основным видом деятельности, является Игра. Для развития этого вида деятельности дошкольников создаются специальные условия,.

Труд в детском садуТруд в детском саду Труд в природе способствует экологическому развитию и воспитанию детей. Задача педагога - сделать его содержатель­ным, творческим, интересным,.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Ещё один прием разучивания и рассказывания стиховЕщё один прием разучивания и рассказывания стихов Расскажи стихи рукамиРазговорная речь – это то, без чего мы не могли бы общаться. Но для того, чтобы речь была развита, интересна и интонационно,.

Конспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группыКонспект занятия по речевому развитию в форме рассказывания «Наш живой уголок» для старшей группы Задачи: воспитывать интерес составлению рассказа самостоятельно; учить детей рассказывать о животных, которые живут у них дома; развивать.

Масленица в детском садуМасленица в детском саду От души вас поздравляем И сердечно приглашаем: К нам на Масленицу. Убедитесь сами: Угостим блинами Февралю - помашем, Марту - "здравствуй".

Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятиях Методика чтения и рассказывания художественного произведения на занятияхПроблема развития речи дошкольников – комплексная, поскольку основывается.

Методы и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском садуМетоды и приемы привлечения и удержания внимания детей на занятии в детском саду Цель исследования: - выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. Задачи: - изучить литературу по данной.

Уголок ПДД в детском садуУголок ПДД в детском саду Тревожная обстановка с детским дорожно-транспортным травматизмом указывает на необходимость формирования правосознания у взрослых и детей.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные приемы чтения и рассказывания в детском саду
Опубликовано: 10 августа 2021 в 15:30
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД