ЛИЛИЯ ИВАНОВА
Основы хореографии как средство воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основы хореографии как средство воспитания детей дошкольного возраста
ПДО по хореографии МБДОУ детский сад № 95 «Зоренька» Иванова Лилия Ефимовна.
Танец – один из древнейших видом искусства, выделившийся из первоначального единства с музыкой и пением, из целостного ритуального действа. Танец раскрывает внутренний мир человека, передает эмоционально-эстетическую оценку бытия средствами выразительных движений человеческого характера.
Публикация «Основы хореографии как средство воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Еще в самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, и сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Первые танцы древности были далеки от того, что в наши дни называют этим словом. Они имели совсем иное значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них сове настроение, свое душевное состояние. Пляски были очень распространены у народов древнего мира. Танцующие стремились к тому, чтобы каждое движение, жест, мимика выражали какую-нибудь мысль, действие, поступок. Выразительные танцы имели огромное значение и в быту, и в общественной жизни. Очень часто празднества начинались и сопровождались плясками.
Танцы древних греков можно разделить на священные (обрядовые, ритуальные, военные, сценические, общественно-бытовые. Примерно такие же по характеру танцы были и у других народов.
Вершина танцевального искусства – балет. Первые балеты возникли в средневековой Франции. Именно там из танцев с покачиваниями и притопами, подскоками и прыжками, называемых бранлями, со временем возникла французская хореография. Профессионалы-хореографы средних веков своим мастерством подняли искусство исполнения танца на новую высоту. Их достижения явились тем фундаментом, на котором позднее сформировался классический академический балет.
Классификация танцев.
Виды танца:
по характеру исполнения:
• Народный;
• Классический;
• Народно-сценический;
• Бытовой;
• Современный;
• Спортивный;
• Бальный.
по лексическому содержанию:
• Сюжетный;
• Характерный;
по количеству исполняющих:
• Сольные;
• Парные;
• Групповые;
• Массовые.
В детском хореографическом кружке репертуар создаю сама и являюсь постановщиком и автором. Мне приходится «сочинять» хореографическое произведение, т. е. находить и его идею, и построение, и рисунок, и танцевальное выражение. Это все сообразовывается с возможностями детей-исполнителей, учитывая их возраст. Во-первых, с возможностью ребенка понять идею произведения, передать и отразить мысли и чувства, выражаемые в танце. Во-вторых, необходимо учитывать возможность ребенка справиться технически с исполнением того или иного танца.
Показателем художественности исполнения служат естественность, выразительность танца. Это достигается благодаря правильному пониманию основной идеи постановки.
Для того чтобы всемирно облегчить работу детей-исполнителей, надо, чтобы они, возможно, более отчетливо понимали поставленные перед ними задачи. А для этого нужно самому постановщику ясно представлять то, что он хочет сказать, и то, как он об этом скажет. Иначе говоря, чем продуманнее будет его работа, тем лучше будет его результат – исполнение детей.
В танце выразителем идеи является исполнитель. Танец раскрывает мысли, чувства, настроение героя, его взаимоотношения с другими действующими лицами, его поступки.
Работа над постановкой танца, педагог-хореограф должен внимательно отнестись к его композиции. Композиция – это связь между всеми составляющими танец элементами.
Большое значение имеет также построение танца – его рисунок. Рисунком танца называется совокупность движений танца, по которым танцор движется по сцене, по площадке. Танец может быть построен из очень простых, несложных движений и в то же время должен быть разнообразным.
Язык танцев для детей дошкольного возраста должен быть полноценным средством выражения мысли и чувства.
Особую роль играет в танце костюм. Костюм помогает танцору в воплощении образа на различных мероприятиях, утренниках и на сцене. Он должен отличаться легкостью и своим цветом и формой и полностью соответствовать образу того или иного танца. Таким образом, костюм воспитывает художественный вкус ребенка, поэтому хореограф должен внимательно отнестись к его соответствию образу, к его краскам, изяществу, легкости и т. д.
Развлечения и праздники являются яркими моментами в жизни детей, радуют их, обогащают новыми, надолго запоминающимися впечатлениями, содействуют творческой активности детей дошкольного возраста. В них особое внимание уделяется танцам. Они помогают развивать у детей эмоциональность и умение видеть прекрасное, чудесное и радостное. Воспитывать у детей любви к родине, приобщение детей к национальной культуре и т. д.
Семья играет главную роль в жизни ребенка. Почти всегда родители хорошо знают как и чему обучаются их дети и поэтому стремятся способствовать выполнению требований в вопросах учения и дисциплины, чтобы совместными усилиями достигнуть желаемых результатов.
Таким образом, с помощью хореографического искусства в дошкольном возрасте закладываются основы двигательной культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической двигательной активности. Дошкольный возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движений, освоения большого арсенала двигательных координаций, техники разнообразных танцевальных упражнений.
Можно целенаправленно развивать и совершенствовать, используя доступные средства и методы танца, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, характера и склонность дошкольников.
Литература:
1. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Жест. Балет. Л. :1975
2. Захаров Р. В. Сочинение танца. М. :1983
3. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: учебник для студ. выс. учеб. Заведений. – М. : ВЛАДОС, 2000
4. Праздники и развлечения. Творческая работа Кузьмич Л. В. Якутск. : ГОУ «ЯПК №2», 2008
5. Работа с родителями. Творческая работа Степановой О. Якутск. : ГОУ «ЯПК №2», 2008