Евгения Дьяченко
Особенности адаптации в ДОУ. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в первой младшей группе
Особенности адаптации в ДОУ. Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду.
Выступление начну с упражнения «Цыпленок»
Упражнение-метафора «Цыпленок»
Цель: Просветить родителей о важности посещения ребенком ДОУ и проблеме адаптации.
Текст психолога:
- Для того чтобы лучше понять, как необходимо ребенку посещать организованное учреждение предлагаю посмотреть на картинку цыпленка
Публикация «Особенности адаптации в ДОУ, Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
(см. Приложение №1, который только вылупился из яйца. Как вы думаете, как он чувствовал себя в скорлупе? Безопасно ли ему? Хватает ли ему питательных веществ? Достаточно ли ему этого пространства?
- Скорее, да (родители).
- Но, не смотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Почему, как вы думаете?
- Иначе он просто задохнулся бы под ней. Закончились питательные вещества, он растет и т. д. (родители).
- Правильно! Ребенок растет, развивается, ему необходим общение со сверстниками.
- Как вы думаете, могут ли семья и родители дать все, что необходимо ребенку для взросления?
- Конечно да, пока он еще вмещается в скорлупу, а когда это пространство ему стало тесно, он нуждается в новых знаниях, в этом случае есть необходимость в дошкольном учреждении.
Постоянная опека родителей для ребенка – это такая же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно под ней до определенного момента. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие.
До прихода в детский сад ребенок уже успел адаптироваться к жизни в семье. По тому, как пройдет адаптация в детском учреждении можно судить о психологической зрелости ребенка.
Наверно, вы со мной все согласитесь, что приход ребят в детский сад – это стресс и достаточно сильный. Действительно, с приходом в детский сад у ребенка кардинальным образом меняется весь уклад жизни: отсутствие близких, новые требования к поведению, неизвестное поведение, чужие взрослые, строгий режим. Все это и многое другое обрушивается на ребенка одновременно. Как же тут не заболеть! А если учесть еще, что к детскому саду его заранее не готовили или существуют неблагоприятные факторы, такие как наличие привычек, неврологические или другие заболевания, которые в период адаптации обостряются.
К примеру, гораздо труднее и дольше адаптируются дети :
• Единственный ребенок в семье;
• Чрезмерно опекаемые дети своими родителями и бабушками;
• Привыкшие к тому, что их капризам потакают;
• Не имеющие опят общения с другими взрослыми;
• Эмоционально неустойчивые;
• Чьи родители сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.
У всех детей адаптация проходит по–разному, это зависит от разных факторов, но адаптационный период условно можно разделить на три фазы:
Первая фаза – острая – характеризуется снижением аппетита и веса ребенка, частыми простудными заболеваниями, нарушениями сна, регрессу в речевом развитии (длится в среднем около месяца)
Вторая фаза – подострая характеризуется стабилизацией поведения, настроения, эмоционального самочувствия
Третья фаза – компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, дети начинают прибавлять в весе, расширяется их словарный запас.
Очень часто причиной того, что ребенок труднее и дольше привыкает к детскому саду, является не готовность самих родителей отпустить ребенка. Замечено, что у тревожных родителей, дети дольше привыкают к детскому саду. Запретить себе не волноваться мы не можем, но зная, что это мешает вашему малышу, можно начать вести себя несколько по-иному. Вместе с ребенком адаптируется и семья. Правила адаптации :
Во–первых, вы должны решить для себя, что детский сад это неизбежно, а не время когда вы посмотрите привыкнет ваш малыш или нет.
Во–вторых, ваша задача убедить ребенка в том, что детский сад это хорошо, а воспитательница – самая добрая мама на свете, которая деток любит, играет с ними.
В–третьих, подстроить свой режим дня под режим сада, подъем, завтрак, дневной сон.
В–четвертых, учите детей самостоятельности, здесь ему многое придется делать самостоятельно, а учить этому надо всем вместе, если здесь дети учатся раздеваться и одеваться самостоятельно, не делать за ребенка дома то, что он может сделать сам, только потому, что вы спешите. Одежду стоит покупать такую, в которой ребенку будет удобно и комфортно, т. к. в этом возрасте у детей высокая чувствительность.
В–пятых, не придумывайте единственно верное решение, здесь важно учесть все причины и создать все возможные условия, чтобы адаптация прошла наименее болезненно
Чего не следует делать в период адаптации :
Долго прощаться с ребенком в приемной;
В присутствии ребенка обсуждать поведение ребенка или воспитателей;
Не отучать ребенка от значимых предметах и т. д. в период адаптации;
Наказывать ребенка детским садом и поздно забирать ребенка домой.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался :
Хороший аппетит;
Спокойный сон;
Адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
Спокойное эмоциональное состояние.
Для того чтобы вам вместе с ребенком адаптироваться в ДОУ, подготовила памятки – подсказки по адаптации в дошкольном учреждении.
Подготовила:
педагог-психолог
Дьяченко Е. В.
Приложение №1