Оксана Морош
Помощь в адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям.
I этап адаптации - подготовительный.
Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. За это время необходимо сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
Советы родителям
Публикация «Помощь в адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах
- Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи). Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Почитайте стихи, детские истории о детском саде, покажите картинки.
- Заранее спланируйте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
- Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.
- Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно говорить о своих потребностях.
- Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте несколько типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе, подскажите варианты реагирования на них. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
- Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи, соответствующий режиму ДОУ.
- Обучайте ребенка навыкам самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии.
С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
Можно предложить родителям самостоятельно определить готовность поступления ребенка в ДОУ, чтобы обратить внимание на задачи подготовительного этапа.
Анкета для родителей
1. Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке:
- бодрое, уравновешенное (3 балла);
- неустойчивое (2 балла);
- подавленное (1 балл).
2. Как Ваш ребенок засыпает:
- быстро, спокойно - до 10 мин (3 балла);
- долго не засыпает (2 балла);
- неспокойно (1 балл).
3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.) :
- да (1 балл);
- нет (3 балла).
4. Какова продолжительность дневного сна ребенка:
- 2 ч (3 балла);
- 1 ч (1 балл).
5. Какой аппетит у Вашего ребенка:
- хороший (4 балла);
- избирательный (3 балла);
- неустойчивый (2 балла);
- плохой (1 балл).
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок:
- положительно (3 балла);
- отрицательно (1 балл).
7. Просится ли Ваш ребенок на горшок:
- да (3 балла);
- нет, но бывает сухой (2 балла);
- нет, и ходит мокрый (1 балл).
8. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки (сосет пустышку или палец, раскачивается, другое) :
- да (1 балл);
- нет (3 балла).
9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке:
- да (3 балла);
- иногда (2 балла);
- нет (1 балл).
10. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых:
- да (3 балла);
- иногда (2 балла);
- нет (1 балл).
11. Как Ваш ребенок играет:
- умеет играть самостоятельно (3 балла);
- не всегда (2 балла);
- не играет сам (1 балл).
12. Какие взаимоотношения со взрослыми:
- легко идет на контакт (3 балла);
- избирательно (2 балла);
- трудно (1 балл).
13. Какие взаимоотношения с детьми:
- легко идет на контакт (3 балла);
- избирательно (2 балла);
- трудно (1 балл).
14. Как относится к занятиям - внимателен, усидчив, активен:
- да (3 балла);
- не всегда (2 балла);
- нет (1 балл).
15. Есть ли у ребенка уверенность в себе:
- есть (3 балла);
- не всегда (2 балла);
- нет (1 балл).
16. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими:
- перенес разлуку легко (3 балла);
- тяжело (1 балл).
17. Есть ли у ребенка особенная привязанность к кому-либо из взрослых:
- есть (1 балл);
- нет (3 балла).
Подсчитайте кол-во баллов
Результаты:
40-55 баллов - готов к поступлению в ДОУ;
24-39 баллов - условно готов;
16-23 балла - не готов.
II этап адаптации - основной.
На этом этапе в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.
Советы родителям:
- Начните водить ребенка в детский сад за 2 месяца до выхода мамы на работу, так как ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.
- Первое время приводите ребенка на 2-3 часа.
- Сон и еда являются стрессовыми ситуациями для детей, поэтому в первые дни пребывания ребенка в детском саду не оставляйте его на сон и прием пищи.
- Первые 2-3 недели ребенка рекомендуется приводить и забирать одному и тому же члену семьи.
- В период адаптации, в связи с нервным напряжением, ребенок ослаблен и в значительной мере подвержен заболеваниям. Поэтому в его рационе должны быть витамины, свежие овощи и фрукты.
- Тщательно одевайте ребенка на прогулку, чтобы он не потел и не замерзал, чтобы одежда не стесняла движений ребенка и соответствовала погоде.
- Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой, а также ритуал встречи.
- Не обманывайте ребенка, забирайте домой в то время, как пообещали. Чтобы ребенку было легче понять время Вашего прихода, перечислите режимные моменты, после которых Вы придете.
- В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка, повторяйте все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
- В детском саду малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, поэтому на время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра, больше гуляйте с ним.
- Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом.
- С началом посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Уделяйте ребенку больше своего времени, обнимайте, играйте вместе, каждый день читайте малышу.
- Игры с водой обладают успокаивающим эффектом, поэтому пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.
- Давайте выход эмоциональному напряжению – можно бросать шарики в корзину, рвать газету.