Ольга Кейль
Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста Особенности формирования гуманных качеств у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста
Гуманные качества - это качества, выражающееся в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброжелательности, эмпатии.
Старший дошкольный возраст – это период преимущественного формирования нравственно облика будущего гражданина, воспитания его гуманных чувств. В это время в психическом облике ребенка начинает преобладать направленность вовне, что ведет к увеличению контактов с другими людьми, постижению законов человеческого общения, развитию необходимых для этого способностей. Большинство исследователей отмечают впечатлительность старшего дошкольника, его отзывчивость на все яркое и необычное, легкую заразительность эмоциональными переживаниями других людей. Ребенок этого возраста способен на глубокие переживания и сопереживания, сочувствие и участливость в чужом горе, к чему его во многом побуждает предшествующий опыт, в котором нашли отражение обиды, утраты и страдания. Считается также, что старший дошкольный возраст благоприятен для развития эмоционально-нравственной отзывчивости, хотя данная способность находится еще в зачаточном состоянии. На проявление эмоциональной отзывчивости накладывает отпечаток специфика воображения старших дошкольников – его наглядность и конкретность. Все, что слышит ребенок, он переводит в наглядный план, и перед его взором проходят живые образы и картины. Для старших дошкольников более характерно понимание доброты и отзывчивости в «материальном» проявлении – «отдал», «помог». Меньшее внимание обращается на то, что эти качества могут проявляться в духовной поддержке, во внимании, в приветливо сказанном слове. К тому же сама по себе чувствительность к переживаниям других людей может и не быть связана с высокими ступенями эмоциональной отзывчивости, оставаясь на уровне сопереживания: девочки этого возраста, например, могут заплакать, глядя на свою плачущую подругу вовсе не от того, что считают ее несправедливо обиженной, но только лишь потому, что видят ее слезы [12].
Публикация «Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста Особенности формирования гуманных качеств у детей» размещена в разделах
Вместе с тем, старшие дошкольники довольно часто не реагируют на переживания окружающих лишь потому, что не понимают их. Поэтому следует чаще обращать внимание детей на внешнее проявление чувств других, учить их мысленно «проигрывать» возможные последствия своих действий, рассказывать о каком-либо своем поступке от лица того человека, кого этот поступок в той или иной степени затронул. Это особенно важно для данного возраста, поскольку именно здесь происходит развитие эмоциональной выразительности, расширение сферы экспрессивности, обогащение интонаций, оттенков мимики. Большинству старших дошкольников свойственна неустойчивая эмпатия, зависящая от ситуации и значимости объекта. В этом возрасте способность представить себя на месте другого только начинает складываться, что связывается, с так называемой, «децентрацией». Ребенку пяти-семи лет трудно представить себе переживания другого, увидеть себя в тех ситуациях, в которых он не мог участвовать по своему опыту. Расширяющееся общение и развитие психических функций готовят ребенка к выходу из стадии «центрации», формируют у него способность стать на место другого, что способствует развитию просоциальной мотивации и высших форм эмпатии.
По своей психологической сути развитие рассматриваемой способности заключается в становлении «эмоционально-нравственно-отзывчивого образа Я» («человеческого образа Я») дошкольника, реализуемого в поведении. При этом возникновение соответствующих чувств и переживаний показывает, превратились ли требования - императивы – «будь внимателен и чуток к другому», «раздели с другим его горе и радость», «пожалей обиженного и утешь плачущего» – и другие – в его собственную требовательность к себе, стали ли они личными ценностями, войдя в сферу «мое», перешли ли в «личностные нормы», которые связаны с нашим представлением о себе[19].
Термин «эмоционально-нравственная отзывчивость» является обобщающим названием многообразных проявлений небезразличного отношения человека к переживаниям других людей, живых существ, антропоморфизированных (наделенных человеческими чертами) объектов. Ребенок старшего дошкольного возраста способен на глубокие переживания и сопереживания, сочувствие и участливость в чужом горе, к чему его во многом побуждает предшествующий опыт, в котором нашли отражение обиды, утраты и страдания. Большинству старших дошкольников свойственна неустойчивая эмпатия, зависящая от ситуации и значимости объекта.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте.
Нравственные проявления детей 57 лет отличаются неровностью и неустойчивостью, особенно это характерно для ребенка 6 лет. В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия [24, 25].
Одни дети придерживаются норм поведения, умеют трудиться хорошо, вместе, замечают нарушение тех или иных правил, стараются их исправить. Другие испытывают из-за незнания правил или отсутствия необходимых навыков, затруднения при выполнении работы. Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов, более тонкого их применения.
К концу года старшие дошкольники воспринимают правила как норму поведения. У детей накапливается опыт коллективной жизни, устойчивые коллективные связи.
По-иному происходит усвоение этических норм. Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие или хорошие, то 67 летние ребята способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения, дети улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, проявит заботу. Для выражения своего отношения к людям и поступкам дети используют знакомые им критерии оценок. Однако они не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые ситуации. При выборе решения того или иного вопроса преобладают эмоциональность, эффективность там, где уместны выдержка, терпение. Это свидетельствует о том, что воля старшего дошкольника еще неустойчива, самоконтроль недостаточен.
С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. По мнению С. А. Газлевой работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому, должна быть целенаправленной, систематической. При этом надо помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений. Формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведения. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости, являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен, прежде всего, выяснить, что знают сами дети об этих отношениях между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятия «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявление жестокости.
Для развития гуманных отношений С. А. Газлева рекомендует использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывается конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, детям старшего дошкольного возраста можно прочитать рассказ Н. Носова «Карасик». Беседуя с детьми об этом рассказе, недостаточно спросить, как поступил мальчик, необходимо так построить беседу, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им поступком и пришедшим к нему раскаянием [7].
В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств. При формировании и развитии у детей этих представлений и гуманных чувств, необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредотачивать их внимание на жизненном опыте. Например, можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость. Можно обратить внимание ребенка на такой случай, когда он сам обошелся с кем-то несправедливо. Конечно, решить подобную задачу ребенку хотя и старшего дошкольного возраста, довольно трудно: необходимо обладать определенной долей самокритичности, а также иметь представления о непредвзятом отношении, как к окружающим, так и к самому себе. Но учить детей правильно оценивать свои поступки, сравнивая свое поведение с поведением других — одна из главных задач на пути формирования у детей этических представлений.
Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности, хотя называться предмет такого воспитания может по-разному: «социально-эмоциональное» воспитание, или «нравственное» воспитание, или «формирование гуманного отношения к другим людям».
В настоящее время характеризуется чрезвычайной вариативностью и разнообразием программ дошкольного образования. Мы остановимся на наиболее популярных программах, утвержденных Министерством образования РФ. К ним относятся: «Радуга», «Истоки», «Детство» и другие. При анализе программ нас будет интересовать не конкретное со-держание и общая эффективность, а направленность той или иной программы на нравственное воспитание ребенка. Мы попытаемся, прежде всего, очертить цели и задачи, связанные с нравственным воспитанием детей, и те методы их решения, которые предлагают авторы [30, с. 9].
В наше время достаточно широкое распространение получила программа «Развитие», разработанная Л. А. Венгером [3] и его учениками. В ее основу легли два теоретических положения: теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития и концепция самого Л. А. Венгера о развитии способностей. Соответственно, целями данной программы является развитие умственных и художественных способностей, а также специфически дошкольных видов деятельности.
Авторы программы не ставят перед собой специальной задачи нравственного воспитания детей, считая, что оно достигается «общей организацией жизни группы, эмоционально привлекательными для детей видами деятельности, вниманием со стороны взрослых к каждому ребенку и к взаимоотношениям детей между собой».
Несмотря на отсутствие интереса авторов к сфере развития эмоционально-личностных отношений между детьми, в программе зало-жены предпосылки развития этих отношений через игру, изобразительную деятельность и ознакомление с художественной литературой. Однако вопрос о том, действительно ли нравственное развитие достигается данными средствами, остается открытым. Поэтому судить о степени эффективности данной программы для нравственного развития достаточно сложно. Можно полагать, что она, скорее, определяется личностью воспитателя, чем содержанием самой программы [30, с. 10].
Достаточно большой популярностью пользуется в настоящее время программа «Радуга». Это — комплексная программа воспитания, образования и развития детей. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм : ритуалов приветствия и прощания, ритуалов празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх) [30, с. 10].
В последнее время широкое распространение получила комплексная образовательная программа «Детство», разработанная коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена [30, с. 11].
В отличие от других программ в ней нравственное развитие ребенка и формирование гуманных отношений с другими детьми является одной из центральных задач. Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Соответственно, проблема эмоционального развития дошкольника, обеспечение эмоционально-комфортного состояния ребенка в общении с взрослым и сверстниками и гармонии ребенка с предметным миром решается в разделе «Чувства», в задачи которого входит развитие «эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении и поступках».
Во многих детских садах широко используется программа «Дружные ребята», разработанная авторским коллективом под руководством Р. С. Буре. Эта программа в отличие от вышеназванных – парциальная! Поэтому нужно ее анализировать отдельно. Данная программа в отличие от многих других направлена непосредственно на воспитание гуманистической направленности, а именно на формирование гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников. Формирование гуманных чувств, по замыслу авторов, достигается путем осознания ценности доброжелательного отношения к другим и через обучение эмоциональному предвосхищению последствий своих поступков.
Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников [30, с. 12].
Отзывчивость характеризуется в программе как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и на-ходить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт.
В нашем детском саду активно внедряется базисная программа нового типа «Истоки» [14]. Целью программы является разностороннее и полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Одна из четырех линий развития дошкольника (наряду с физичес-ким, познавательным и эстетическим) является социально-личностное развитие. В качестве основы такого развития выступает общение ребенка с взрослыми и сверстниками, которое является «главным условием усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности, любви к своей семье и Родине, как основа формирования его самосознания» [30, с. 13].
Для каждого возраста в программе выделены соответствующие задачи социального развития, а также варианты реализации этих задач на практике.
Задачи социального развития заключаются, с одной стороны, в развитии морального сознания (различать эмоциональные состояния взрослых и детей, формировать представления о том, что хорошо и что плохо, что можно, что нельзя, а с другой стороны — в формировании коммуникативных навыков (доброжелательно здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбами и пр.). Следует отметить, что авторы программы «Истоки» многократно подчеркивают важность воспитания доброжелательных отношений ребенка с взрослыми и сверстниками.
Формы и средства воспитания отзывчивости у старших дошкольников в разнообразных образовательных программах для детей дошкольного возраста отличаются друг от друга. Рассмотрим их:
Программа «Радуга». Программа ставит важные цели по формированию эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения [30, с. 10].
В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие. Так накапливается опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности. Воспитатель разъясняет причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника, и непосредственно включается во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости [30, с. 13].
Таким образом, несмотря на новизну заявленных целей программы, их реализация подразумевает старые средства.
Подводя итоги нашему краткому обзору методов морально-нравственного воспитания, можно отметить, что в большинстве рассмотренных программ наблюдается существенное расхождение между целями нравственного воспитания и методами их практической реализации. При сравнении задач и методов их решения обнаруживается, что, несмотря на многообразие и новизну целей инновационных программ, многие из них привлекают старые средства, которые использовались еще в типовой программе. Несмотря на то, что главной задачей воспитания в большинстве программ является развитие нравственных чувств и гуманных отношений между детьми, основными методами во всех программах остаются, с одной стороны, формирование коммуникативных навыков, с другой — правильных оценок и моральных суждений. Предполагается, что и формирование навыков поведения и знание нравственных норм является залогом нравственного развития. Однако это не так.
Формирование коммуникативных навыков и «нравственных привычек» предполагает автоматическое воспроизведение правила или образца поведения в известной ситуации. Это достигается, с одной стороны, подражанием модели (образцу, а с другой — через поощрение правильных и осуждение неправильных действий (т. е. научение). В результате формируется нечто вроде морального стереотипа (или навыка, который ребенок научается автоматически использовать в соответствующих обстоятельствах. Такое действие происходит помимо сознания ребенка, что приводит к тому, что он не различает правильные и неправильные действия. По-видимому, для морального развития такое различение необходимо.
Другой метод воспитания — формирование моральных оценок и суждений: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Этот метод предполагает допущение, что морально-нравственные представления перерастают в мотивы собственных действий ребенка и становятся залогом и источником его альтруистического поведения. Данный метод является наиболее понятным и привлекательным с педагогической точки зрения, поскольку он предполагает традиционные и доступные педагогические средства: «объяснение», чтение литературы, приведение положительных примеров и пр. По-видимому, в силу этого данная стратегия остается наиболее распространенной. Общепринятым и очевидным является представление о том, что для формирования морального поведения необходимым условием является осознание моральных норм [30, с. 14].
Основной стратегией формирования нравственных качеств может стать не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним. Такая стратегия предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов нравственного воспитания детей, существующих в современной дошкольной педагогике [32].
По мнению Смирновой Е. О., Холмогоровой В. М., воспитание нравственных чувств должно базироваться на следующих принципах:
1. Безоценочность. Любая оценка (независимо от ее валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках. Именно этим и обусловлен запрет на любое вербальное выражение отношения ребенка к сверстнику. Минимизация речевых обращений и переход к непосредственному (экспрессивно-мимическому или жестовому) общению может способствовать безоценочному взаимодействию.
2. Отказ от реальных предметов и игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Дети начинают общаться «по поводу» чего-то, и само общение становится не целью, а средством взаимодействия [32].
3. Отсутствие соревновательного начала в играх. Поскольку фиксированность на собственных качествах и достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы исключили игры, провоцирующие детей на проявление данных реакций.
Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.
Основной стратегией формирования гуманных качеств может стать не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому и чувства общности.