Герасименко Анна
Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность жизни ребенка, и охрана его здоровья - одна из актуальных задач дошкольного образования. При этом важно не только оберегать до-школьника от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностя-ми, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. (ОК 10)
Публикация «Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста с учетом требований ФГОС» размещена в разделах
ФГОС ДО был введен термин «безопасный образ жизни», а также пред-ставлено детальное описание интеграции безопасного образа жизни в процессе обучения – от выполнения правил до формирования установок и ценностей. (2) (ОК 11)
Безопасному образу жизни также уделяется внимание в Федеральном за-коне «Об образовании в Российской Федерации», где указывается на необхо-димость формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного об-раза жизни. (1) (ОК 11)
Содержание знаний о безопасности жизнедеятельности отражено в обра-зовательных программах, рекомендованных министерством образования и науки для реализации в дошкольных образовательных организациях, где главная задача - это сформировать социальный опыт, личностные качества ребёнка на основе его включения в систему социальных отношений в различ-ных жизненных и игровых ситуациях. (ОК 9)
В ФГОС ДО, в целевых ориентирах указано, что к концу дошкольного возраста ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки лю-дей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения. (2) (ОК 9)
Специалистами разных направлений отмечается, что основным механиз-мом в условиях формирования безопасности должно быть образование (Н. А. Едимская, Г. Казанцев, М. А. Котик, Л. А. Михайлов, Ю. Н. Мотин, В. Немсадзе, С. А. Проскурин, В. П. Соломин, И. А. Щеголев и др.). Поэтому ос-новной задачей обучения подрастающего поколения является выработка и за-крепление общего представления о том, что любая деятельность человека потенциально опасна, а также привитие им знаний и элементарных навыков безопасного поведении дома, на улице, в детском саду, школе, в природе.
Разработка и принятие ФГОС дошкольного образования повлияло на
существенные изменения в воспитательно-образовательном процессе дея-тельности ДОО. (ОК 9)
Сегодня в дошкольных организациях разрабатываются свои общеобразо-вательные программы, в соответствии с требованиями ФГОС. Но во многих организациях реализуются большое количество уже существующих вариа-тивных и альтернативных программ развития и воспитания детей, которые, в первую очередь, призывают педагогов дошкольного образования способство-вать формированию у детей основ безопасного поведения.
Анализ программных документов показывает, что в данных программах,
наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья детей, вы
двигаются требования формирования у дошкольников знаний и умений без-опасности жизнедеятельности.
В программе «Детство» (авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.) предлагаются направления работы по формированию пред-ставлений о правилах обращения с огнем и электроприборами; о правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях, в соответствии с време-нами года (гроза, пожар, гололед, ураган, наводнение); обучение навыкам оказания элементарной помощи при порезах и ушибах; сообщение некоторых знаний осуществлению контактов с незнакомыми людьми. Данная программа требует дополнения знаний и умений личной безопасности детей дошкольно-го возраста по всем возрастным группам и видам опасностей. (17, с. 60)
В программе «Радуга» (авторы Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гри-зик, Е. В. Солошева и др.) впервые появляется специальный раздел «Правила личной гигиены», где предлагаются следующие ситуации для изучения: ребе-нок потерялся или заблудился; огонь-стихия; природа (правила поведения); правила пешехода; ситуации общения с незнакомыми людьми. Авторы этой программы отводят особую роль в этом вопросе родителям. (ОК 6) К тому же, анализ данного раздела программы показывает, что не все имеющиеся ви-ды опасностей здесь рассматриваются; слабо представлены бытовые
ситуации; содержание рассчитано на старший возраст. (21, с. 72)
Программа «Мы» (авторы Н. Н. Кондратьева, Т. А. Шиленок, Т. А. Марко-ва, Т. А. Виноградова) предполагает обучение детей поведению в природе и в общении с животным и растительным миром, а также правилам поведения рядом с водоемом и в воде, т. е. исключительно обучение правилам экологи-ческой безопасности. (31, с. 108)
В комплексной программе развития ребенка «Истоки» (Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др., в разделе «Физическое развитие» преду-смотрено формирование чувства осторожности, привитие знаний основ без-опасности (детей учат избегать опасных моментов, показывают специальные приемы, как правильно падать, оберегать глаза от 23 травм, приучают к
осторожности при встрече с незнакомыми людьми). (31, с. 109) (ОК 10)
Авторы данной программы с раннего возраста затрагивают многие акту-альные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности детей. Для дошкольников (с 3 лет) представлено примерное содержание знаний и умений личной безопасности ребенка; дан ориентир на показатели развития для каж-дого возрастного этапа по теме «Безопасность». Но стоит подчеркнуть, что в этой программе недостаточно рассмотрены бытовые опасности.
В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Ко-маровой, М. А. Васильевой) обучение безопасности жизнедеятельности пред-полагается в рамках социально-коммуникативного направления. В частности, предполагается решение следующих задач:
- формирование первичных представлений о безопасном поведении в бы-ту, социуме, природе;
- воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенци-ально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
- формирование представлений о некоторых типичных опасных
ситуациях и способах поведения в них;
- формирование элементарных представлений о правилах безопасности
дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил. (21, с. 73)
Таким образом, в данных программах отражена высокая содержатель-ность представлений детей дошкольного возраста о правилах безопасности, но предлагаемые знания и умения не систематизированы, нет последователь-ности методов и приемов работы в разных возрастных группах.
В соответствии с ФГОСДО разработаны ряд программ по формирова-нию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников. (ОК 4) Изучив сущность данного вопроса, считаем, что наиболее приоритетной является программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакци-ей Н. Н. Авдеевой, Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной. Эта программа нацеливает педагогов на решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспи-тание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных жизненных ситуациях. (39)
Программа содержит шесть разделов (блоков) :
1. Ребенок и другие люди.
2. Ребенок и природа.
3. Ребенок дома.
4. Здоровье ребенка.
5. Эмоциональное благополучие ребенка.
6. Ребенок на улицах города.
В основу вышеперечисленных блоков авторами положено группирование опасных ситуаций по случаю их возникновения, связанной с местом пребыва-ния ребенка, впервые выделен блок социальных опасностей, а также знания о здоровом образе жизни и психическом здоровье. (39)
Составители программы отмечают, что ее содержание должно быть реа-лизовано по всем представленным в ней разделам. Если какой-либо раздел
выпадает, то дети оказываются незащищенными от представленных в нем
опасностей внешнего мира. Кроме того, авторы указывают, что важно не
просто передать детям комплекс знаний о правилах безопасности, а больше внимания уделять приобретению дошкольниками собственного опыта без-опасного поведения. (39)
В соответствии с требованиями к программам по ОБЖ, программа для дошкольников должна содержать характеристику знаний, умений личной без-опасности в разных видах опасных ситуаций и отношения к соблюдению мер предосторожности, которые необходимо сформировать у детей данного воз-раста. (ОК 11)
В программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» по-дробно представлен блок возможных опасных для детей ситуаций при обще-нии с незнакомыми людьми дома и извне в разделе «Ребенок и другие люди».
Раздел «Ребенок и природа» направлен на становление основ экологиче-ской культуры дошкольников, в частности, возможных опасностях пребыва-ния ребенка на природе в соответствии с определенным временем года: об опасностях посещения водоемов в разный период; о необходимых умениях
для безопасного пребывания ребенка на природе. (39)
В разделе «Ребенок дома» не указано, какими умениями безопасного об-ращения с предметами быта дети должны овладеть, в каких действиям экс-тремальных ситуациях быта можно обучить детей и каким образом.
Разделы «Здоровье ребенка» и «Эмоциональное благополучие ребенка»
нацелены на приобщение к здоровому образу жизни, ознакомление с прави-лами первой помощи при травмах (порезах, ожогах, ушибах, укусах, тепло-вом и солнечном ударах, переохлаждении и пр., знакомству с элементарны-ми сведениями о лекарствах (пользе и опасности, проведение профилактики страхов у детей.
Раздел «Ребенок на улицах города» включает формирование знаний и
умения безопасного поведения детей на проезжей части и в автотранспорте, а также, описывается, что делать ребенку, если он потерялся. Единственное, необходимо включить в него вопросы профилактики детского травматизма на участке детского сада. Считаем, что эта программа с рекомендациями нужна педагогам ДОУ в отношении формирования основ безопасности жизнедея-тельности детей. Вместе с тем, хотелось бы четкого выделения знаний и уме-ний безопасного поведения, которыми могут овладеть дети для сохранения своей жизни и здоровья. (39)
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошколь-ного возраста должно осуществляться посредством тесного взаимодействия педагогов дошкольных образовательных организаций, родителей, социума и начинается, прежде всего, с создания необходимой развивающей предметно – пространственной среды. Для развития познавательной активности детей важ-но, чтобы информация, заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу пол-ностью, а побуждала ребёнка к её поиску. (ОК 4)
Развивающая предметно-пространственная среда в группе должна обес-печивать максимальную реализацию образовательного потенциала простран-ства группы, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уедине-ния. (ОК 4)
Значимым является оснащение ДОО современными средствами обуче-ния: интерактивная доска, телевизор, проектор, ноутбук. Эти средства, позво-ляют стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освое-нии новых знаний. (ОК 5)
Опираясь на исследования П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной и др., мы определили, что процесс накопления опыта безопасного поведения ребенка должен осуществляться поэтапно, ступенчато:
На 1 этапе - важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.
На 2 этапе – необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разно-образие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила.
На 3 этапе – на основе усвоенных знаний и умений (превращение правил
из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное
овладение реальными практическими действиями. (33, с. 60) (ОК 7)
К основным показателям сформированности безопасного поведения у ребенка дошкольного возраста относят следующие моменты:
- знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опас-ности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
- умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
-отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблю-дения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасно-сти). (32, с. 84)
Таким образом, в условиях реализации ФГОС ДО вопросу формирова-ния у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности уделяется особое внимание. Наиболее эффективно, на наш взгляд, данная проблема решается в программе Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Л. Б. Стерки-ной. Предлагаемые знания и умения в ней систематизированы, основной объ-ем информации предполагается в старшем возрасте. Эта программа нацелива-ет педагогов ДОО на решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожидан-ных ситуациях.